Таможенный тариф 1891 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ таможенного тарифа 1891 года.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
o изучение истории тарифообразования России;
o рассмотрение участия Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа 1891 года;
o выявление особенностей и последствий принятия таможенного тарифа 1891 года в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. История тарифообразования
1.1 Бесспорная оплата …………………………………………………………... 5
2.2 История тарифообразования в России ……………………………………. 6
2. Участие Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа ……………… 13
3. Принятие таможенного тарифа 1891 года ……………………………… 19
4. Последствия принятия тарифа …………………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………………………………… 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Юридический факультет 
 

Кафедра истории государства и права 
 

Курсовая  работа

Учебная дисциплина

История таможенного дела и таможенной политики

России 

Тема: Таможенный тариф 1891 года 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса

151 группы 

Дневного  отделения, специальности 

«Таможенное дело»

Арутюнян  Мария Араиковна 
 
 
 

Саратов 2009

       Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………... 3

1. История тарифообразования

1.1 Бесспорная  оплата …………………………………………………………... 5

2.2 История тарифообразования  в России …………………………………….  6

2. Участие Д.И.Менделеева  в разработке проекта  тарифа ……………… 13

3. Принятие таможенного  тарифа 1891 года ……………………………… 19

4. Последствия принятия  тарифа …………………………………………... 23

Заключение ……………………………………………………………………. 25

Список  использованной литературы ……………………………………… 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Тема  данной курсовой работы «Таможенный тариф 1891 года». Выбору этой темы способствовала  чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкуренции.

      Основная  задача государства в области  международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно  больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом  рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть  методов государственного регулирования  направлена на защиту внутреннего рынка  от иностранных конкурентов и  поэтому относится прежде всего  к импорту.

     Средства  регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

     Наиболее  распространенными средствами служат таможенные тарифы, целью использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Именно поэтому важно проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

     Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ таможенного тарифа 1891 года.

     Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

    • изучение истории тарифообразования России;
    • рассмотрение участия Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа 1891 года;
    • выявление особенностей и последствий принятия таможенного тарифа 1891 года в России.

     Работа  состоит из 4 разделов, введения, заключения и списка используемой литературы из 8 наименований. Общий объем курсовой работы составляет 26 страниц.

     При написании курсовой работы автор  в основном опирался на труды Кисловского  Ю.Г., Кудряшева А.О. и Филлипенко С.В.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История тарифообразования 

    1. Бесспорная  оплата
 

     Если  верить историкам, термин «тариф» в  понимании «бесспорная оплата» – бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу – то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог предоставитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных истории экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» – которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

     По  мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик  у монархов возникла насущная необходимость  организации собственных экономик, причем в интересах, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность как правило лица, близкие к королю-царю-императору, то есть двор.  

    1. История тарифообразования  в России
 

     Первая  общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое  общество – было учреждено через  три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской революции  у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его  помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался  изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф  на торговлю с Англией, а в 1800 году – сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

     Политика  континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем сводилась  к одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы  лишить его возможности воевать». Главный противник – Англия. Ее экспортные товары – колониальные товары и хлопок – облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции1.

     Россия  была вынуждена присоединиться к  континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги  Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

     К 20-30-м годам XIX века относится и  первая в России «финансовая революция», известная также как реформа  Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр  финансов Александра I и Николая I, восстановил  финансовую систему страны после  войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский  тариф, направленный на развитие собственной  промышленности внутри страны. Наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

     В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для  развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько  продвинуть развитие территории, что  Одесса уже к концу 20-х годов  была четвертым по величине городом  Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке2.

     До  Крымской войны вся российская внешняя  торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В  европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством  финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами. Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американская компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар – пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и устраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

     После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути, говоря – рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины  по 152 статьям, уравнены пошлины по морской  и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей  – готовых фабрикатов. Однако и  эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых годов Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Информация о работе Таможенный тариф 1891 года