Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа
Целью исследования является анализ особенностей декларирования и таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
Для достижения вышеуказанной цели определены следующие задачи настоящего исследования:
Рассмотреть сущность таможенной процедуры экспорта товаров.
Выявить запреты и ограничения при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
Проанализировать особенности осуществления таможенного контроля при процедуре экспорта товаров.
Рассмотреть особенности заполнения декларации на товары при помещении товаров под процедуру экспорта.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПОРТА ТОВАРОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Сущность таможенной процедуры экспорта товаров 6
1.2. Запреты и ограничения при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта 10
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ 16
2.1. Осуществление таможенного контроля при процедуре экспорта товаров 16
2.2. Особенности заполнения декларации на товары при помещении товаров под процедуру экспорта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
В дальнейшем, ЕАИС дорабатывалась и в настоящий момент успешно функционирует.
АПС «Электронное представление сведений» обеспечивают прием из единой точки входа, расположенной на уровне ГНИВЦ ФТС России, информации, предоставляемой декларантом (представителем), с последующей маршрутизацией принятых сведений до таможенного органа, которому осуществляется декларирование. Вся информация, участвующая в обмене, подписывается ЭЦП, проверка корректности которой осуществляется на основе взаимодействия СВУЦ ТО». Существующая схема электронного декларирования представлена в приложении 2.
Обработка представленных декларантом сведений, осуществляется на основе полной интеграции подсистемы «Электронного представления сведений» с эксплуатирующимися в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации автоматизированными системами таможенного оформления и контроля, позволяя проводить все этапы таможенного оформления в рамках штатных программных средств.
Кроме того, для упрощения процедуры таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля внедрения системы предварительного, электронного и интернет декларирования.
Интернет-декларирование - это форма подачи электронной таможенной декларации (ЭТД), т.е. это то же электронное декларирование, но в другом качестве. ЭТД подается не через таможенную сеть, а через сеть Интернет. Соответственно участник ВЭД может находиться в любой точке России и обращается с декларацией на таможенный пост, приближенный к его логистическому центру. Главное отличие интернет-декларирования от электронного декларирования - это форма подачи информации и способ подключения к сети. Однако при передаче информации в процессе электронного декларирования информация пересылается по защищенным сетям таможни. При этом создается определенный абонентский пункт, жестко привязанный к сетям таможни. В процессе интернет-декларирования проблема жесткой привязки отпадает, но вопрос защиты информации встает в другой плоскости»23.
В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.
Введенное в 2009 г. интернет-декларирование и предварительное декларирование в 2010 г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить специальными техническими программами. В таких программных приложениях общие вопросы интерфейса - механизм взаимодействия таможни и участника ВЭД, идентификация пользователей, защита информации, протоколы и форматы обмена и др. требуют отдельного внимания. Они связаны с информационной безопасностью таможенных органов»24. Кроме того, «в 2010 г. был создан портал «Электронное предоставление сведений» для системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России. В настоящее время программные средства, используемые ФТС РФ, составляют более 143 наименований. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию предоставления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основе которых она заполнена»25.
Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения, допускает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (т.е. в виде электронного документа), работа с которыми давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.
В этой схеме весь обмен данными – в таможню (ДТ, ДТС, прочие ЭД-документы) и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») - осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений XML-формата через единый почтовый сервер. Почтовая система позволяет моментально осуществлять обратную связь таможня –декларант и оперативно исправлять допущенные ошибки или запрашивать дополнительные сведения»26.
Главное преимущество ЭД-2 в том, что «отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.
Таким образом, технология ЭД-2 «подразумевает большие возможности, высокую скорость и значительно, свыше чем в 10 раз, сокращает расходы участников ВЭД на подключение к системе и представление декларации. К тому же интернет-декларирование, в отличие от выделенного канала связи, позволяет подавать декларацию абсолютно в любой таможенный орган. Если ЭД-1 жестко привязано к конкретному таможенному посту, то с помощью ЭД-2 можно подать декларацию куда угодно и откуда угодно. Например, из Москвы во Владивосток и так далее»27.
В среднем время таможенного оформления, включая досмотр и выпуск товара, составило 30 минут, т. е., как минимум, на порядок меньше среднего времени при оформлении с использованием бумажного вида ТД»28.
Вместе с тем, на практике существуют некоторые проблемы. Так, «документы, необходимые для предъявления в таможенные органы для таможенного оформления, присутствуют в альбоме форматов электронных форм документов. Но при этом в альбоме нет ветеринарного свидетельства, фитосанитарного и еще ряда дополнительных документов, которые необходимы для подачи таможенной декларации.
В случае с ЭД-2 документы, прилагаемые к таможенной декларации (ТД), оформляются в формализованном виде, что требует времени. Программы, которая может переводить обычный вид документа в формализованный вид, в наборе программного обеспечения для заполнения ТД нет»29.
Таким образом, осуществление таможенного контроля основано прежде всего на системе управления рисками. В процессе повышения эффективности проведения таможенного контроля и повышения скорости обработки информации таможенные органы применяют различные информационные технологии. Технологии электронного документооборота - это универсальный ключ к оптимизации инфраструктуры и построения таможенных органов, к оптимизации информационных технологий таможенного оформления и контроля, к оптимизации внутренних финансовых потоков, в том числе и при контроле экспорта товаров.
Отметим, что в качестве приоритетных направлений государственной политики в области внешнеэкономической деятельности в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года30 указывается на содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, обеспечение интеграции России в глобальную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала российской экономики. В Концепции подчеркивается значимость развития торгово-экономических отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией как наиболее сильными игроками на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР). В частности, в отношениях с Китаем отмечается важность расширения экспорта российских товаров.
«В решении задач, сформулированных в Концепции, немаловажным фактором является совершенствование отечественного законодательства, опосредующего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в целом, и контроля при экспорте товаров, в частности. Для определения направлений реформирования законодательства большую ценность представляют результаты сравнительно-правовых исследований. Одним из наиболее масштабных исследовательских проектов в данной сфере, осуществляемых на постоянной основе, является проект Всемирного Банка «Doing Business» (далее - Проект). В рамках данного проекта оценивается эффективность применения правовых норм.
В рамках Проекта эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности оценивается с точки зрения интересов субъектов ВЭД. Для этой цели применяется три субкритерия:
1) количество документов, оформление которых необходимо для прохождения процедур контроля;
2) время, которое требуется для
прохождения контрольных
3) стоимость этих процедур и операций.
В качестве объекта оценки
смоделирована ситуация, в которой
компания с ограниченной ответственностью,
находящаяся в крупном деловом
центре, экспортирует/импортирует
Результаты оценки эффективности государственного регулирования ВЭД контроля при экспорте товаров по указанным критериям приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка эффективности государственного регулирования ВЭД32
|
Экспорт | ||
Количество |
Длительность |
Стоимость | |
Россия |
8 |
36 |
1850 |
Китай |
7 |
21 |
500 |
Гонконг |
4 |
6 |
625 |
Южная |
3 |
8 |
790 |
Япония |
4 |
10 |
1010 |
Анализ результатов, сформулированных в страноведческих отчетах Проекта, позволяет «увидеть основные проблемы, связанные с регулированием контроля при экспорте в России.
Во-первых, это значительное
количество документов, подлежащих оформлению
в связи с проведением
Во-вторых, в структуре временных и финансовых затрат на осуществление экспортных операций значительную долю занимает доставка товара. Срок доставки товара в России составляет 5 дней, а стоимость доставки - 900 долл. США. В Китае, сопоставимом по размерам территории с Россией (по сравнению с другими странами, чьи правопорядки вошли в объект настоящего исследования), указанные параметры составляют 3 дня для экспортируемых товаров при стоимости доставки 95 долл.»33.
Декларирование товара – важная составляющая таможенного оформления, соответственно, надлежаще заполненные документы являются необходимым.
ТК ТС содержит легальные
определения как термина «
Указанные определения достаточно краткие. Так, например, под таможенной декларацией понимается документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Руководствуясь нормами ТК ТС, можно выделить несколько видов таможенных деклараций: декларацию на товары, транзитную декларацию, пассажирскую таможенную декларацию и декларацию на транспортное средство.
В соответствии со статьей 203 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ подлежат таможенному декларированию товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Что касается формы таможенной декларации, то выделяют письменную и электронную. Возрастающий внешнеэкономический товарооборот требует совершенствования технологий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, что обусловливает необходимость активного внедрения информационных механизмов таможенного оформления, основанных на электронных способах обработки сведений. Электронное декларирование - перспективное направление развития таможенного законодательства в целом, которое может реально обеспечить единство таможенного оформления на всей территории Таможенного союза.
Порядок подачи таможенной декларации, в том числе и декларации на товары, включается в себя прежде всего собственно подачу декларации и ее регистрации (декларация считается поданной только после ее регистрации) – это обязательные стадии, и возможность изменения (дополнения) сведений в декларации, а также ее отзыв.
Что касается сроков подачи таможенной декларации на товары, то отметим, что сроки отличаются в зависимости от того, ввозились или вывозились товары. Так, таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС.
Порядок выпуска декларации зависит от выбранной таможенной процедуры и соответственно вида подаваемой декларации. Алгоритм принятия должностным лицом таможенного органа декларации на товары или таможенной декларации достаточно подробно регламентирован в действующем законодательстве Таможенного союза.