Таможенный тариф 1891 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ таможенного тарифа 1891 года.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
o изучение истории тарифообразования России;
o рассмотрение участия Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа 1891 года;
o выявление особенностей и последствий принятия таможенного тарифа 1891 года в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. История тарифообразования
1.1 Бесспорная оплата …………………………………………………………... 5
2.2 История тарифообразования в России ……………………………………. 6
2. Участие Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа ……………… 13
3. Принятие таможенного тарифа 1891 года ……………………………… 19
4. Последствия принятия тарифа …………………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………………………………… 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

     В июле 1897 г в статье «Оправдание  протекционизма» Дмитрий Иванович предостерегал от узкого понимания покровительственной политики:  «протекционизм подразумевает… всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых, от школ до внешней политики, от дороги до банков, от законоположений до всемирных выставок, от бороньбы земли до скорости перевозки… Он обязателен и составляет общую формулу, в которой таможенные пошлины только малая часть целого».

     Столь широкое понимание – ключ экономической концепции ученого. В статье получила развитие и другая основополагающая его идея – признание необходимости активного воздействия государства на экономику как средство преодоления собственной отсталости. Он подчеркивал: «государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами», и главное из них – таможенное покровительство. Время, прошедшее после принятия тарифа 1891 г., по мнению Менделеева, показало правильность избранного курса: тариф не уменьшил ввоза, таможенные доходы увеличились, а вместе с ними возросли и общие доходы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принятие таможенного тарифа 1891 года 

       В сентябре 1889 года министр финансов И.А.Вышнеградский предложил Д.И.Менделееву принять участие в разработке проекта таможенного тарифа по химическим продуктам. Забота о развитии промышленности для Менделеева всегда была делом высшей важности: «Мы живем в эпоху, когда богатство и сила народов определяются индустрией. С одним земледелием Россия не двинется к надобным ей прогрессу и силе и останется страною бедною. Но чтобы производству развиваться, ему нужна защита от засилья иностранных товаров. И здесь на первый план выступает таможенная охрана – одно из важнейших орудий помощи труду»8.

       Менделеев был сознательным и «ярым протекционистом». Мечтал даже издавать газету, развивая в ней начала охранительной политики. Предложение Вышнеградского оказалось как нельзя кстати. Оно захватило Менделеева, «ответило самым заветным мыслям».

       Взявшись  за дело, он скоро понял, что не может  остановиться на одних только химических продуктах, настолько существенна  в тарифе связь между отдельными группами товаров. Тогда он подготавливает доклад с предложениями по общему его пересмотру.

       Многое  в плане Менделеева определялось тарифными изменениями предыдущих лет, которые сформировались уже в определенную политику («решительно вступить на путь покровительства»), глубоко отличную от воззрений тарифа 1868 года, со свободным ввозом в Россию бессчетного числа товаров (почти всего продовольствия, угля, алюминия, никеля, руд, драгоценных металлов, речных и морских судов, сельскохозяйственных машин). С таким тарифом мы достигли немногого («беднота народа, экономическая зависимость от других стран, финансовые недочеты...»). Но образумились «не от того, чего достигли, не от того, что отчасти на наши деньги развилась немецкая промышленность, даже не от того, что с падением курса дешевое стало дорогим, а от того только, что упадающее земледелие принудило Запад Европы обложить хлеб высокими пошлинами»9 (Менделеев).

       Так или иначе, со свободой торговли решили покончить. В 1877 году предприняли первый шаг: перешли на сбор пошлин в золотой валюте. Затем, уже в 80-е годы, усиления тарифа стали чуть ли не ежегодными: установили пошлины на суда, сельскохозяйственные машины, уголь, железо, руды, золото, серебро, повысили пошлины на цемент, шелк, полотна, пряжу, чай, вина, хмель, чугун, медь, кирпич, хлопок, вагоны. На уголь, чугун, железо, сталь, хлопок пошлины поднимали дважды, трижды. Не ограничиваясь всем этим, предпринимали и общие повышения тарифа.

       Во  все это время протекционизм  у нас проводился с неизменной решительностью. Правда, в нем еще не было цельности и на первых порах ставили цели больше фискальные, но с ростом пошлин неизменно выправлялись общие характеристики сельскохозяйственной деятельности. (Менделеев увидел здесь существование прямой зависимости)10.

       Однако  нарушилась цельность тарифа. К тому же изменились цены, курс, появились новые товары. Все это требовало общего пересмотра тарифа, направление которого уже было очевидным: «Наиболее благоприятного результата можно достичь, когда все статьи тарифа будут отвечать духу новых тарифных изменений, которые уже оправданы действительностью»11 (Менделеев).

       С пересмотром тарифа Вышнеградский не спешил. Подготовительные работы к нему начались еще в 1887 году. Были собраны подробные сведения о внешней торговле, об условиях ввоза и состоянии промышленности в России. Экспертные предложения были разосланы Комитетам торговли и мануфактур, Биржевым комитетам, Ученым обществам.

       Все они к 1890 году доставили собственные  мнения по обсуждаемому вопросу. Промышленники  выступили тогда далеко не как  одно целое. Центр и Юг заняли охранительную  позицию. (Московские фабриканты всегда охотно соглашались на обложение  сырья пошлиной. Академик Безобразов даже обвинял их в ненасытности протекционизма: «Хотят все производить в России»). Петербург и Польша выступили за более либеральную политику: географически они были близки к западным источникам сырья. В первой половине 1890 года Особое совещание из чиновников Министерства финансов и профессоров Технологического института занялось согласованием полученных мнений. Осенью проект тарифа поступил на рассмотрение специальной Тарифной комиссии.

       Менделеев все это время был очень  активен, доказывая необходимость  высокого обложения. Но у него было много противников. Даже и заместитель  Вышнеградского по министерству Тернер считал неразумным для достижения благоприятного торгового баланса «поднимать тарифы безмерно». Колоссальным считал предлагаемые тарифы еще один влиятельный чиновник – Скальковский. О Менделееве он вспоминал потом с раздражением: «Приготовление простого кирпича у него облагалось выше, чем дорогих фарфоровых ваз. Профессор исходил из того, что России надобно выучиться сначала выделывать у себя дешевые вещи». Некоторые предложения о снижении пошлин в комиссии принимались. (Разумно согласились, к примеру, снять обложение в два рубля с пуда на египетские мумии.)

       В Государственном совете из-за значительности проект рассматривался по частям. По многим статьям и здесь возникали  споры, но Вышнеградский соглашался только на незначительные уступки. Менделеев  же правом голоса не располагал. Государственный секретарь Половцов даже высказывал тогда царю: «...Менделеев дает свои заключения, но не участвует в обсуждении вопроса, не подает голоса, и эта неравноправность с членами Совета не может не отражаться на свободе высказываемых мнений. Получается, что вы слушаете только чиновников с медными пуговицами». Впрочем, существенных изменений Государственный совет в проект не внес. Только не согласился с предложением Вышнеградского об изменении ставок тарифа при изменении курса рубля, высказавшись за соответствующие в этих случаях поправки отдельных статей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Последствия принятия тарифа 1891 года 

       С 1 июля 1891 года тариф вступил в  действие. Главной его чертой было покровительство всем стадиям производства и во всех отраслях промышленности. Развить собственную индустрию  стремились во что бы то ни стало. Все, что производилось или даже могло  производиться в России, нашло  теперь защиту в тарифе. Только четырнадцать ставок оставили беспошлинными (те, по которым почти и не было ввоза): внутренний рынок старались уберечь  для российского производителя. Интересы потребления и сельского хозяйства отступили на второй план. Но фискальных изменений почти не было – в них уже отпала необходимость. Помимо охраны, старались только улучшить торговый баланс.

       Новый тариф оставил без изменения  только 38% ставок 1890 года. Повышения  были сделаны в 293 случаях (51,8%). Еще  в 14 (2,5%) были обложены до того беспошлинные товары. Понижения касались 42 позиций (7,5%) (на сельскохозяйственные машины, на косы, серпы). Умеренное по отношению к 1890 году повышение пошлин было разительным к ставкам 1868 года. Они увеличились по керосину в 3 раза; нефти в 2; паровозам в 4; железу в 3-4; меди в 6-8 раз; чугуну в 9-15. Теперь наши тарифы оказались выше ставок многих других стран (к примеру, на чугун она была 30 коп. с пуда, в США – 8,3 коп.)12.

       По  отношению к внутренним ценам  некоторые ставки оказались действительно колоссальными: на нефть цена была 1,25-2,5 коп. за пуд, а пошлина 20 коп.; керосин 3-9 коп. – пошлина 1 руб.; железо 1,00-1,33 руб. – пошлина 50 коп. Отношение пошлин к ценности товаров превысило в тарифе 1891 года 30% (против 12,8% в 1868 г.), и казалось, что привоз в Россию товаров резко сократится. Ничуть не бывало. Вот его изменение по годам (в млн. руб.): 1891 – 371; 1892 – 400; 1893 – 450; 1894 – 554 и т. д. Соответственно росли и таможенные доходы: в 1888-1890 гг. их собиралось в среднем 122 млн. руб., в 1893 – 1895 гг. – 162 млн. Общее экономическое оздоровление страны привело и к увеличению доходной части бюджета с 896 млн. руб. в 1891 году до 1160 млн. в 1894 году.

       Рост  пошлин вызвал ожидаемое увеличение притока в страну иностранного капитала, как раз в те отрасли, которые  и пытались усилить. Общий размер заграничных инвестиций вырос со 186 млн. руб. в 1890 году до 762 млн. в 1900 году. Вообще 90-е годы, годы действия нового тарифа, характеризуются в России мощным подъемом. Прав оказался Менделеев с его прямой зависимостью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

             По результатам  проведенной работы можно сделать  следующие выводы.

       Таможенный  тариф – инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

       Основными целями таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российской Федерации;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

     Таким образом, многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий. 
 
 
 

       Список  использованной литературы 

  1. Кисловский  Ю.Г. История таможни государства  Российского. – М., 1995
  2. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995
  3. Кудряшев А.О. Роль и место таможенной службы в регулировании ВЭД. – М.: РИОРТАГТКРФ, 1999
  4. Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. трудов: В 2-х частях. Ч. 1 // Под науч. ред. Н.М. Блинова. – М.: РИО РТА, 1997
  5. Теория, методология и практика таможенного дела. – М: РИО РТА, 1996
  6. Таможенное право: Учебник // Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. – М., 1998
  7. Угаров Б.М. У таможенного барьера. – М., 1975.
  8. Филлипенко С.В. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. – М.: РАГС, 1999
  9. Храбсков В.Г. Таможня и закон. – М., 1979
  10. Чмель К.Н. Таможенные будни // Социалистический таможенный контроль. 1971. №4

Информация о работе Таможенный тариф 1891 года