Внешнеторговые сделки по экспорту и импорту услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:18, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………..………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг………………….…………………..…..5
1.1 Понятие международной торговли услугами……………...…………….…....5
1.2 Классификация международной торговли услугами по секторам ……....…10
1.3 Регулирование международной торговли услугами ………..……………….13
Глава 2. Анализ основных видов международных услуг….…………………….17
2.1 Услуги во внешнеторговом контракте………………… ……………..…...…17
2.2 Транспортные услуги…………………………………………………………..18
2.3 Услуги по международному туризму…………………………………………19
2.4 Таможенные услуги…………………………………………………………….20
2.5 Рекламные услуги………………………………………………………………20
2.6 Арендные услуги (лизинг)……………………………………………………..21
2.7 Информационные услуги………………………………………………………21
2.8 Финансовые услуги………………………………………………………….…22
2.9 Инжиниринговые и консалтинговые услуги…………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………...27

Файлы: 1 файл

ВД рефрат.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

     Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами, в то время как  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства  основную часть экспортных доходов  получают за счет туризма.

     Что касается России, других государств СНГ  и стран Балтии, то хотя они и  обладают потенциальными резервами  для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей  стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг  дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

    1. Классификация международной торговли услугами по секторам
 

     Классификация услуг, основанная на Международной  стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

  1. Коммунальные услуги и строительство;
  2. Оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы.;
  3. Транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество;
  4. Оборону и обязательные социальные услуги;
  5. Образование, здравоохранение и общественные работы;
  6. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги;

     Большая часть услуг по этой классификации  производится внутри страны и не может  быть объектом международной торговли.

     Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, представлена в таблице 2. 

     Таблица 2. Классификация  торгуемых услуг3

Виды услуг Подвиды услуг Содержание  услуг
1 Транспортные  услуги Пассажирские  перевозки Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг
    Грузовые перевозки Международная перевозка грузов всеми видами транспорта
2 Поездки Деловые Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
    Личные Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3 Услуги связи   Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи
4 Строительные  услуги   Комплекс услуг  по строительству объектов за рубежом 
5 
 
 

Страхование 
 
 

Виды услуг                     

 
 
 
 
Подвиды услуг
Оказание услуг  по страхованию нерезидентов страховыми компаниями–резидентами 
 

Содержание услуг

6 Финансовые  услуги   Финансовое  посредничество между резидентами  и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)
7 Компьютерные  и информационные услуги   Консультации  в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.
8 Роялти и  лицензионные платежи   Пользование правами  собственности на объекты промышленной собственности и авторские и  смежные права
Виды услуг Подвиды услуг Содержание  услуг
9 Другие бизнес–услуги Посреднические Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.
    Лизинг Лизинг и  фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
10 Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Услуги по производству фильмов, радио– телевизионных программ, компакт–дисков
    Прочие Услуги, связанные  с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий
11 Правительственные услуги   Услуги по поставке товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

 

     С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на:

  1. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
  2. Не факторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

     В ходе международных переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО, учитывается более 160 видов услуг, разделенных на 12 секторов:4

  1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг).
  2. Услуги связи (25 видов).
  3. Строительные и сопутствующие им услуги (5 вида).
  4. Дистрибьюторские услуги (5 видов).
  5. Общеобразовательные услуги (5 видов).
  6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида).
  7. Финансовые услуги, включая страхование (17 видов).
  8. Услуги по охране здоровья (4 вида).
  9. Туризм и путешествия (4 вида).
  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов).
  11. Транспортные услуги (33 вида).
  12. Прочие услуги.

     ГАСТ  в рамках ВТО классифицирует международную  торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются:

     1) трансграничная торговля услугами,

     2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление  за рубежом),

     3) учреждение коммерческого присутствии  в стране, где должна оказаться  услуга,

     4)временное  перемещение физ. лиц в другую  страну для предоставления услуги.

     Наибольший  объем услуг приходится на первый и третий способы.

     Существует  и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:

  1. Не торгуемые;
  2. Торгуемые.

     Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной  экономики является не торгуемой. В  эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

1.3 Регулирование международной торговли услугами 

     С целью создания многостороннего  механизма регулирования международной  торговли услугами было выработано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

     ГАТС  является первым в истории соглашением, в котором на многостороннем уровне зафиксированы принципы и правила, регулирующие торговлю услугами. Структурно ГАТС состоит из трех основных разделов:

  1. общие принципы и правила, распространяющиеся на международную торговлю услугами во всех секторах;
  2. национальные списки специфических обязательств, принятых странами-членами в отношении доступа на рынок каждого сектора услуг;
  3. приложения, в которых изложены специальные условия для некоторых отдельных секторов услуг. 

     ГАТС  универсально по сфере охвата секторов. Оно распространяется на все сектора  услуг, кроме услуг, которые оказываются органами власти в связи с исполнением своих функций. Соглашение определяет четыре метода поставки услуг:

  1. Поставка услуг с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена (например, международная телефонная связь);
  2. Поставка услуг на территории одной страны-члена потребителю другой страны-члена (например, туризм);
  3. Поставка услуг посредством коммерческого присутствия одной страны-члена на территории другой страны-члена (например, банковские услуги);
  4. Поставка услуг посредством присутствия граждан (физических лиц) одной страны-члена на территории любой другой страны-члена (например, консультанты, строительные проекты, показы моделей одежды).

     ГАТС  базируется на принципе режима наибольшего  благоприятствования (РНБ), в соответствии с которым каждая страна-член обязана предоставлять без всяких условий услугам и поставщикам услуг любой другой страны-члена режим, не менее благоприятный, нежели тот, который она предоставляет услугам и поставщикам услуг любой другой страны-члена. Вместе с тем, в контексте специфических услуг допускаются отдельные исключения из РНБ, которые должны быть зафиксированы в списках специфических обязательств. В списках специфических обязательств каждая страна-член зафиксировала те пределы для доступа иностранных поставщиков услуг на свой рынок, которые она захотела установить.

     Двусторонние  соглашения о взаимном признании  квалификаций, заключаемые между  правительствами, должны быть открыты  для других стран-членов, которые  могут изъявить желание к ним  присоединиться. Страны-члены также  должны обеспечить, чтобы монопольные  и эксклюзивные поставщики услуг  не злоупотребляли своим положением. Международные переводы и платежи  по текущим операциям, имеющим отношение  к специфическим обязательствам в рамках ГАТС, не должны подвергаться ограничениям, за исключением случаев  наличия трудностей с платежным  балансом. 

     Положения о доступе на рынки и предоставлении национального режима в ГАТС не являются общим требованиями, а зафиксированы  в перечнях специфических обязательств, приложенных к ГАТС и являющихся его составной частью. В этих перечнях указаны сектора услуг, для которых  гарантирован доступ на рынки, а также  условия, на которых этот доступ осуществляется. Эти обязательства могут быть изменены или отозваны лишь путем  переговоров о компенсации со страной-членом, интересы которой затрагиваются  подобными действиями.

     Таким образом, каждая страна-член обязана  предоставить услугам и поставщикам  услуг любой другой страны-члены  режим, который был бы не менее  благоприятным, нежели режим, зафиксированный  в ее перечне специфических обязательств.

     ГАТС  также базируется на принципе национального  режима. Иными словами, в тех секторах, которые указаны в ее перечне  специфических обязательств, каждая страна-член ВТО обязана предоставить услугам и поставщикам услуг  любой другой страны-члена режим, не менее благоприятный, нежели тот, который она обеспечивает своим  собственным услугам и поставщикам  услуг.

     В ГАТС зафиксировано обязательство  стран-членов о начале через пять лет после его вхождения в  силу новых переговоров с целью  продолжения процесса либерализации  международной торговли услугами. В  рамках этих переговоров должны быть расширены и углублены перечни  специфических обязательств стран-членов.

     Ряд приложений к ГАТС касаются конкретных секторов услуг, что было вызвано  необходимостью учета некоторых  специфических характеристик отдельных  секторов.

     Приложение  по вопросам перемещения физических лиц разрешает странам-членам проводить  переговоры о специфических обязательствах в отношении временного пребывания иностранцев на их территории с целью  предоставления услуги. Соглашение не распространяется на вопросы постоянного  трудоустройства, а также на вопросы  гражданства или постоянного  проживания.

     На  основании положений Приложения по услугам воздушного транспорта из сферы действия ГАТС исключены права, связанные с воздушным движением, а также услуги, оказываемые в  связи с воздушным движением. Эти аспекты в основном регулируются двусторонними соглашениями по услугам  в области воздушного транспорта, включая право на осуществление  посадки. Однако ГАТС распространяется на услуги по ремонту и обслуживанию авиатехники, продажу и маркетинг  услуг воздушного транспорта, а также  услуг по компьютерному резервированию самолетных билетов.

     В Приложении по финансовым услугам (особенно банковским и страховым услугам) зафиксировано право стран-членов на введение мер с целью защиты инвесторов, депозитариев и владельцев страховых полисов. Соглашение исключает  из сферы действия услуги, предоставляемые  центральными банками.

     Наконец, Приложение по телекоммуникациям устанавливает, что страны-члены должны предоставлять  любому поставщику услуг любой другой страны-члена доступ к сетям телекоммуникаций на разумных и недискриминационных  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОНЫХ ВИДОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ

2.1. Услуги во внешнеторговом  контракте купли-продажи 

     Экспорт и импорт услуг, как и товаров, оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и  услуги бывают тесно связаны между  собой, то внешняя торговля ими оказывается  в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия  по товару и услугам, а некоторые  его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг  – транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия  реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный  период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.

     Предпродажный сервис – важный элемент услуг, позволяющий  поставщикам показать покупателю «товар лицом», продемонстрировать все его  преимущества, положительные стороны  с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованный предпродажный сервис способствует повышению конкурентоспособности  готовых изделий.

Информация о работе Внешнеторговые сделки по экспорту и импорту услуг