Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка конструкции фюзеляжа ДПЛА. Требования предъявляемые предмету разработки следующие:
ориентировочный размах крыльев ДПЛА 3-3,5 метров и длина 3,5-4 метра;
ориентировочная масса аппарата 60 кг.;
масса полезной нагрузки 20 кг.;
в качестве силовой установки предусматривается поршневой двигатель мощностью около 20 л.с.;
материалы, используемы для производства аппарата, должен обеспечивать его незаметность для радарных систем наблюдения;
стоимость конструкции должна быть ниже стоимости аналогичных конструкций;
конструкция ДПЛА должна быть разборной, для удобства транспортировки (съёмные крылья);
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………....4
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ………………………..……5
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАТЕРИАЛА…………………………………….……….6
ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ…………………………………...8
РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ И ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК……..........11
ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……………………………..12
ОЖИДАЕМЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………...............15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ А …………………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………………………....
Реферат
Отчет
26 с., 2 табл., 4 рис., 9 источников, 2 приложений.
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ФЮЗЕЛЯЖ, ОПЕРЕНИЕ, СТАБИЛИЗАТОР, ШПАНГОУТ, СТЕКЛОПЛАСТИК, ОБШИВКА
Объектом разработки является фюзеляж беспилотного летательного аппарата.
Цель исследования - изучение вопросов, связанных с разработкой конструкции фюзеляжа и оперения беспилотного летательного аппарата.
В результате патентно-информационных исследований показана патентная чистота в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации.
В
процессе работы был произведен прочностной
расчет фюзеляжа и оперения, рассчитана
ориентировочная стоимость фюзеляжа исходя
из его разработки и стоимости материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ……………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
А …………………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б …………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В ходе данного курсового проекта проводилась разработка конструкции фюзеляжа беспилотного летательного аппарата. В качестве основного материала для изготовления изделия предложен композиционный материал трёхслойной конструкции (наружные слои – стеклопластик на основе эпоксидного связующего и стеклоткани, средний слой – пенопласт). Такой материал обеспечивает достаточную прочность и жёсткость конструкции, при этом масса летательного аппарата меньше , чем у конструкций с применением других материалов. Кроме того, стеклопластик обладает радиопоглощающими свойствами, что позволяет использовать летательный аппарат в качестве самолёта-разведчика.
1
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО
ИЗДЕЛИЯ
Дистанционно-
Целью
данного курсового проекта
В авиационной технике из-за особенностей эксплуатации предъявляются высокие требования к материалам. Материалы, применяемые для конструирования летательных аппаратов, должны обеспечивать необходимую прочность и жёсткость конструкции, должны обладать атмосферостойкостью. При этом материал должен предусматривать возможность изготовления изделия сложной формы и по возможности без дополнительных крепёжных элементов, увеличивающих массу самолёта.
Композиционные материалы, благодаря своим качествам (высокая удельная прочность, возможность управления структурой и формообразования изделий практически любой геометрии, лёгкость комбинирования с разными материалами), нашли широкое применение в самолётостроении.
В
качестве основного материала
В качестве связующего используется композиция на основе эпоксидной смолы ЭД-6, которая обладает более высокими механическими свойствами по сравнению, например, с полиэфирной. Кроме того, эпоксидная смола хорошо противостоит атмосферным воздействиям, что позволяет использовать её в конструкциях, работающих на открытом воздухе.
Для придания конструкции фюзеляжа устойчивости, жёсткости, а также прочности в местах крепления силовых узлов, оперения и шасси вводится поперечный набор шпангоутов и рёбер из древесины ( ясень). Древесина имеет низкую плотность и хорошо склеивается со стеклопластиком при помощи клея на основе эпоксидных смол.
Допускаемые значения нормальных и касательных напряжений для некоторых материалов, часто используемых для постройки лёгких самолётов, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики материалов для изготовления обшивок, стенок лонжеронов, нервюр, шпангоутов, работающих на кручение и сдвиг
Материалы | Касательные напряжения, Мпа | Нормальные напряжения, МПа | плотность, г/см3 | ||||
вдоль волокон | под углом 45о | поперёк волокон | вдоль волокон | под углом 45о | поперёк волокон | ||
Фанера авиационная берёзовая | 20 | 40 | 20 | 75 | 30 | 45 | 0,8 |
Стеклопластик холодного отверждения(стеклоткань Т10+эпоксидное связующее) | 30 | 60 | 30 | 300 | 180 | 200 | 1,6 |
Листы Д-16Т | 280 | - | - | 400 | - | - | 2,8 |
3 ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
В силовом отношении фюзеляж связывает между собой отдельные части летательного аппарата, являясь базой-опорой, для крыла, оперения, шасси, силовой установки и т. д. Внешняя форма фюзеляжа определяется назначением самолёта, расположением двигателей и другими факторами. Идеальной формой фюзеляжа является тело вращения, геометрические параметры которого зависят от скорости. Для малых скоростей лучшая форма – каплевидное тело.
С целью уменьшения сил лобового сопротивления фюзеляжа габариты его поперечного сечения должны быть минимальными. Круглое сечение наиболее рационально и технологически более выгодно. Применение овальных и более сложных форм продиктовано стремлением уменьшить сопротивление при хорошем использовании внутреннего пространства.
К конструкции фюзеляжа предъявляются следующие требования:
-
обеспечение хорошей
- хорошее использование внутреннего пространства, удобство размещения и установки оборудования, доступ к внутренним элементам;
-
высокая технологичность
- конструктивные и весовые требования (достаточная прочность и жесткость конструкции при минимальной массе, отсутствие остаточных деформаций при нагрузках не превышающих эксплуатационные, обоснованное и удобное крепление крыльев, оперения, шасси и силовой установки).
Оперение
служит для балансировки самолёта на
заданных углах атаки, а также
для обеспечения потребной
Горизонтальное оперение обеспечивает продольную балансировку , устойчивость и управляемость, и на дозвуковых самолётах состоит из неподвижного или малоподвижного стабилизатора. Вертикальное оперение обеспечивает путевую балансировку, устойчивость и управляемость и состоит, как правило, из неподвижного киля и руля направления.
С учётом этих требований была принята следующая конструкция фюзеляжа и оперения.
Фюзеляж состоит из двух симметричных относительно миделевого сечения половин, что облегчает установку внутренних усиливающих деталей. Он имеет обшивочную структуру: оболочка из стеклопластика, усиленная поперечными шпангоутами из ясеня. К носовому шпангоуту крепится капот при помощи винтов и моторама. В месте крепления стойки шасси приклеивается деревянная площадка с заформованными гайками под крепёжные болты. Для установки блока управления, топливных баков и полезной нагрузки предусмотрены полки. Крепление съёмных крыльев состоит из стелопластиковых труб, которые продеваются через фюзеляж и опираются на деревянные нервюры, выполненные заодно с фюзеляжем на выступающих частях.
В плане фюзеляж имеет сужающуюся к хвосту форму. Поперечное сечение в носовой части имеет овальную форму с сужением книзу (это обусловлено установкой двигателя со смещением вверх), в средней и хвостовой части – овальное. В верхней средней части фюзеляжа имеется люк для установки оборудования.
Горизонтальное и вертикальное оперение установлено в хвосте и состоит из киля, выполненного заодно с фюзеляжем, и съёмных стабилизаторов. Они имеют трапециевидную форму и состоят из стеклопластиковой оболочки с поперечными деревянными нервюрами. Руль направления и рули высоты имеют аэродинамические компенсаторы, представляющие собой часть рулевой поверхности, вынесенной вперёд за ось вращения у края руля. Компенсаторы служат для уменьшения шарнирного момента руля при больших углах отклонения руля на максимальной скорости, что позволяет снизить усилия необходимые для их управления.
При
использовании БЛА в военных целях
в качестве разведчика места установки
силовой установки, оборудования и блока
управления следует обклеить слоем тканого
радиопоглощающего материала.
4
РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
И ПРОЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
Нагрузки на горизонтальное оперение подразделяются на уравновешивающие, маневренные и нагрузки при полете в не спокойном воздухе. Поскольку данный БПЛА не предназначен для ведения воздушного боя, а используется как средство наблюдения, то он не рассчитан на выполнение фигур высшего пилотажа и нагрузками при маневрировании пренебрегаем. Определим уравновешивающую эксплуатационную нагрузку, как усилие, которое необходимо приложить к стабилизатору, чтобы самолёт мог сохранять горизонтальное положение. При этом принимаем коэффициент перегрузки n=3 .