Ввозные таможенные пошлины: понятие и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности ввозных таможенных пошлин.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- показать экономическую сущность таможенной пошлины;
- изучить принципы и критерии формирования таможенной пошлины;
- проанализировать функции таможенных пошлин;
- рассмотреть понятие ввозных таможенных пошлин;
- изучить ставки и особенности ввозных таможенных пошлин.

Оглавление

Введение 1
Глава 1. Таможенные пошлины: понятие и виды 3
1.1. Экономическая сущность таможенной пошлины 3
1.2. Принципы и критерии формирования таможенной пошлины, функции таможенных пошлин 9
Глава 2. Ввозные таможенные пошлины: понятие и особенности 18
2.1 Понятие и особенности ввозных таможенных пошлин 18
2.2 Ставки и порядок расчёта ввозных таможенных пошлин 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Ввозные таможпошлины!!.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

       Отсюда  вытекает  важнейший  принцип  формирования  таможенных  пошлин –  принцип  научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно  отражает  ее  экономическую  реальность  и  позволяет  использовать  для  решения  поставленных задач.

       Принцип  научной  обоснованности  предполагает,  что  при  определении  таможенных  пошлин  необходимо учитывать действие  экономических  законов. Это, прежде всего,  закон  стоимости, который предусматривает необходимость  эквивалентности  обмена  и  является  регулятором  производства.  При  нарушении  действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в  обмене  результатами  труда  между  отдельными  отраслями  производства,  в  результате  чего  отдельные отрасли приходят в упадок. Нарушение  этого  закона определило  те  тенденции,  которые  сформировались в ходе экономических процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной  экономики  таможенные  пошлины  должны  формироваться  также  с  учетом  закона  соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона  экономии  общественного  времени  и  способствовать  ускорению  темпов  социально-экономического развития общества.

     В современном мире основой ускорения  социально-экономического развития является максимизация темпов научно-технического  прогресса,  которая  определяется  возможностями  каждой  страны  в  развитии  научных исследований  и  эффективности  хозяйственного  механизма,  позволяющего,  с  одной  стороны,  реализовать достижения этих исследований, а с другой стороны, создать экономическую заинтересованность в развитии научных исследований.

       В  зависимости  от экономической модели  страны  определяются  ее  возможности для проведения  научных исследований  и осуществления конкретных  направлений научно-технического  прогресса.  Поэтому формируется своего  рода  специализация стран по  направлениям  научно-технического  прогресса  и специализации производства.

       В  условиях  углубляющегося  развития  международного  обмена  результатами  таможенные  пошлины  должны способствовать  развитию  направлений  научно-технического  процесса  и  комплекса  производств, позволяющих  постигнуть  поставленных  тактических  и  стратегических  целей.  Поэтому  одним  из  основных принципов  формирования  таможенных  пошлин  может  являться  учет  приоритетов  развития  отдельных производств  и  отраслей,  которые  должны  существовать  и  получать  дальнейшее  развитие  в  стране, специализацию  в  тех  или  иных  областях  научно-технической  политики.  Например,  Россия,  безусловно, должна иметь собственную базу производства элементных основ для создания продукции радиоэлектронной промышленности,  а  какие  изделия  радиоэлектроники  производить  в  стране,  можно  решить  с  учетом специализации  и  эффективности  производства  в  отельных  странах,  например,  производить  собственные компьютеры и ввозить телевизоры.

       При отсутствии разработанной промышленной политики практически невозможно использовать  таможенные пошлины для формирования эффективной структуры национального производства.4

       С  этим принципом  тесно  связан принцип  эскалации  таможенных пошлин, из которого  следует, что ввозные таможенные  пошлины  на  топливно-сырьевые  товары  и  продукты  первичной  обработки  должны устанавливаться  на  более  низком  уровне,  чем  на  продукцию  обрабатывающей  промышленности,  что позволяет  увеличить  объемы переработки ввозимых  топливно-сырьевых  товаров и поставки  на  экспорт продукции высоких переделов с большей долей добавленной стоимости.

       Однако этот принцип в полной мере может быть реализован  только в условиях высокоразвитой экономики, позволяющей  эффективно  перерабатывать  сырье  и  использовать  топливо  для  производства  современной, высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

       В  условиях  слаборазвитой  страны,  ориентированной  на  экспорт  топливно-сырьевых  товаров,  этот  принцип может  быть  реализован  только  частично,  в  части  тех  видов  сырья,  которые  необходимы  для  поддержания экспортно-ориентированных производств в обрабатывающей промышленности.

       Одним  из  важных  принципов  формирования  ввозных  таможенных  пошлин  является  поддержание равновыгодной конкурентной  среды для отечественных и  зарубежных производителей на  товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики. Если данная отрасль или  производство  приоритетны  для  развития  экономики  страны,  то  условия  их  конкуренции  с  импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям торов примерно по одной и той же цене с учетом потребительских  свойств  и  полезности  товаров, а отечественным производителям – прибыль,  достаточную для поддержания нормального функционирования  предприятий.  В то  же  время при формировании таможенных  пошлин  необходимо  обеспечивать  равновыгодность реализации  продукции в оптово-торговом звене отечественной и импортной продукции.5

       При  определении  ставок  вывозных  таможенных  пошлин  этот  принцип  трансформируется  следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

       Нарушение  принципа  формирования  таможенных  пошлин  приводит  к  созданию  дефицита  товаров  на внутренних рынках и росту внутренних цен. Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет  социально-экономических последствий введения новых  ставок  таможенных пошлин. Изменение  ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны  для  территорий,  где  такие  предприятия  занимают  ведущее  место  в  экономике  региона  или являются  градообразующими. Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из  общепринятого  определения  критерия  как  признака,  на  основании  которого  производится  оценка определение или классификация чего-либо, мерило измерения. Для того чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать,  необходимо  исходить  из  сущности  той категории,  которая отражает  данное  явление, данную реальность.

       Важнейшим  критерием  формирования  таможенной  пошлины  является  степень  достоверности  отражения разницы  в  уровне  национальной  и  мировой  стоимости  товаров,  что  предполагает  использование  при формировании  таможенной  пошлины  цен,  в  максимально  возможной  степени  отражающих  стоимость  и потребительские свойства товаров и применение методов, позволяющих определять такие цены.

       Действующие  цены  под  влиянием  различных  факторов  отклоняются  от  стоимости  товаров.  Поэтому  при обосновании пошлин их необходимо определенным образом скорректировать.

       Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень ее воздействия на экономическое поведение  экспортеров,  импортеров  и  отечественных  производителей.  С  точки  зрения  ее  соответствия интересам  национальной  экономики  этот  критерий  тесно  связан  с  критерием  достоверности  таможенной пошлины.  Таможенные  пошлины,  в  максимальной  степени  отражающие  различия  в  уровне  мировой  и национальной  стоимости,  наиболее  эффективно  будут  воздействовать  на  экономическое  поведение импортеров,  экспортеров  и  отечественных  производителей.  Если  же  достоверность  таможенных  пошлин невысока,  то  затруднительно  определить,  в  какой  степени  она  воздействует  на  экономическое  поведение хозяйствующих субъектов. 

       При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара  или  его  отсутствие.  Этот  критерий  представляется  достаточно  важным,  поскольку  каждая  страна должна  иметь  состав  и  структуру  производства,  вытекающие  из  геополитического  и  геоэкономического положения.  Пошлины,  формируемые  с  учетом  наличия  собственного  производства,  можно  определить термином "регулярные  таможенные  пошлины".  При  их  обосновании  необходимо  рассчитывать  цены, отражающие  уровень  и  общественно  необходимых  затрат  труда  на  производимую  продукцию,  и  при  этом существуют  более  жесткие  рамки  изменения  ставок  таможенных  пошлин.  Пошлины,  формируемые  при отсутствии  собственного  производства, можно  определить  термином "нерегулярные  таможенные  пошлины", поскольку существует возможность более свободного маневрирования такими пошлинами, хотя, естественно, существуют ограничения в таком маневрировании.

       По  критерию  важности  решаемых  задач  можно  выделить  таможенные  пошлины  стратегического  и тактического  назначения.  Например,  политика  государства,  направленная  на  развитие  производства высокотехнологичных,  наукоемких  производств,  производств,  необходимых  для  поддержания  на соответствующем  уровне  различных  видов  национальной  безопасности,  например,  технологической, продовольственной,  должна  обеспечиваться  поддержкой  стратегического  таможенно-тарифного регулирования.  В  свою  очередь,  по  определенным  видам  продукции  таможенными  пошлинами  можно маневрировать  более  гибко,  изменяя  их  уровень  и  соотношения,  особенно  в  ходе  торговых  переговоров  с другими странами.

       Таможенные пошлины стратегического назначения – это пошлины долговременного действия, направленные на формирование и поддержание  оптимальной  структуры производства. Пошлины  тактического назначения должны учитывать изменчивую рыночную конъюнктуру.

       К сожалению, в условиях отсутствия достаточно разработанной структурной и промышленной политики этот критерий  при формировании  таможенных  пошлин  использовать  достаточно  сложно,  но  значимость  такого подхода при формировании таможенных пошлин весьма высока.

     Целесообразно  выделить  три  основные  функции  таможенной  пошлины:  регулирующую,  защитную  и фискальную.

       В  регулирующей  функции  таможенная  пошлина  используется  для  поддержания  на  внутреннем  рынке необходимого соотношения в рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товаров  и  эффективности  их  потребления,  а  также  в  рентабельности  поставки  одних  и  тех же  товаров  на экспорт и внутренний рынок. Регулирующая функция  таможенной пошлины может перерастать в  защитную функцию,  когда  таможенная  пошлина  используется  для  защиты  отечественного  производителя,  или  в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.

       Фискальная функция  таможенной  пошлины  при  импорте товаров,  аналоги которых производятся  в данной стране, и при экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненной ее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платеж в бюджет будет зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.6

       При  импорте  товаров,  аналоги  которых  не  производятся  в  стране,  фискальная  функция  в  большей  мере приобретает  самостоятельное  значение.  На  такие  товары  таможенные  пошлины  устанавливаются  с  учетом возможностей увеличения доходов бюджета.

     На  базе законодательства о специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах начала формироваться практика применения компенсационной пошлины  в Российской Федерации.

     Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 791 "О защите экономических интересов российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций" на период до 14 августа 2007 года установлена компенсационная пошлина на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие с Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

     Во  исполнение названного Постановления  Правительства РФ был принят Приказ ФТС России от 19 января 2006 года N 26, в соответствии с которым таможенным органам предписывается с 23 января 2006 года по 13 августа 2007 года включительно взимать компенсационную пошлину на указанный товар в размере 21% таможенной стоимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Ввозные таможенные пошлины: понятие и особенности

     2.1 Понятие и особенности  ввозных таможенных  пошлин

     В  зависимости  от  характера  движения  внешнеторговых  товарных  потоков  обычные  таможенные  пошлины  подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.7

       Ввозные  таможенные  пошлины  применяются  к  импортным  товарам  при  выпуске  их  для  внутреннего потребления.  Они  являются  преобладающей  формой  пошлин  и  используются  всеми  странами  мира  для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

     Ввозная  таможенная пошлина отражает  тот  добавочный доход, который должен был  бы получить импортер иностранного  товара,  приобретенного  на  мировом  рынке  по  более  низкой  цене,  чем  та,  по  которой аналогичный  товар может быть  реализован  отечественным производителем.  Источником  этого дохода является  та  часть вновь созданной стоимости,  которая предназначена для удовлетворения  потребности в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этой потребности произведен отечественным производителем,  то  осуществляется  обмен  вновь  созданной  стоимостью  различных  отечественных производителей.  Если  эта  потребность  удовлетворяется  за  счет  товара,  то  вновь  созданная  стоимость, предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государства через таможенные пошлины.

     Таким  образом,  государство  аккумулирует  у  себя  часть  созданной  стоимости,  которая образовалась  в результате  того,  что потребность была  удовлетворена более дешевым иностранным товаром,  а часть производственных  ресурсов  на  удовлетворение  этой  потребности высвободилась.  Следовательно, государство должно  рационально  использовать  эту  экономию,  т.е.,  направить  ее  на  ускорение  coциально-экономического  развития,  а  это  во  многом  будет  зависеть  от  квалификации  высвобожденного труда и материально-вещественного состава высвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее  эффективных  сфер,  например,  отраслей  высоких  технологий  и  они,  естественно,  не  могут  быть  направлены  в  более  эффективные  сферы,  а  будут  трансформироваться  в  менее  эффективные  сферы  или изыматься из общественного производства.8

Информация о работе Ввозные таможенные пошлины: понятие и особенности