Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас в Беларуси действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. В связи с формированием Таможенного союза и модернизацией таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

Файлы: 1 файл

Тамож.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

Таким образом, для Республики Беларусь ТК ТС вводятся две новые  таможенные процедуры - специальная  таможенная процедура и процедура  переработки товаров для внутреннего  потребления [10].

Процедура переработки товаров  для внутреннего потребления  заимствована из Киотской конвенции  и допускает использование в  установленные сроки иностранных  товары в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих без уплаты ввозных  таможенных пошлин, но с уплатой  налогов и применением запретов и ограничений. Полученные в этой процедуре продукты переработки, подлежит помещению под таможенную процедуру  выпуска для внутреннего потребления  с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к этой продукции [1].

Таможенная процедура  таможенного транзита

Новым для Республики Беларусь подходом является обязательность помещения  под таможенную процедуру таможенного  транзита товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Пунктом 5 статьи 215 ТК ТС определено, что такие товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения  под таможенную процедуру таможенного  транзита, если иное не предусмотрено  кодексом и (или) решением Комиссии таможенного  союза.

Таможенная процедура  таможенного транзита осуществляется в определённый срок. Предельный срок таможенного транзита не может превышать  срок, определяемый из расчёта двух тысяч километров за один месяц. Нужно  отметить, что в ТК РБ предельный срок таможенной процедуры таможенного  транзита не превышал пяти календарных  дней, если перевозка осуществлялась автомобильным транспортом. При  перевозке и использованием водных судов и железнодорожного транспорта - 30 календарных дней, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным  транспортом, - трёх календарных дней со дня получения разрешения на таможенный транзит [7].

Временное хранение товаров

Среди отличий можно отметить увеличение срока временного хранения товаров. (Справочно: в соответствии со статьей 125 ТК Республики Беларусь срок временного хранения составляет шестьдесят календарных дней, без возможности продления).

Согласно ТК ТС (ст.170), срок временного хранения составляет два  месяца и по письменному обращению  лица, обладающего полномочиями в  отношении товаров, или его представителя продлевается таможенным органом. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев [1].

 

2.2 Деятельность  в области таможенного дела. Отличия  данных положений ТК ТС от  ТК РБ

 

Одним из наиболее серьёзных  отличий ТК ТС от ТК РБ являются вопросы, связанные с деятельностью лиц  в сфере таможенного дела.

ТмК и ТКТС определены категории лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

(ТмК) (ТКТС)

таможенные агенты (представители) таможенные представители

таможенные перевозчики  таможенные перевозчики

владельцы складов временного хранения владельцы складов временного хранения

владельцы таможенных складов  владельцы таможенных складов

владельцы магазинов беспошлинной торговли владельцы магазинов беспошлинной торговли

добросовестные участники  ВЭД уполномоченные экономические  операторы

Существенными отличиями  от действующих в Республике Беларусь требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение статуса  таможенного представителя, таможенного  перевозчика и уполномоченного  экономического оператора, является введение на уровне норм ТК ТС обязательного  требования по предоставлению этими  лицами конкретных сумм обеспечений  уплаты таможенных пошлин, налогов, в  частности:

в сумме 1 миллион евро для  получения статуса таможенного  представителя (ТК Республики Беларусь подобных требований не установлено);

в сумме 200 тыс. евро для получения  статуса таможенного перевозчика (ТК Республики Беларусь предусмотрено  поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин, что составляет порядка 187 тыс. долл.);

в сумме 1 миллион евро для  получения статуса уполномоченного  экономического оператора (Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. №40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»  предусмотрено наличие удовлетворительной в соответствии с законодательством структуры бухгалтерского баланса за год, предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 тыс. базовых величин (для юридических лиц), что составляет порядка 1 млн. долл., а для индивидуального предпринимателя - наличие в собственности основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 10 тыс. базовых величин.).

Такое обеспечение может  быть представлено в виде залога имущества, банковской гарантии, поручительства либо внесения денежных средств на счета таможенных органов.

Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного  дела, можно отметить такое условие  включения в реестры, как наличие  договоров страхования риска  своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся  на хранении на соответствующих складах.

В частности, установлено  требование о предоставлении соответствующих  договоров страхования для следующих  категорий лиц:

 

Категория лицДоговор страхованияТаможенный представительДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицамиВладелец склада временного храненияДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договораВладелец таможенного складаДоговор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора

В настоящее время в  Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам  на деятельность в области таможенного  дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.

Размер страховой суммы  таких договоров страхования  будет определен дополнительно  законодательством Республики Беларусь [1].

Новации в отношении  таможенных представителей

Различия в условиях получения  статуса таможенного представителя:

.Наличие в штате этого  лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий  их соответствие требованиям  законодательства (ст. 13 ТК ТС).

В соответствии со ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также  должен иметь в штате специалиста  по таможенному оформлению [4].

Таким образом, в сравнении  с ТК РБ минимальное количество сотрудников  таможенного представителя, которое  должно быть в штате таможенного  представителя, возросло до двух [12].

.Наличие договора страхования  риска своей гражданской ответственности.  Размер страховой суммы определяется  государством-членом таможенного  союза (ст. 13 ТК ТС).

Согласно ст. 85 ТК РБ таможенный агент (представитель) также должен иметь договор страхования своей  гражданской ответственности. Страховая  сумма не может быть менее 10 000 базовых  величин [4].

.Предоставление обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  на сумму, эквивалентную не  менее чем 1 млн. евро, по курсу  валют, устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства-члена  таможенного союза, на день  предоставления такого обеспечения  (ст. 13 ТК ТС).

В законодательстве Республики Беларусь требование о предоставлении таможенным агентом (представителем) обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  отсутствует [1].

.Соответствие иным требованиям  и соблюдение иных условий,  которые установлены таможенным  законодательством таможенного  союза и (или) законодательством  государств-членов таможенного союза  (ст. 13 ТК ТС).

ТКТС не устанавливает  требований к материально техническому оснащению таможенного представителя, в то время как ст. 85 ТК РБ определяет, что таможенный агент (представитель) должен иметь в наличии материально-техническое  оснащение (наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным  нормам, комплекта мебели, средств связи, программного обеспечения, информационных технологий) [4].

Новации в отношении  владельцев складов временного хранения

Различия в условиях получения статуса владельца склада временного хранения:

.Нахождение в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном  управлении или аренде помещений,  предназначенных для использования  в качестве склада временного  хранения. Если владение помещениями  осуществляется на основе договора  аренды, такой договор должен  быть заключён на срок не  менее одного года на день  подачи заявления о включении  в реестр складов временного  хранения (ст. 24 ТК ТС).

Согласно п. 10 Положения  № 1355 сооружение, используемое в качестве склада временного хранения, должно быть во временном пользовании у заинтересованного  лица на срок не менее срока действия лицензии (то есть пяти лет).

Также п. 11 Положения № 1355 определён ряд требований к материально  техническому оснащению склада временного хранения.

.Наличие договора страхования  риска своей гражданской ответственности.  Размер страховой суммы определяется  законодательством государств-членов  таможенного союза (ст. 24 ТК ТС).

В настоящее время законодательством  Республики Беларусь подобное требование не установлено.

.Отсутствие на день  обращения в таможенный орган  неисполненной обязанности по  уплате таможенных платежей, пеней  (ст. 24 ТК ТС).

Согласно п. 6 Положения  №1355 у соискателя лицензии на день обращения с заявлением о выдаче лицензии должно отсутствовать неисполненное  в установленный срок налоговое  обязательство по уплате таможенных платежей, а также процентов и  пеней, начисленных за неисполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

.Отсутствие фактов привлечения  в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (ст. 24 ТК ТС).

Также в соответствии с  п. 6 Положения № 1355 у соискателя лицензии должны отсутствовать в  течение одного года до дня обращения  с заявлением о выдаче лицензии административные таможенные правонарушения, установленные  вступившим в законную силу постановлением о наложении административного  взыскания по делам об административным правонарушениях, повлекшее конфискацию (взыскание стоимости товаров) на сумму более 250 базовых величин.

.Соответствие иным требованиям  и соблюдение иных условий,  которые установлены таможенным  законодательством таможенного  союза и (или) законодательством  государства-члена таможенного союза  [3].

Выводы:

В ТК ТС используется новая  терминология и по-иному построены  его нормы, но суть правоотношений по сравнению с ТК Республики Беларусь не изменена. Аналогичные подходы  к таможенному регулированию  действуют в Республике Беларусь с июля 2007 г., показали свою состоятельность  и ни в коей мере не ухудшили положения  белорусских субъектов хозяйствования.

 
 

Заключение

 

Таможенный кодекс таможенного  союза - одна из составляющих частей формируемой  в настоящее время нормативной  правовой базы, на основании которой  функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

При разработке Таможенного  кодекса использовались последние  передовые таможенные технологии Всемирной  таможенной организации и важнейшие  международные договоры в сфере  таможенного регулирования. Таможенный кодекс таможенного союза максимально  учитывает положения Киотской конвенции  и, соответственно, направлен на применение в государствах-членах Таможенного  Союза международных стандартов в области таможенного дела, а  также на повышение эффективности  работы участников внешнеэкономической  деятельности.

Таможенный кодекс Таможенного  союза достаточно большой и состоит  из Общей и Специальной частей, 8 разделов, 50 глав и 372 статей.

В нём даётся правовая регламентация  деятельности таможенных органов и определяются их основные задачи, взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Кроме того, с правовой точки зрения характеризуются таможенная статистика, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, страна происхождения товаров, таможенная стоимость товаров, таможенные платежи. Регламентируется осуществление таможенного контроля, использование системы управления рисками.

Регулируются таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, помещение товаров под  таможенные процедуры.

В соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС выделяет два уровня регулирования правоотношений в сфере таможенного дела: наднациональный и национальный.

Наднациональными (межгосударственными) актами регулирования являются ТК ТС, соглашения по отдельным вопросам таможенного  дела, принятые в его развитие, а  также решения Комиссии Таможенного  союза. В то же время некоторые  аспекты таможенного регулирования  отнесены на уровень государств-членов Таможенного Союза. В частности  к таким вопросам относятся: сроки  и порядок обжалования решений  таможенных органов, виды и ставки таможенных сборов, формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности  по их уплате, порядок взыскания  неуплаченных таможенных пошлин, налогов, стратегия и тактика применения системы управления рисками и  ещё целый ряд вопросов.

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза