Виды ответственности в таможенном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным, трудовым законодательством. В целом же вопросы применения юридической ответственности как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Нарушение таможенных правил и ответственность за них 4
1.1.Нарушение таможенных правил как основание для привлечения к ответственности 4
1.2.Понятие ответственности за нарушения таможенных правил в таможенном праве 7
2. Виды ответственности в таможенном праве 11
2.1.Уголовная ответственность в таможенном праве 11
2.2.Административная ответственность 14
2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Одним из правовых институтов таможенного  права является институт ответственности.

     Ответственность в таможенном праве представляет правовой институт, имеющий, в основном, частные нормы, регламентирующие отдельные виды ответственности.

     Иначе говоря, частные нормы рассматриваемого правового института закреплены лишь в отдельных статьях Таможенного кодекса РФ 2003г. (подп. 10 п. 1 ст. 11;подп. 3 п.1 ст.22;ст.90, 98, 113, 144-145, 148, 162,230-231, 251, 257, 320, 348-354, 393-400, 413).

     Общие нормы, предусматривающие общие  положения об ответственности в  таможенном праве, и содержащие в  статьях, объединенных в отдельный  структурный элемент Таможенного  кодекса РФ 2003 г., отсутствуют. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. имелись общие нормы об ответственности в таможенном праве, включенные в статьи двух разделов: раздел IX «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации» (ст. 219-229) и раздел X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» (ст.230-286). Поэтому ранее можно было говорить о существовании в таможенном праве не только правового института ответственности, а так же одноименной подотрасли таможенного права.[18]

     Таким образом на основании первой главы можно сделать следующие выводы:

     1)Законодательством РФ установлена ответственность различной степени тяжести в области таможенного дела-преступления и проступки. Те и другие являются нарушениями таможенных правил. Критерием их разграничения служит вред причиненный конкретными правонарушением. Выделяют  специальные правонарушения, совершаемые только при осуществлении таможенной деятельности и предусмотренные в Таможенном кодексе РФ 2003г.

     2)В соответствии с тем или иным правонарушением в сфере таможенного дела и его последствиями неизбежно должна наступать ответственность конкретного субъекта таможенного права. А ответственность в таможенном праве представляет правовой институт, имеющий, в основном, частные нормы, регламентирующие отдельные виды ответственности.

2. Виды ответственности в таможенном праве

2.1.Уголовная ответственность в таможенном праве

 

     Преступления  в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. [12]Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

  1. Контрабанда (ст.188 УК);
  2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК);
  3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК);
  4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК);
  5. Уклонение от уплаты таможенных платежей  (ст. 193 УК);

     Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством  контрабандой признается перемещение  через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч.2 данной статьи (ч.1ст.188 УК).

     Согласно  ч.2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении:

  1. Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
  2. Вооружение, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов;
  3. Ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ;
  4. Стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

     Часть 3 ст.188 УК предусматривает, что наказываются перечисленные выше деяния, совершенные неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного использования; с применением насилия к лицу, существующему таможенный контроль.

     В ч.4 ст.188 УК указано, что наказываются перечисленные в трех предыдущих частях данной статьи деяния, совершенные организованной группой.

     Санкции ст.188 УК предусматривают различные  виды наказания: лишение свободы  на срок до 5 лет (ч.1);лишение свободы  на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.2);лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.3);лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4).

       Незаконный экспорт технологий, научно-технический информации и  услуг, используемых при создании  оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК).

     Обязательным  признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектность  является любое лицо, в т.ч. должностное.

     Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК).

     Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. И Федеральный закон  «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. Определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т.ч. в случаях их временного вывоза.

     Временный вывоз культурных ценностей характеризуется  обязательством их обратного ввоза  в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. Установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную  границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.

     Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте (ст. 193 УК).

     Уголовная ответственность наступает за невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации с  законодательством РФ обязательному  перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

     Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная  валюта в крупном размере:1)находится  за границей;2) не была по вине руководителя перечислена на счет  уполномоченного банка РФ.

     Обязательным  условием для привлечения к уголовной  ответственности является крупный  размер невозвращенной из-за границы  валюты. Примечание к ст.193 УК устанавливает, какую сумму считает крупной, если сумма превышает  1 0000 МРОТ.

     Уклонение от уплаты таможенных платежей  (ст. 194 УК).

     УК  РФ определил 2 критерия уклонения от уплаты таможенных платежей: крупный  размер и неоднократность уклонения.

     Уклонение может выражаться в:

     - заявлении таможенным органом ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;

     - предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

     - отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счете таможенных органов;

     - нарушение сроков платы таможенных платежей при реальной возможности их уплаты.

     Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей означает, что виновный несколько  раз уклонялся от уплаты платежей в крупном размере. При этом каждое уклонение представляло самостоятельное преступление, они не охватывались единым умыслом.

2.2.Административная ответственность

 

     Остановимся на особенностях административной ответственности  в области таможенного дела более  подробно. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:

     а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и  вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

     б) финансово-правовые, связанные с  взысканием таможенных налогов и  сборов.[18]

     Особенностями административной ответственности  в области таможенного дела являются:

  • особое правовое регулирование;
  • порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;
  • единственным фактическим основанием для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела является совершение таможенного правонарушения(16гл. КоАП);
  • субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
  • административная ответственность применяется как в судебном, там и во внесудебном порядке.

     Исходя  из изложенного попытаемся сформулировать понятие административной ответственности в области таможенного дела.

     Административная  ответственность в сфере таможенного  дела - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение в области таможенного дела.

     Современная правовая наука признает три основания  административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание.1

     В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного  правонарушения.

     В КоАП РФ содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.

     Субъектами  административной ответственности  являются физические и юридические  лица. С точки зрения определения  мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие - гражданами.

     Субъектами  ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.

     КоАП  РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий. [19]

Информация о работе Виды ответственности в таможенном праве