Внешнеторговое регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Система регулирования внешнеторговых операций в России начала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. При этом применяются методы нетарифного регулирования - квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992 - 1993 г.г. - около 75 - 80 %), причем по его основному объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ 8
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 13
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

6v.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

  • операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
  • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • простые сборочные операции;
  • смешивание товаров(компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Для подтверждения происхождения  товара из данной страны таможенный орган  Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о его происхождении.

Рассмотрим несколько  подробнее - какие платежи осуществляет импортер.

Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются в процентах  от таможенной стоимости либо в ЭКЮ  от единицы измерения. Например, мебель для сидения (9401) облагается следующей пошлиной:

30 % от таможенной стоимости  либо 2 ЭКЮ за 1 килограмм.

Акцизами облагаются отдельные товары (алкогольные напитки, автомобили, и.т.д.). Перечни этих товаров  и часто меняющиеся ставки часто  публикуются в печати. Сумма акциза определяются по формуле:

Ас = (С * А) / 100, где

А - ставка акциза

С - таможенная стоимость.

В настоящее время  при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров на депозит  внутренней таможни вносится залоговая  сумма для обеспечения таможенных платежей.

Также, товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются НДС по установленным ставкам. Сумма НДС  в рублях определяется по формуле:

Ан = [ ( С + П + Ас) * Н ] / 100 , где

С - таможенная стоимость,

П - сумма таможенной стоимости,

Ас - сумма акциза,

Н - ставка НДС.

Все таможенные платежи  и сборы уплачиваются до или в  момент принятия ГТД (грузовой таможенной декларации) к оформлению.

 

ЭКСПОРТНЫЙ  КОНТРОЛЬ

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» от 11 апреля 1992 г. № 338 для проведения единой государственной политики, координации работ по экспортному контролю предписывалось образовать при Правительстве Российской Федерации Межведомственную комиссию по экспортному контролю (КЭК России). Функции рабочего органа Межведомственной комиссии возлагались на отдел экспортного контроля комплекса оборонной промышленности и конверсии Минэкономики России.

КЭК России поручалось разработать  и представить проект перечня  сырья, материалов, применяемых при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, а также списки материалов, оборудования и технологий, имеющих мирное назначение, но пригодных для использования при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения, контролируемых при экспорте в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения.

Одновременно Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с КЭК России поручалось провести переговоры с правительствами Содружества Независимых Государств по координации на многосторонней основе работ по экспортному контролю в целях нераспространения оружия массового уничтожения, а также принять участие в работе международных организаций по подготовке международных гармонизированных контрольных списков материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения

В целях усиления валютного  и экспортного контроля в России 24 сентября 1993 г. Был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1444 «О Федеральной  службе России по валютному и экспортному  контролю», в котором определены статус Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю как центрального органа федеральной исполнительной власти по реализации функций Совета Министров - правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, а также ее основные задачи и порядок взаимодействия с другими государственными учреждениями и организациями. Постановлением правительства Российской Федерации от 30 августа 1994 г. № 1005 функции рабочего органа КЭК России были возложены на Управление экспортного контроля Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

По инициативе ряда оборонных  предприятий в России и при  поддержке Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, МИД и МВЭС России в августе 1994 г. создан Центр по проблемам экспортного контроля, одной из основных задач которого является работа с российскими экспортерами продукции и технологий двойного применения. Центр по проблемам экспортного контроля - некоммерческая и негосударственная организация. Его деятельность направлена на оказание информационной, учебной и консалтинговой помощи российским предприятиям  экспортерам товаров, технологий и услуг двойного применения в сфере экспортного контроля.

В 1994 г. процесс создания в Российской Федерации современной  системы экспортного контроля был завершен.

В сфере международных  контрольных режимов Россия следует  их рекомендациям в своей внешнеэкономической  деятельности. В настоящее время  она является официальным членом группы ядерных поставщиков, многостороннего  режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей.

В настоящее время  деятельность российской системы экспортного  контроля направлена на реализацию следующих  режимов контроля за экспортом товаров  и услуг:

  • контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях («Лондонский клуб ядерных поставщиков»). Нормативной основой для контроля является распоряжение президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 827-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 68.

Гарантии импортера  должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;

контроль за экспортом  из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся  при создании ракетного оружия, (режим  контроля за ракетными технологиями - РКРТ). Нормативной основой для  контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 193-рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1178. Контрольный список содержит две категории объектов для контроля: категория I - законченные ракетные системы, оборудование и технологии, наиболее значимые для создания ракетного оружия, экспорт которых, как правило, запрещен; категория II - объекты, экспорт которых осуществляется по лицензиям. Список постоянно дорабатывается и изменяется. Последним документом в этой области было Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1318 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации изменений и дополнений, вносимых в Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется".

При заключении контракта  обязательным является наличие в  его тексте информации о цели использования, конечно пользователе, обязательствах (гарантиях) импортера. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, реэкспорта только на основании разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;

  • контроль за экспортом из России возбудителей заболеваний человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия («Австралийская группа: биологическое оружие»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 4 июня 1994 г. № 2980рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1098;
  • контроль за экспортом из России химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия («Австралийская группа: химическое оружие», «Женевская конвенция»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 621-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 50.

Гарантии импортера  должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством химического оружия, реэкспорт или передачу только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в  обязательном порядке с КЭК России;

  • контроль за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть применены при создании сооружения и военной техники («ПостКОКОМ» или Вассенаарские договоренности). Нормативной основой для контроля является распоряжение президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 74-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 10 марта 1884 г. № 197.

Гарантии импортера  должны обеспечивать использование  предмета контракта только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством вооружения и военной техники, возможность реэкспорта или передачи третьим лицам только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России, а также право экспортера на осуществление проверок использования экспортируемого товара или услуг в соответствии с заявленными целями. Гарантии должны быть оформлены импортером в виде международного (национального) импортного сертификата.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены такие инструменты внешнеторгового регулирования, как таможенный тариф, таможенные режимы, экспортный контроль. Нужно отметить, что определенная либеризация внешней торговли была достигнута. Однако поле деятельности огромно. Большие приложения усилий понадобятся на мой взгляд в дальнейшем усовершенствовании таможенного тарифа - основного инструмента регулирования импорта. На сегодняшний день ставки таможенных пошлин настолько высоки, что заставляют импортеров искать обходные пути таможенного оформления. Приведу несколько примеров. Предположим, что мы хотим купить за границей дорогую мебель. Таможенная пошлина в этом случае 30 %, НДС - 20%. Основной платеж, не считая таможенных сборов, в этом случае составит 56 % от таможенной стоимости. Гораздо хуже ситуация, когда закупаемая мебель дешевая. Тогда таможенная пошлина рассчитывается как 2 ЭКЮ за 1 кг. Предположим, что груз стоит 20 000 $, вес груза 18 000 кг. Таможенная пошлина составит ~ 39 600 $, НДС соответственно ( 20 000 + 39 600 ) * 0,2 = 11 920 $

Т.е. суммарный платеж составит 39 600 + 11 920 = 51 520 $. В результате таможенного оформления груз подорожал ~ 2,6 раза, что на мой взгляд никак не стимулирует. Такое положение вещей заставляет импортеров либо вообще отказываться от деятельности, либо изыскивать «черные» или « серые» схемы таможенного оформления. В результате чего таможня денег не дополучает.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1.
  2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.№ 5003-1.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 г. N 1194 "О контроле за  экспортом  из  Российской  Федерации   оборудования,   материалов   и технологий,  применяющихся  при  создании  ракетного  оружия"   (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4096
  4. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1318 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации изменений и дополнений, вносимых в Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется".
  5. Федеральный закон от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне  в Калининградской  области".
  6. Федеральный закон от 13.10.95 N  157  "О государственном  регулировании  внешнеторговой  деятельности"
  7. Распоряжение ГТК РФ от 17 августа 1998 г. N 01-14/893  "О применении таможенных режимов в Калининградской области"
  8. В.И.Фомичев. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
  9. И.А.Спиридонов. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
  10. Л.Н.Красавина. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.
  11. О.Д.Давыдов. Внешняя торговля: время перемен «Марко  Медия»,1996
  12. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П.Фаминского.
  13. И.Н.Герчикова. Международное коммерческое дело. «ЮНИТИ»,1996
  14. Как развивалась внешняя торговля России в 1996 г. Внешняя торговля .1997. №№ 1-3
  15. Спартак А. Какой быть экспортной специализации Россиию. Внешняя торговля .1997. № 9



Информация о работе Внешнеторговое регулирование в РФ