Таможенный контроль: понятие, основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении основных положений, понятий таможенного контроля товаров и транспортных средств,
Для достижения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть:
1.общие положения о таможенном контроле;
2.сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
3.формы таможенного контроля товаров и транспортных
средств под таможенным контролем.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

1.8 Таможенная проверка

 Таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС), проводится таможенными  органами в целях проверки  соблюдения лицами требований, установленных  таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.

 Под проверяемыми  лицами понимаются:

- декларант;

- таможенный представитель;

- перевозчик, в том  числе таможенный перевозчик;

- лицо, обладающее полномочиями  в отношении товаров после  их выпуска, или его представитель;

- лицо, осуществляющее  временное хранение товаров;

- владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

- уполномоченный экономический  оператор;

- иные лица, напрямую  или косвенно участвовавшие в  сделках с товарами, помещенными  под соответствующую таможенную  процедуру;

- лицо, в отношении  которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров  под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации  и иных документах, представленных  при таможенном декларировании  товаров, повлиявших на принятие  решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством  таможенного союза и законодательством  государств - членов таможенного  союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц,  в том числе осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, установленным критериям, необходимым  для присвоения статуса уполномоченного  экономического оператора;

6) иные направления,  определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 ТК ТС. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

1.9 Иные формы таможенного контроля.

Проверка документов и сведений.

 Таможенные органы  проверяют документы и сведения, представленные при совершении  таможенных операций, с целью  установления достоверности сведений, подлинности документов и (или)  правильности их заполнения и  (или) оформления. (ст. 111 ТК ТС)

Проверка достоверности  сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменном форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК ТС.

Устный опрос.

При совершении таможенных операций в соответствии с настоящим  Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями  организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. ст. 112 ТК Т

Получение объяснений.

Получение объяснений - получение  должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела. ст. 113 ТК ТС. Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.  Получение пояснений является альтернативой устному опросу.

Таможенное наблюдение.

 Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое  или разовое, непосредственное  или опосредованное визуальное  наблюдение, в том числе с применением  технических средств, должностными  лицами таможенных органов за  перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. ст. 114 ТК ТС. 

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС).

Представляет собой форму таможенного контроля, при которой таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Глава 2 Принципы таможенного контроля

2.1Классификация  принципов таможенного контроля.

ТК ТС установлено, что  все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и  таможенному контролю. При осуществлении  таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные положениями ТК ТС и законодательством стран участниц ТС, где производится таможенное оформление. Основные принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции Российской Федерации, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля. Важный принцип сформулирован в части 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Организационное построение таможенного контроля основывается на принципе, содержащемся в пункте «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому таможенное регулирование отнесено к исключительной компетенции федерального центра. Необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:

            - о поддержке конкуренции   и свободе экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской  Федерации);

            - о признании и  защите равным образом частной,  государственной, муниципальной  и иных форм собственности  (часть 2 статьи 8 Конституции Российской  Федерации);

            - о праве каждого  на свободное  использование своих  способностей  и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);

            - нормативные правовые  акты, затрагивающие  права, свободы  и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации формирует также такие  принципы, непосредственно относящихся  к таможенному регулированию, как законности (статья 15); равенство всех перед законом и судом (статья 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (статья 46 Конституции Российской Федерации).Необходимо отметить, что глава 6 подпункт 111 Руководства к Генеральному Приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму. Исходя из конституционных  принципов таможенного контроля необходимо подчеркнуть их специфическую  особенность: Принцип законности -  все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно–правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено». Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Принцип выборочности  таможенного контроля - использование  должностными лицами таможенных органов  только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации. Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств,  которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Принцип оперативности –  установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля. Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран – партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. Принцип эффективности  таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).При проведении таможенного  контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При осуществлении  таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении  таможенного контроля, не могут служить  препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации. В соответствии  со ст. 94 ТК ТС вышеуказанные  обстоятельства определяют основной  принцип проведения таможенного  контроля  - выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС). 

2.2Общие положения и характеристика системы управления рисками (СУР).

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов  государства и участников внешней  торговли при проведении таможенного  контроля, в настоящее время выступает  распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле (далее - СУР). В Австрии  в 1995 г. впервые в мире был  создан стандарт по управлению  рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный  этап, и их практический опыт  подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров. При проведении  таможенного контроля таможенные  органы используют, как правило,  те его формы, которые являются  достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства  Российской Федерации. Принцип выборочности, закрепленный в ст.94 гл.15 ТК ТС означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.

Одно из основных направлений внедрения СУР

Одним из основных направлений  внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров  и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар. Федеральная таможенная служба Российской Федерации с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля. Ее внедрение в полном объеме позволит сократить таможенные досмотры ввозимых товаров до 10%, в отношении вывозимых товаров - до 8% без ущерба для безопасности государства.

 

 Согласно п. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками  основывается на эффективном  использовании ресурсов таможенных  органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.

Информация о работе Таможенный контроль: понятие, основные положения