Таможенный контроль: понятие, основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении основных положений, понятий таможенного контроля товаров и транспортных средств,
Для достижения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть:
1.общие положения о таможенном контроле;
2.сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
3.формы таможенного контроля товаров и транспортных
средств под таможенным контролем.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 Основными компонентами  управления рисками являются  таможенное инспектирование финансово-хозяйственной  деятельности импортеров, таможенный  досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.

Применение  подхода, основанного на методах  управления рисками, к таможенному  контролю

ВТО предполагает, что  применение подхода к таможенному  контролю, основанного на методах  управления рисками, позволит таможенным службам:

- сосредоточить внимание  на областях повышенного риска  и тем самым более эффективно  использовать свои ресурсы;

- повысить возможности  выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней  торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;

- предоставить законопослушным  участникам внешней торговли  и пассажирам более благоприятные  условия;

- ускорить торговлю и передвижения. Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки. Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно - торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО. Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли. Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям - для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.

Принципы управления рисками

 

Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов. В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации") в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на:

 выявленные - выражаются  в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 358 ТК РФ риск - это вероятность, т.е. нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения - это уже не вероятность. Другое дело - установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений;

 потенциальные - представляют  риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют. Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств. В некоторых странах, например в Италии, используется технологическая схема желтого коридора, когда осуществляется документальный контроль и по его результатам принимается решение о необходимости проведения фактического досмотра. Выпуск товаров в свободное обращение в данном случае осуществляется после проведенной проверки и уплаты таможенных платежей. В настоящее время в Италии 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% - по желтому и 7% - по красному. Практика применения таможенными службами стран - членов Всемирной таможенной организации (ВТО) системы управления рисками доказывает ее эффективность. Так, в таможне Дувра (Великобритания) досмотру подвергаются не более 3 - 4% товарных партий. Система управления рисками в Италии позволяет выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования при осуществлении проверки только 26% деклараций. Досмотр товаров и транспортных средств в США применяется крайне редко - в отношении 1 - 2% товаров

 

 

Таможенный  контроль в Нижнем Новгороде

Заседание коллегии Приволжского таможенного управления состоялось в Нижнем Новгороде.

В совещании приняли участие начальник Главного организационно-инспекторского управления ФТС России Сергей Лобанов, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев, Приволжский транспортный прокурор Сергей Белов, руководитель Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ПФО Валерий Губанов, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, начальники таможен Приволжского региона, члены коллегии.Открыл заседание с приветственным словом начальник Приволжского таможенного управления Вячеслав Иванович Голоскоков. Основным вопросом совещания стал таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение. Основная цель, которая стоит перед таможенными органами – это ускорение таможенного контроля до выпуска товаров, т.е. перенос основного акцента контроля на этап после выпуска. Напомним, такая задача ставится перед таможенными органами в Дорожной карте по совершенствованию таможенного администрирования, утвержденная Постановлением Правительства РФ. Таким образом таможенные органы работают над снижением временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности.Работа по контролю после выпуска товаров требует системного подхода к выбору объектов проверок для получения результата с необходимым экономическим эффектом. Для этого необходимо создание единого информационного поля и координации работы всех подразделений таможенных органов. Всего за 10 месяцев 2012 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского региона проведено 500 таможенных проверок, доначислено таможенных платежей и наложено штрафных санкций на сумму 148 476, 23 тыс. рублей. По материалам проверок возбуждено 302 дела об административном правонарушении и 4 уголовных дела. В 2010 году с созданием Таможенного союза и реализацией Концепции переноса таможенного контроля в места, приближенные к границе был снят таможенный контроль на автомобильных пунктах пропуска на Российско-Казахстанской границе. Сейчас в регионе функционируют 12 воздушных пунктов пропуска. Еще один вопрос коллегии - О ходе исполнения Детального плана мероприятий по реализации «Программы повышения качества таможенного администрирования в воздушных пунктах пропуска Приволжского региона на 2012 2013 годы»». Программа была утверждена в мае текущего года и задачи, установленные на текущий год Детальным планом по реализации Программы, в основном выполнены. Одно из приоритетных направлений деятельности в 2012 году – оптимизация структуры таможенных постов в ВПП с наиболее интенсивным товаро- и пассажиропотоком. Эти мероприятия сейчас находятся в завершающей стадии и с 25 декабря семь таможенных постов – расположенных в аэропортах Самара, Казань, Уфа, Нижний Новгород, Пермь, Оренбург, Ульяновск будут реструктурированы на основе сменного принципа деятельности с образованием 4-х сменных отделов таможенного контроля с широким набором функций. Это будет способствовать более равномерному распределению нагрузки на должностных лиц подразделений таможенного контроля. Положительные результаты были достигнуты в рамках программы по направлению повышения уровня информированности лиц, пересекающих границу в воздушных пунктах пропуска. Существенная часть эксцессов, зафиксированных при пропуске пассажиров международных авиарейсов, ранее были вызваны недостаточной информированностью граждан о правилах перемещения товаров через таможенную границу. Информации, размещенной на стендах в залах ожидания и местах проведения операций было недостаточно. Приволжским управлением организовано использование других средств и методов информирования лиц, как в целом о правилах перемещения товаров, так и товаров отдельных категорий. В частности - информационных интерактивных терминалов, систем радиотрансляции, разъяснительных памяток. В качестве одного из показателей результативности проведенных мероприятий может служить снижение количества фактов задержания в пунктах пропуска региона насвая, ранее отвлекавших значительные ресурсы таможенных органов (2011 год – 3433 дел об АП в целом по Приволжскому региону, 28 дел об АП - по Нижегородской таможне; 2012 год (по состоянию на 12 декабря) – 2109 дел об АП, по Нижегородской таможне – 25 дел об АП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства. Таможенный контроль понимают как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и как совокупность проверочных мероприятий. Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего таможенного законодательства, а также международных договоров РФ и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

 Таможенный контроль  при ввозе завершается в момент  выпуска товаров и транспортных  средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Таможенный кодекс РФ;
  2. Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля"
  3. Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2190 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)"
  4. Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
  5. Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля"

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Таможенный контроль: понятие, основные положения