Зарождение ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:45, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его возникновения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, единица его измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа в честь города -- тариф

Оглавление

Введение
1. Зарождение внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела
2. Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеторговые связи
3. Таможенные органы и их структура
4. Таможенный доход в России
Заключение

Файлы: 1 файл

зарожд. вэд.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Развивается русская традиционная торговля с Китаем. Каждые три года государство организовывало караваны в Пекин, которые доставляли туда ценные меха и другие товары и возвращались с шелком, камкой, фарфором. Однако она всячески сдерживалась тем, что не была узаконена между Россией и Китаем. Лишь после заключения Нерчинского договора в 1689 году эта торговля значительно расширилась. В Китай доставлялись товары из Москвы, Устюга, Мангазеи, Тюмени и других городов. Иногда, как это имело место в конце XVII - начале XVIII века, доставлялись товары торговыми караванами. Так, караван купца Саватеева, возвратившийся из Пекина в 1703 году через Нерчинск и Селенгинскую степь, дал русской казне 49 тысяч рублей прибыли. Государство получило также пошлин на сумму 56640 рублей.

Особенность торговли во второй половине XVII века состояла в том, что государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором стал просматриваться аспект защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь через тарифы.

В 1649 году в России были отменены привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

Важным шагом, способствующим развитию таможенного дела, явилась отмена в 1654 году таможенных откупов. Однако вскоре они вновь были введены и использовались как средство быстрого получения таможенных доходов.

В середине XVII века в России объективно назревали таможенные реформы.

В XVII веке существенно выросло ремесленное производство, усилилась торгово-промышленная специализация районов, обусловленная главным образом природно-географическими условиями. Центрами металлообработки стали Тульско-Серпуховский, Устюжно-Железнопольский, Тихвинский районы, Заонежье; солеварения - Поморье и Поволжье; производства полотна и холста - Новгородско-Псковский, Олонецкий, Ярославский и другие районы.

Принципиально новым явлением в экономике России XVII века стали мануфактуры. Впервые они возникли в Тульско-Каширском районе. По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича голландец Виниус в 1632 году основал на реке Тулице железоделательный завод. Вскоре в этом районе возникли и другие железоделательные заводы. К ним были приписаны рудники и крестьяне (тем не менее на заводах работали и наемные рабочие). По-видимому, до 90-х годов XVII века металлургия оставалась единственной отраслью, где действовали мануфактуры.

Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (под Брянском) и др.

Оптовую торговлю в основном сосредоточивала в своих руках купеческая элита, которую составляли гости и торговые люди суконной и гостинной сотни. Они имели значительные привилегии: были освобождены от ряда посадских повинностей, могли иметь вотчины, а гости - право выезда за границу. Взамен они выступали в качестве торговых агентов казны: закупали товары, торговля которыми была монополизирована государством, управляли крупнейшими таможнями, а также служили финансовыми советниками царя.

К началу XVII века система пошлин в Московском государстве представляла, по мнению исследователей таможенного дела, “механический конгломерат долголетних исторических напластований”. Сложившиеся еще в XIII - XVI веках таможенные пошлины обросли множеством дополнительных налогов, которые с трудом поддавались систематизации. К началу века экономический аспект объективно сложившейся таможенной системы утратил свое значение. Дифференциальное таможенное обложение стало тормозом экономического развития страны.

В силу сложившегося положения в России отдельные княжества в рассматриваемый период сохраняли особые таможенные границы. Это тормозило ход экономического развития централизованного государства, так как рост общественного разделения труда приводил к концентрированию небольших местных рынков в единый всероссийский рынок.

В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором “О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров”.

В Указе говорилось: “Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостинной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценой на деньги в продаже будет”.

Согласно Указу пошлины с иноземцев были несколько повышены - теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные в глубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.

В историографии таможенного дела Указ от 25 октября 1653 года рассматривается как Таможенный устав, а в большинстве случаев - как Торговый устав. Так или иначе, указ стал важной вехой таможенной реформы в России, документом, содержание которого положило начало перестройки таможенного дела в соответствии с потребностями экономического и торгового развития Московского государства.

Расширение связей России с международным рынком, активизация торговли иноземных купцов объективно поставили вопрос о продолжении реформы. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введен в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Резко увеличены с них пошлины (почти в 4 раза), в пять раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.

Новоторговый устав носил ярко выраженный протекционистский характер. Принятием устава завершился первый этап таможенный реформ, которые продлились до середины XVIII века, когда были ликвидированы внутренние таможни, отменена откупная система и таможенные органы превратились в государственный аппарат со своей структурой и управлением.

Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

Однако в XVII веке внешняя торговля России значительно отставала от западных стран. Торговля осуществлялась, - как правило, иностранцами, которые заключали сделки с выгодой для себя, всячески стараясь не допускать развития русского купечества. Чтобы воспрепятствовать в этом иностранцам, государство издает ряд законодательных документов, регулирующих взаимоотношения с западными торговцами.

3. Таможенные органы и их структура

По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлин и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по несколько. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

В конце XVI - начале XVII века в России сложились два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый “верный”, когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, “на веру”, в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу.

Таможенные головы избирались на один год. На крупных таможнях назначались и “товарищи”, то есть заместители головы. Самые крупные таможни возглавлялись представителями купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Исходя из результатов работы таможен по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поощрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя. В 1636 году казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 рублей, астраханская - на 4462 рубля. Таможенные головы получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атласа, по одной штуке камки-куфтыря и по 40 соболей стоимостью 60 рублей.

Второй способ управления таможнями и сбора пошлин - сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

В начале XVII века многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани, Пронске, Верее, Лебедяни, Данкове и др. На “вере” были таможни, расположенные в Мезене, Каргополе, Перми Великой, Вятке, Соли Камской, Твери. В Калуге и Торжке до 1614 года таможни были на откупе, а в последующем на “вере”, в Михайлове и Зарайске до 1613 года таможни были на “вере”, а с 1614 года перешли на откуп.

В XVII веке право взимания сбора таможенных пошлин было предоставлено некоторым монастырям. Но эти привилегии духовным лицам часто отменялись. Откупы сохраняются не только в XVII, но и в XVIII веке и отменены Высочайшим указом лишь в 1807 году.

Организационная структура таможен отличалась простотой и единообразием.

В штатах таможен имелись целовальники. Их численность, в зависимости от важности таможни, колебалась от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне. Целовальников так же, как и таможенных голов, избирали посадские люди и уездные крестьяне. При этом практиковалось избрание в таможни другой губернии.

После выборов составлялся “Выбор” - документ об избрании, который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая выдвинула их на должность таможенника. Целовальники так же, как и головы, принимали присягу, но в присутствии воеводы, который, получив соответствующую грамоту из Москвы, отдавал приказ об очередных выборах в таможню.

В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный целовальник фактически выполнял роль казначея. Имелись “ходячие” и караульные целовальники. Они, как правило, направлялись для сбора пошлин в торговые места и охраняли таможенную избу. Целовальники сменялись ежегодно.

Кроме целовальников, на таможне были подъячие. Они вели таможенные книги, оформлялись различные другие документы и получали жалование за счет сбора с “писчей деньги”. В штате таможни имелись также истопники, сторожа, рассыльные и др.

В России в XVII веке еще не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия. Управление таможнями распределялось между Четвертями, Разрядным Приказом, Приказом Большого прихода, Сибирским Приказом и Приказом Казанского дворца. Важная роль в управлении принадлежала Большой казне. Эти органы в соответствии с существующим законодательством издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В соответствующие Приказы поступали таможенные сборы и отчеты о работе таможен.

В управлении участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и, главное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.

До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. В связи с тем, что воевода обладал реальной полицейской и военной властью, от него зависело положение таможенников. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь. Управляя таможнями, воеводы создавали свою “воеводскую приказную избу”.

Во второй половине XVII века, особенно в последней его четверти, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. Документы того времени свидетельствуют, что воеводам было запрещено “ведать” таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.

К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики. Сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых городах существовали различные структуры таможен. В Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.

Вплоть до конца второго десятилетия XVIII века мануфактуры строила главным образом казна, причем прежде всего для обеспечения военных нужд. Да и частные мануфактуры работали под жестким государственным контролем в виде многочисленных регламентов, уставов, льгот и обязанностей (в том числе первоочередного выполнения казенных заказов). Поскольку усиление борьбы с беглыми крестьянами и увеличение масштабов промышленности обострило проблему рабочих рук, в 1721 году владельцами мануфактур было разрешено прикупать к своим предприятиям крепостных. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России стали развиваться на крепостнической основе. Для лучшего использования труда ремесленников (которые все еще производили большую часть промышленных изделий) на военные нужды с 1722 года государство попыталось объединить их в цехи, но повсеместного распространения они не получили.

Доступ к морским путям, стремительный рост промышленности и, наконец, протекционистский таможенный тариф 1724 года привели к значительному увеличению товарооборота, как внутреннего, так и внешнего. В российском экспорте впервые появились промышленные товары. Наглядным проявлением успешности политики меркантилизма стало достижение крупного положительного сальдо торгового баланса. В 1726 году экспорт товаров через три основные порта России (Петербург, Ригу и Архангельск) составил 4,2 млн., а импорт 2,1 млн. Рублей. Постоянный приток денег из-за границы служил важным фактором развития российской экономики и товарно-денежных отношений. Вместе с тем, и во внутренней и во внешней торговле еще более возросла роль государства. Торговая монополия казны охватывала множество товаров, среди которых были соль, табак, юфть, пенька, лен, сало, воск и т.д. Государственные монополии, резкий рост налогов и повинностей, регламентация торговли со стороны казны способствовали разорению части российского купечества.

Информация о работе Зарождение ВЭД