Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:45, курсовая работа
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его возникновения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, единица его измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа в честь города -- тариф
Введение
1. Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела
2. Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеторговые связи
3. Таможенные органы и их структура
4. Таможенный доход в России
Заключение
К концу второго десятилетия XVIII века непосредственное вмешательство государства в промышленность и торговлю несколько смягчается, активизируется частная инициатива. Основным учредителем новых мануфактур становятся частные лица, в их руки передаются и некоторые казенные предприятия. С преимущественно военного на гражданский меняется соответственно и профиль мануфактур. Несколько ограничиваются экспортные монополии.
Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть таможен. Все зависело от местных условий и традиций.
Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.
Процесс совершенствования таможенного дела в Московском государстве шел медленно, в рассматриваемый период едва наметились тенденции к более рациональной службе. Механизм таможенного дела в силу экономической отсталости страны, слабо развитой внешней торговли, несовершенства денежной системы, практически не работал. Существовал обычный налоговый сбор с едва просматриваемыми элементами таможенного механизма.
4. Таможенный доход в России
Опыт развития таможенного дела на Руси показывает, что пошлины в широком смысле слова лишь тогда являлись таможенными, когда они были связаны с производством товаров, с развитием промышленности, то есть когда работал механизм регулирования экономики страны.
Как известно, таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.
Установлением таможенных пошлин преследуются две цели: экономическая (покровительство отечественной промышленности) и финансовая (фискальная), связанные с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики были пошлины особого вида, преследующие “политические цели”, хотя фискальная теория их не предусматривает.
В частности, эти цели проявляются в запрещении на отпуск и привоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в установлении разных ставок пошлин на аналогичные товары разных партнеров.
Кроме понятия пошлины, в таможенном деле существовало понятие “таможенные сборы”.
Таможенные сборы включали: пошлины, складочный сбор, канцелярский сбор, сбор на наложение на товары клейма, сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.
Важное значение имели и “таможенные доходы”, то есть доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.
Это далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда таможенных понятий свидетельствует о том, что таможенное дело уже в XVII веке получило свое развитие и что сложилась определенная система в таможенной политике.
По мере того, как территория России расширялась, изменялись и удлинялись ее границы. Это вызывало трудности в организации таможенной службы, требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки, что вело к снижению таможенных доходов.
Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения товаров таможенными пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Установлено, что система древнерусских таможенных пошлин была занесена на Русь греческими священниками, приглашенными князем Владимиром для распространения христианства, то есть в 988 - 989 годах.
Таможенные пошлины существовали в Киевской Руси, но когда в XI веке они начали нарушаться местными князьями, которые создавали свои собственные границы, то каждый феодал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных пошлин.
К проезжим пошлинам в XVI веке относился в первую очередь мыт - основная пошлина за провоз товара от 1 до 3 денег с воза. Торговые пошлины были более разнообразны.
Существовала практика взимания таможенных пошлин посредством откупа.
Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не облагались.
После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV века Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV как-то пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской таможенной грамотой 1571 года с местных горожан предусматривалось брать пошлину в количестве 0,75% по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, с иноземцев - 7%.
Материалы о структуре торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других процедурах таможенного дела в XVI веке содержаться в первую очередь в таможенных книгах. Часть этих книг была опубликована еще в начале XX века, другая - в 50-е годы нынешнего столетия.
Отдельные сведения о состоянии торговли и, естественно, таможенных сборах в XVI-XVII веках встречаются в иностранных источниках. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредственных очевидцев описываемых событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, в том числе о таможенном деле.
Дальнейшее развитие таможенная политика России получила в Новгородском уставе 1667 года. Преследуя фискальные цели таможенного законодательства, самодержавие закрепило в нем идеи монетаризма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали теперь взиматься золотыми монетами и ефимками.
Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками “перед прежним с убавкою”. Если станет известно, что напитки привезены посланникам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, русским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки пропускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефимках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров “вдвое без пощады”. Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось лицо, ввозившее вино, “бить кнутом нещадно”. Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду.
Таким образом, к началу XVIII века в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII века обеспечило совершенствование таможенного механизма.
Вместе с тем, объективно вызревающие экономические реформы в Русском государстве, возникновение рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки кадров.
Заключение
Таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной им, -- таможенным законодательством Российской Федерации.
При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом (во избежание терминологической путаницы) в Таможенном кодексе РФ (ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 4) оговорено, что термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в узком смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает только законы, а не в широком -- когда оно включает в себя также и нормы подзаконных актов. К таковым актам в сфере таможенного дела относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ (которые Таможенный кодекс РФ (ч. 1 ст. 4) именует как «иные правовые акты»), а также нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (в качестве такового выступает Минэкономразвития и торговли РФ), издаваемых им в пределах своей компетенции в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства, а также соответствующими указами Президента РФ и постановлениями (распоряжениями) Правительства РФ.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс РФ-Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса РФ, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 3 ТК РФ. Важно отметить, что, к сожалению, подобного рода требования не было закреплено в ранее действовавшем Таможенном кодексе РФ 1993 г. и неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ 1993 года нередко приводило к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее. Ныне такая практика исключена.
Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно положениям ст. 4 ТК РФ, акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ (т.е., как уже отмечено -- «иные правовые акты Российской Федерации») применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они улучшают положение лиц и прямо предусматривают свою обратную силу. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, только если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Акты таможенного законодательства (т. е. «таможенные» законы) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:
а) соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых они издаются, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;
б) Таможенным кодексом установлен специальный порядок введения в действия указанных запретов, ограничений или требований.
Что касается нормативно-правовых актов в области таможенного дела, издаваемых Минэкономразвития и торговли РФ, то такие акты:
во-первых, подлежат обязательной государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
во-вторых, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:
а) соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты Минэкономразвития и торговли РФ, вводятся в действие в более короткие сроки;
б) нормативные правовые акты Минэкономразвития и торговли РФ в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий (при этом они могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу);
в) Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.