Исследование динамики и синтез цифровых алгоритмов управления боковым движением летательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Заданы:
уравнения движения объекта управления – самолета в боковом движении.
структурная схема системы управления
уравнения исполнительных устройств
технические требования к системе

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ: 2
ЗАДАНИЕ. 3
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ: 5
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ. 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДА КВАНТОВАНИЯ T0 10
2.СИНТЕЗ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 12
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ: 12
ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ПЛОСКОСТИ ПАРАМЕТРОВ К11 И К12: 13
ВЫБОР КОЭФФИЦИЕНТОВ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ К11 И К12 14
3.УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИСКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ
С УЧЁТОМ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В КАНАЛЕ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ. 15
4.СИНТЕЗ ЦИФРОВОГО АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ В
КАНАЛЕ ЭЛЕРОНОВ ЧАСТОТНЫМ МЕТОДОМ. 16
5. ВЫБОР КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ОТ 18
РУЧКИ ЛЁТЧИКА. 18
6.УРАВНЕНИЕ ДИСКРЕТНОГО АЛГОРИТМА ОПТИМАЛЬНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ НЕИЗМЕНЯЕМОЙ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА. ПРОГРАММА МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОПТИМАЛЬНОГО ФИЛЬТРА. 20
ВЫВОДЫ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31

Файлы: 1 файл

Мой курсовой.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

_________

 

Федеральное агентство по образованию

 

Московский авиационный институт

(государственный технический университет)

_______________________________________________________________________

 

 

 

Факультет №3

Кафедра 301

Группа 03 – 401

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Исследование динамики и синтез цифровых алгоритмов управления

боковым движением  летательного аппарата».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2008г.

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание.

Заданы:

  1. уравнения движения объекта управления – самолета в боковом движении.
  2. структурная схема системы управления
  3. уравнения исполнительных устройств
  4. технические требования к системе

 

 

Структурная схема системы  управления боковым движением.

 

 

Уравнения ЛА:

 

Требуется:

Разработать алгоритмы  анализа и синтеза. Провести с  их помощью исследования динамики и  выбор параметров САУ.

 

Перечень задач:

1.  Исследование динамики  объекта управления и выбор периода квантования T0:

а) провести анализ динамики многосвязного объекта управления:

- построить переходные  процессы объекта управления  при ступенчатом отклонении элеронов  и при ступенчатом отклонении  руля направления;

- определить корни  характеристического уравнения объекта;

- построить частотную  характеристику объекта управления  по координате wx;

- сделать выводы о  динамических свойствах системы;

б) Выбрать параметр T0 – период дискретизации для реализации цифровых алгоритмов управления:

 

2. Произвести синтез передаточных чисел в канале руля направления исходя из требований к затуханию колебаний самолета по рысканию.

 

а) получить Z-передаточные функции самолета от δн к ωу;от δн к β;

б) для выбранного периода  дискретизации Т0 вычислить z-передаточную функцию соединения ключ-фиксатор-объект;

в) составить характеристическое уравнение дискретной системы в  канале руля направления;

г) построить область  устойчивости в плоскости коэффициентов  К11 и К12 с использованием метода стандартных z-передаточных функций;

д) выбрать оптимальные  значения К11 и К12;

е) построить переходные процессы по координатам ωу и β.

 

3. Записать уравнение  состояния дискретной системы  с учетом выбранной обратной  связи в канале руля направлений. 

 

4. Произвести синтез  ЦАУ в канале элеронов частотными методами.

а) построить псевдочастотные  характеристики;

б) выбрать параметры  цифрового регулятора;

в) построить переходные процессы по wх.

 

5. Выбрать коэффициент  электрической связи Кх от  ручки летчика из условия обеспечения  требуемой эффективности управления самолета.

 

6. Записать уравнение  дискретного алгоритма оптимальной фильтрации для вычисления неизменяемой координаты объекта. Составить программу моделирования и исследовать динамику оптимального фильтра.

 

 Требования к системе:

 

  1. Не менее чем 2-х кратные запасы устойчивости по всем коэффициентам обратных связей.
  2. Затухание короткопериодических колебаний по ωу и β не менее чем в 10 раз за период.
  3. Собственная частота колебаний не менее 3 рад/с.
  4. Время переходного процесса при управлении ωх не более 1с при монотонном характере переходного процесса (перерегулирование не более 5%).

 

 

1. Исследование динамики  объекта управления.

 

а)Найдем матрицу передаточных функций системы.

 







 

 

 

 



 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)Построим переходные процессы в системе при ступенчатом отклонении рулей направления и элеронов

 

Переходный процесс по ωy.

—— - переходный процесс  по ωy при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по ωy при отклонении элеронов.

 

Переходный процесс по β.

—— - переходный процесс  по β при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по β при отклонении элеронов.

Переходный процесс по ωx.

—— - переходный процесс  по ωx при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по ωx при отклонении элеронов.

 

в)Найдем корни характеристического  многочлена системы:

Построим частотную  характеристику объекта:

A=[-0.6 -5.71 -0.04;1 -0.22 0.065;-0.7 -24 -2.5];

B=[-1.07 0.12;-0.005 0;-2 -6.5];

C=eye(3);

D=zeros(3,2);

WS=ss(A,B,C,D);

WS1=tf(WS(3,2))

margin(WS1)

 

 

Сделаем выводы по полученным переходным процессам:

1. Объект малодемпфированный, с достаточно низкой частотой  собственных колебаний (ω*≈2.546 рад/с).

2. Переходные процессы по ωx Tпп≈4÷5с, что не удовлетворяет требованиям, наложенным на систему.

Это требует демпфирования  системы, а также корректировки  системы, для улучшения времени  переходного процесса, что достигается  изменением корней характеристического  уравнения за счет коэффициентов  К11, К12, К23.

Для расчёта идеальных ОС зададим желаемый характеристический многочлен

       

Выберем комплексные корни исходя из начальных требований на затухание короткопериодических  колебаний по угловым скоростям рысканья и крена в режиме стабилизации при отработке ненулевых начальных условий по координате β (боковой ветер) не менее чем в 10 раз за время переходного процесса или за период колебаний.

Мнимая часть комплексного корня.

Im(s) = ω = 4.5

Вещественная часть  комплексного корня.

Время переходного процесса Тпп=1с. Тогда действительная часть комплексного корня будет равна:

Re(s) ≤ – 2.303.

s1,2=  – 2.303±4.5i

Возьмем действительный корень равный Re(s).

s3= – 2.303



Найдем характеристический полином системы.

 

 

Определим коэффициенты К11, К12, К23.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате получаем следующие  значения коэффициентов:

K11=3.1502

K12=14.13

K23=0.016563

Построим переходные процессы с полученными коэффициентами.

 

 

Переходный процесс по ωy.

—— - переходный процесс по ωy при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по ωy при отклонении элеронов.

 

Переходный процесс по β.

—— - переходный процесс по β при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по β при отклонении элеронов.

Переходный процесс по ωx.

—— - переходный процесс  по ωx при отклонении рулей направления.

– – – - переходный процесс по ωx при отклонении элеронов.

 

Определение периода  квантования T0

 

Для выбора периода дискретности Т0 построим частотные характеристики объекта, замкнутого по ωУ и β, но разомкнутого по ωХ. Также необходимо учесть динамику привода элеронов.

Матрица коэффициентов  обратных связей:

K=[3.1502 14.13 0;0 0 0.016563];

Матрица коэффициентов  обратных связей, разомкнутой по ωХ системы.

K1=[3.1502 14.13 0;0 0 0];

A1=A+B*K1;

WS2=ss(A1,B,C,D);

W2=tf(WS2(3,2))

Передаточная функция от δэ к ωX

   -6.5 s^2 - 28.54 s - 147.2

---------------------------------

s^3 + 6.761 s^2 + 35.43 s + 56.01

Wpre=tf([1],[0.11 1])

Передаточная функция привода

   1

----------

0.11 s + 1

Wwxeu=W2*Wpre

Передаточная функция от uэ к ωX

          -6.5 s^2 - 28.54 s - 147.2

--------------------------------------------------

0.11 s^4 + 1.744 s^3 + 10.66 s^2 + 41.59 s + 56.01

margin(Wwxeu)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частотная характеристика системы, замкнутой по каналу направления  и разомкнутой по каналу элеронов.

 

Выберем параметр T0 из условия обеспечения запаса по фазе замкнутой системы не менее 600:

На частоте ωс = 5.08 рад/с запас по фазе составляет 88.50

Фиксатор ухудшит нашу систему на ∆φ= ωсT0/2 рад

 

 Выберем Т0=0.2 сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Синтез передаточных  чисел в канале руля направления

 

Получение Z – передаточных функций ОУ по ωУ и β:

Составим уравнения  упрощенной системы, исключив из системы  ωХ и δЭ:

 

Aup=[-0.6 -5.71; 1 -0.26]

Bup=[-1.07;-0.005]

Cup=eye(2)

Dup=zeros(2,1)

T0=0.3;

Sup=ss(Aup,Bup,Cup,Dup)

 

Получение Z-передаточных функций по и :

Wup=tf(Sup)

SDup=c2d(Sup,T0,'zoh')

[F,D1,H,G]=ssdata(SDup)

Wz=tf(SDup)

step(Wz)

Передаточная функция по

       -0.1936 z + 0.1846

#1:  ---------------------

      z^2 - 1.631 z + 0.842

Передаточная функция по

 

      -0.02078 z - 0.01789

#2:  ---------------------

      z^2 - 1.631 z + 0.842     

 

 Составление характеристического уравнения дискретной системы в канале руля направления:

 

syms K11 K12 z w s

Kup=[K11 K12];

f=F+D1*Kup

f1=vpa(f,4)

f1=[.7853-.1936*K11,   -1.009-.1936*K12;.1766-.2078e-1*K11, .8453-.2078e-1*K12]

mf=det(z*eye(2)-f1)

h=vpa(collect(mf,z),4)

 

h=z^2+(-1.631+.1936*K11+.2078e-1*K12)*z+.1787e-1*K12-.1846*K11+.8420

Построение  области устойчивости дискретной системы  в плоскости параметров К11 и К12:

Для этого необходимо перейти из Z – области в w – область

 

z=(1+w)/(1-w);

zw=subs(h,z)

zw1=vpa(zw,4)

zw2=simplify(zw1)

zw2=-.1e-4*(-21100.-31600.*w-347300.*w^2-900.*K11+37820.*K11*w^2-3865.*K12+291.*K12*w^2+3574.*K12*w-36920.*K11*w)/(-1.+w)^2

zw5=vpa(collect(zw2,w),4)

 

K11=-2:.01:10;

Составим уравнения  границ области устойчивости:

K121=.3473e6/291.-.3782e5/291.*K11;

K122=.3692e5/3574.*K11+.3160e5/3574.;

K123=-900/3865.*K11-.2110e5/3865.;

plot(K11,K121,'r',K11,K122,'b',K11,K123,'g');grid;zoom yon;xlabel('K11');ylabel('K12')

 

Область устойчивости в  плоскости параметров К11 и К12:

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор коэффициентов  обратных связей в канале руля направления  К11 и К12

 

Зададим желаемый характеристический полином и выберем из области устойчивости оптимальные значения К11 и К12

 

Желаемый характеристический полином:

 

roots([1 2*0.707*4.5 4.5*4.5])

z1=exp(T0*(-3.1815 + 3.1825i))

z2=exp(T0*(-3.1815 - 3.1825i))

syms z

yu=expand((z-z1)*(z-z2))

vpa(collect(yu),3)

 

yu=z^2-.851*z+.280

Приравняем коэффициенты при одинаковых степенях:

-1.631+.1936*K11+.2078e-1*K12=-.851

.1787e-1*K12-.1846*K11+.8420=.280

 

Решим уравнения относительно К11 и К12:

[K11,K12]=solve('-1.631+.1936*K11+.2078e-1*K12=-.851','.1787e-1*K12-.1846*K11+.8420=.28')

В результате получим:

K11=3.511

K12=4.823

 

Построение  переходных процессов по ωУ и β: 

Ko=[3.511 4.822]

Ao=Aup+Bup*Ko

S1=ss(Ao,Bup,Cup,Dup)

SD1=c2d(S1,T0)

 

При ступенчатом отклонении руля направления:

step(S1,4)

3.Уравнения  состояния дискретной системы

с учётом обратных связей в канале руля направления.

Составим модель замкнутой системы с учётом динамики приводов:

 

M=[0 0 0 -1/0.11 0; 0 0 0 0 -1/0.11]

Apr=[A B; M]

Bpr=-1*M'

Cpr=eye(5)

Dpr=zeros(5,2)

Spr=ss(Apr,Bpr,Cpr,Dpr)

SDpr=c2d(Spr,0.3)

F=SDpr.a

D1=SDpr.b

H=SDpr.c

G=SDpr.d

Kpr=[3.511 4.823 0 0 0;0 0 0 0 0]

AprZ=F+D1*Kpr

SDprzam=ss(AprZ,D1,H,G,T0)

F1=SDprzam.a

D2=SDprzam.b

H1=SDprzam.c

G1=SDprzam.d

 

F1 =

0.4121   -1.5038   -0.0114   -0.0848    0.0139

    0.1414    0.7829    0.0089   -0.0131   -0.0025

   -1.0484   -4.2267    0.5865   -0.1059   -0.4346

    2.9411    4.0401         0    0.1623         0

         0         0         0         0    0.1623

D2 =

   -0.1068    0.0148

   -0.0096   -0.0019

   -0.1633   -0.5832

    0.8377         0

         0    0.8377

H1 =

     1     0     0     0     0

Информация о работе Исследование динамики и синтез цифровых алгоритмов управления боковым движением летательного аппарата