Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ таможенного тарифа 1891 года.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
o изучение истории тарифообразования России;
o рассмотрение участия Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа 1891 года;
o выявление особенностей и последствий принятия таможенного тарифа 1891 года в России.
Введение ………………………………………………………………………... 3
1. История тарифообразования
1.1 Бесспорная оплата …………………………………………………………... 5
2.2 История тарифообразования в России ……………………………………. 6
2. Участие Д.И.Менделеева в разработке проекта тарифа ……………… 13
3. Принятие таможенного тарифа 1891 года ……………………………… 19
4. Последствия принятия тарифа …………………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………………………………… 26
Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок3.
К
90-м годам относится
Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:
Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны». В течение года 1893-1894 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.
По
мере возникновения свободных рынков
(хлебного, угольного, затем нефтяного)
государственные тарифы постепенно
становятся главным рычагом
Сама по себе история тарифа – это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» – это то, с чем не спорят…
2.
Участие Д.И. Менделеева
в разработке проекта
тарифа
В 80-е годы XIX века приоритетом экономического курса русского правительства стала протекционистская таможенная политика, находившаяся в центре общественного внимания и вызывавшая оживленную полемику в прессе. Напряженные споры между протекционистами и фритредерами не были обычной дискуссией по частному, хотя и важному вопросу. Речь шла не просто о величине пошлин на те или иные товары, а о выборе направления социально-экономического развития страны и принципов ее модернизации. Лучшие умы России – государственные и общественные деятели, ученые, специалисты, представители культуры превратили диспуты в подлинно научную полемику. В их ряду видное место принадлежало Менделееву.
С
1860-х годов ученый занимался конкретными
производствами и целыми отраслями
хозяйства, исследовал специфику отдельных
регионов. По мере накопления и обобщения
данных он приступил к разработке
собственной программы
В
сентябре 1889 г министр финансов И.
А. Вышнеградский предложил
Казалось, реализовать столь грандиозный замысел, к тому же в чрезвычайно сжатые сроки, одному человеку не под силу. Но Менделеев смог, ибо считал: от предстоящего пересмотра тарифа во многом зависит «промышленная будущность Отечества и его экономическая независимость», и в срок представил доклад «Связь частей общего таможенного тарифа. Ввоз товаров». В нем автор выступил убежденным сторонником развития отечественной промышленности и покровительственной политики государства.
Прежде всего, ученый разработал теоретические основы таможенного протекционизма. С его точки зрения, тариф, во-первых, «всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны…», во-вторых, от него «можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью», в-третьих, он должен «ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры его таможенных окладов»5.
Далее Дмитрий Иванович сформулировал принципы тарифной политики:
Основная часть доклада Менделеева содержит проект таможенного тарифа с обоснованием величины окладов в соответствии с разработанной им классификацией товаров. Впоследствии Дмитрий Иванович вспоминал: «Этим докладом определялось многое в дальнейшем ходе как всей моей жизни, так и в направлении обсуждений тарифа, потому что цельность плана была только тут. С. Ю. Витте сразу стал моим союзником, а за ним перешли и многие другие»6.
В октябре 1890 г. Менделеев представил Вышнеградскому обширное «Добавление к докладной записке, относящейся к связи частей таможенного тарифа». В нем он расширил круг рассматриваемых вопросов и высказал мнение, что свободная торговля «может сопровождаться благотворными результатами только для стран, уже развивших свою промышленную предприимчивость». На конкретных примерах Дмитрий Иванович показал «плодотворность покровительственной системы для таких стран, как Россия, в которых фабрично-заводская, горная и даже сельскохозяйственная промышленность не вышла еще из состояния первичного развития».
По мнению Менделеева, Россия переросла земледельческий период своей истории и должна развить промышленность, но это невозможно без охраняющего таможенного тарифа. Сторонники свободной торговли считали, что усиленная таможенная охрана вредит сельскому хозяйству. В связи с этим Дмитрий Иванович отмечал: защита иностранных товаров от таможенного обложения ради интересов сельского хозяйства – «узкое непонимание важнейших условий современного состояния международных отношений и тщетное стремление удержать нашу страну в положении прожитой ею земледельческой эпохи».
Сам Менделеев еще в 1860-е годы активно занимался проблемами сельского хозяйства. Предложенная им программа положила начало сельскохозяйственным опытам в России. Большое внимание он уделял вопросам повышения продуктивности аграрного производства и обеспечения сбыта продукции.
В феврале 1891 г. ученый передал Вышнеградскому третью записку – «О таможенной пошлине на серу и серный колчедан». В острых дискуссиях ему удалось отстоять главные принципы своего проекта, и они легли в основу «Общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле», высочайше утвержденного 11 июня 1891 г. Современники и исследователи отечественной экономической истории не без оснований называли его «менделеевским».
Активная
работа над ним совпала с
Являясь
сторонником рационального
С точки зрения Менделеева, сущность протекционизма заключается не в высокой пошлине на ввозимые товары и тем более не в запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития видов промышленности, страдающих от иностранной конкуренции. Ученый пришел к выводу: «толковым» тарифом следует считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в абстрактных теориях фритредеров и протекционистов. «Следовательно, – заключал он, – кроме первичного протекционизма, желающего все и вся развить в своей стране и не допускающего к себе иноземных товаров, …и кроме охранительного, существует и мыслим …возбуждающий разумный протекционизм, который с полным расчетом всех естественных условий страны налагает соразмерно высокие таможенные пошлины на товары, имеющие все шансы развития их внутри страны». Позднее, в «Заветных мыслях» (1905) Дмитрий Иванович утверждал: «таможенные пошлины в протекционизме должны играть роль средства, а отнюдь не цели, хотя бы фискальной».