Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Под объектами, перемещаемыми через госграницу, понимаются - ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемый багаж пассажиров, все виды грузов, международные почтовые отправления, транспортные средства международного сообщения и в исключительных случаях конкретные лица (когда есть достаточные основания полагать, что они являются перевозчиками контрабандных товаров).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….......................2 1. Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры………………………………………………………………………......4

Функционально-целевая классификация ТСТК………………………………....7
Инспекционно-досмотровые комплексы………………………………………...9
2. Анализ использования технических средств таможенного контроля……………..13

Заключение……………………………………………………………………………….241Список используемых источников………………………………………………….….34

Файлы: 1 файл

курсовая по ТСТК.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

      Научно-технические  методы дистанционного поиска предметов и веществ можно разделить на две большие группы: пассивные и активные.

      Если  предмет поиска находится внутри объекта контроля (досмотра), то для  его обнаружения (установления) можно  применить оба метода. При этом используют регистрацию и обработку исходящего от предмета поиска сигнала обнаружения, который может быть самой разнообразной природы (электромагнитное, тепловое, ионизирующее излучения, акустический (звуковой) сигнал, пары вещества и т.д.). Главное, чтобы он был характерным (диагностирующим), т.е. с максимальной достоверностью свидетельствовал о наличии в объекте досмотра предмета искомого типа.

      К поисковому техническому средству одновременно поступают сигналы от всего объекта, т.е. в том числе и от тех  предметов, которые не относятся к предметам поиска. Блок обработки как активной, так и пассивной поисковой аппаратуры предназначен для того, чтобы выделить «чистый» сигнал обнаружения на фоне других (мешающих) сигналов. Современные научные принципы обработки и выделения сигналов обнаружения позволяют это делать достаточно уверенно.

      Задача  таможенного наблюдения предполагает выявление, установление и фиксацию фактов противоправного поведения конкретных физических лиц непосредственно в зонах таможенного контроля с помощью технических средств визуального наблюдения. Однако она не включает функцию визуального наблюдения в интересах службы таможенной охраны.

      Основные  объекты, подлежащие визуальному наблюдению, — это залы ожидания пассажиров, таможенного контроля и оформления, помещения «комплектовки» багажа пассажиров, проходы в таможенную зону, складские помещения и территории, площадки таможенного досмотра транспортных средств и грузов, стоянки ожидания автотранспортных средств, места расположения задержанных объектов (грузов, машин), пассажирские и грузовые причалы судов заграничного плавания и др. В зависимости от поставленной цели, места и условий наблюдения оперативная задача включает визуальное наблюдение внутренних зон таможенного контроля (помещений) и открытых таможенных территорий.

      Решение подзадачи визуального контроля внутренних таможенных зон предполагает применение замкнутых телевизионных  систем наблюдения.

      Аппаратура  должна обеспечивать регистрацию наблюдаемой  оперативной обстановки во всей ее динамике, с документированием места и времени записи изображения и возможности звукозаписи («наговора») необходимого пояснительного текста оперативным сотрудником, а также возможность одновременного выведения визуальной информации на один видеомонитор с нескольких телекамер.

      Контрольный пункт, где устанавливаются оконечные видеоконтрольные устройства, должен организовываться в непосредственной близости от контролируемых участков для обеспечения возможности быстрого реагирования на неожиданно острое изменение оперативной ситуации.

      Решение подзадачи визуального наблюдения открытых таможенных территорий также может осуществляться с помощью аппаратуры визуального наблюдения, однако применяемые телевизионные камеры должны обладать высокой чувствительностью, чтобы обеспечивать возможность наблюдения в условиях низкой освещенности контролируемых зон.

      Задача  визуального наблюдения удаленных  таможенных территорий, например причалов судов, акваторий портов и др., может  решаться с помощью различных  оптических приборов многократного  увеличения: полевых и морских биноклей, стереотруб, а также различных приборов ночного видения военного назначения.

      Товары  — основные объекты таможенного  контроля, но главными среди них  для России являются: стратегически  важное минеральное сырье: сырая  нефть, продукты переработки нефти, углеводородное сырье (бензол, стирол, фенол), природный газ, электроэнергия, металлы (драгоценные, цветные, щелочные, щелочно-земельные и редкоземельные), сырье для их производства, сплавы, металлические порошки, полуфабрикаты, прокат цветных металлов, деловая древесина, пиломатериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, а также азотные и фосфорные минеральные удобрения, пшеница, этиловый неденатурированный спирт, рыба и морепродукты, необработанные алмазы и другие драгоценные материалы.

      Перечисленные объекты различаются по своей  природе, а также физическим и  химическим свойствам, но имеют один общий декларируемый показатель, подлежащий обязательному контролю, - количественную характеристику (вес  или объем).

      Способы перемещения этих товаров через таможенную границу различны. Например, нефть, нефтепродукты и газ могут транспортироваться как по международным магистральным трубопроводам, так и в наливных емкостях (цистернах, танках судов). Дистанционное получение информации об объемах этих товаров требует нестандартного технического решения.

      Трубопроводный  транспорт наиболее проблематичен  и сложен с точки зрения обеспечения  эффективного фактического таможенного  контроля. Это объясняется тем, что трубопроводы работают в непрерывном цикле, а коммерческий учет, диагностика энергоресурсов по поставщикам, потребителям и экспортерам производятся на приемосдаточных пунктах, расположенных, как правило, за пределами таможенной территории России.

      В настоящее время таможенный контроль экспорта энергоресурсов осуществляется не по факту, а только документально, на основании представляемых получателем  документов, сверяемых с декларированными данными.

      Задача  контроля энергоресурсов, экспортируемых трубопроводным транспортом, должна сводиться к применению специальных технических средств, позволяющих производить дистанционные измерения расхода нефти и нефтепродуктов, например ультразвуковых расходомеров с накладными (на трубопровод) излучателями и приемниками.

      При таможенном контроле нефти, нефтепродуктов, газа, экспортируемых в транспортных емкостях по железной дороге, контроль их объемов (количеств) может быть осуществлен  достаточно простым методом (в большинстве  случаев мало используемым на практике) — взвешиванием каждой транспортной единицы и последующим сравнением полученных результатов с декларированными данными на нее. Для этого применяются различные по конструкции грузовые весы.

      Таможенный  контроль фактических объемов нефти  и нефтепродуктов, перемещаемых на танкерных судах заграничного плавания, проводится на современном этапе непосредственно в процессе перекачки их из трубопроводов путем использования достаточно точных портовых приборов - расходомеров. Массу наливного груза определяют по объему, занимаемому грузом в танке, цистерне, и его плотности. Объем устанавливается при помощи замера «взлива», т.е. расстояния от поверхности до днища в заранее известной транспортирующей емкости либо замера пустоты, т.е. расстояния от поверхности до специальной отметки на замерных трубах (штоках) или в смотровых глазках.

      Другой  вид стратегически важного товара - электроэнергия, которая экспортируется по международным линиям электропередач. Природа и способы перемещения  этого вида товара допускают техническую возможность контроля объемов электроэнергии на узлах путем регулярного считывания и проверки показаний достаточно точных профессиональных приборов энергетиков через определенные промежутки времени.

      Таможенный  контроль объемов и количеств  иных видов важных сырьевых товаров - металлов, руд и концентратов, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, удобрений, пшеницы и др. - осуществляется с помощью транспортных или грузовых приборов взвешивания.

      Оперативные действия по наложению и контролю атрибутов (средств) таможенного обеспечения являются очень важным этапом таможенного контроля перемещаемых через границу объектов. Она сводится как к наложению таможенных отметок в виде печатей, штампов, личных подписей ответственных таможенных лиц на соответствующие таможенные, товаросопроводительные и иные документы, так и к контролю их подлинности, к постановке контрольных таможенных устройств в виде пломб, запорно-пломбировочных приспособлений и маркерных носителей в виде клейких лент с таможенной символикой, наносимых на товары, грузовые отсеки транспортных средств, прошедших таможенный контроль, и установлению их целостности, исключающей факт их криминального вскрытия.

      Цель  применения таможенных отметок на документах - удостоверение факта прохождения  таможенного контроля конкретным товаром или транспортным средством в сопровождающих его документах и документах, необходимых отправителю (получателю), перевозчику и др.

      Цель  и содержание таможенной диагностики заключаются в распознавании (выявлении, различении и др.) сущности объекта таможенного контроля, определении его вида и назначения, установлении его различных свойств, а также возможных изменений состояния объекта в процессе его перемещения, хранения и воздействия на него криминальных и других причин и условий.

      Диагностика как таможенная процедура (действие) имеет исключительно важное значение, поскольку это основной этап аттестации товара и фактически всего комплекса  мероприятий по таможенному оформлению и контролю товаров.

      В результате проведения таможенной диагностики решаются следующие задачи:

  • распознавание вида и установление назначения объекта таможенного контроля;
  • выявление характерных признаков и свойств, позволяющих отнести объект к определенной групповой принадлежности (разделу ТН ВЭД, классу, группе);
  • определение состояния контролируемого объекта.

      Известно, что каждый объект обладает индивидуальными  диагностическими признаками, отличными  как от других объектов, так и  от окружающей их среды. Существенные различия физико-химической природы  естественных и искусственных объектов, их внешнего вида и состояния, состава и структуры требуют (как и в случае с поисковыми средствами) создания и применения особых способов диагностических исследований в отношении конкретной группы, 
класса и вида таможенных объектов. 

      Применяемые способы и средства различаются  по научно-техническому принципу, положенному  в их основу, по конструктивным особенностям, по способу применения и по условиям эксплуатации, что требует от таможенников определенных теоретических знаний и необходимого практического опыта в использовании этих способов и средств, а также знания и соблюдения основных норм и правил по технике безопасности и охране труда и т.д.

      Таможенная  диагностика представляет собой  сложившейся процесс научно-практического  познания, подчиняется определенным закономерностям, которые предусматривают поэтапное (стадийное) изучение характерных признаков объекта с целью его достоверного и всестороннего исследования. При диагностировании учитываются как объективные свойства, так и субъективные признаки. Основная задача заключается в том, чтобы их знать, уметь выявить и правильно охарактеризовать и классифицировать (разделить).

      Таможенную  диагностику (так же, как досмотр  и поиск) можно проводить с  помощью бесконтактных (дистанционных) и контактных методов, органолептических и инструментальных способов неразрушающего контроля.

      Органолептический способ основан на использовании  знания предметов контроля и органов  чувств для распознавания их диагностических  свойств и признаков. Таможенник может воспользоваться при этом мысленным образом подлинных объектов, запечатленных в его памяти, что является результатом его энциклопедических знаний, профессионального опыта и навыков, а также в случае необходимости методом сравнения с образом аналогичных объектов.

      Инструментальный  способ основан на определении конкретных параметров физико-химических свойств  с помощью инструментально-аналитических  средств, например ТСТК.

      Инструментальные  методы также подразделяются на контактные и дистанционные, причем последние, в свою очередь, делятся на пассивные и активные.

      Предмет распознавания (диагностики) находится  как в самом объекте (в его  внешнем виде, назначении, свойствах), так и на его поверхности, отображающей ею дефектное состояние. Для их обнаружения (выявления) бесконтактные и контактные методы используют регистрацию исходящих от диагностических признаков сигналов соответствия, которые могут быть самой разнообразной природы: в виде теневой картины внешнего облика объекта при его просвечивании, электромагнитного, теплового, звукового, ионизирующего излучения, физических или химических параметров, запаховых, вкусовых особенностей и т.д. Главное, чтобы этот сигнал хорошо улавливался, был максимально информативным и легко расшифровывался.

      Результаты  определения диагностических признаков, получаемых с помощью контактных методов, наиболее объективны и достоверны, поскольку эти методы, как правило, заимствованы из других отраслей науки и техники, где прошли хорошую практическую апробацию.

      Среди ограничительных условий для тех и других методов следует отметить соблюдение безопасности лиц, их применяющих, и сохранность самих объектов. Поэтому основные требования, предъявляемые к диагностическим техническим средствам, — безопасность, информативность, простота конструкции, надежность, экспрессность и удобство эксплуатации, особенно в оперативных условиях.

      В ФТС России проведена работа по формированию концепции создания системы таможенного  контроля крупногабаритных грузов и  транспортных средств. Данная концепция  необходима для принятия решений по оснащению таможенных органов ИДК, их размещению на территории Российской Федерации, выработке штатной структуры таможенных органов, оснащенных ИДК, организации их применения и эксплуатации.

Информация о работе Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры