Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас в Беларуси действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. В связи с формированием Таможенного союза и модернизацией таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

Файлы: 1 файл

Тамож.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что  в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут  применяться следующим образом:

.для целей исчисления  ввозных таможенных пошлин - ставки, установленные Единым таможенным  тарифом таможенного союза;

2.для целей исчисления  вывозных таможенных пошлин - ставки, установленные законодательством  государств-членов таможенного союза  в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

.для целей исчисления  налогов (НДС и акцизы, взимаемые  таможенными органами) - ставки, установленные  законодательством государства-члена  таможенного союза, на территории  которого товары помещаются под  таможенную процедуру либо на  территории которого выявлен  факт незаконного перемещения  товаров через таможенную границу.

Установление видов и  ставок таможенных сборов отнесено к  компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.

Специальная часть  ТК ТС состоит из пяти разделов:

IV. Таможенные операции, предшествующие  подаче таможенной декларации;

V. Таможенные операции, связанные  с помещением товаров под таможенную  процедуру;

VI. Таможенные процедуры;

VII. Особенности перемещения  через таможенную границу и  совершения таможенных операций  в отношении отдельных категорий  товаров;

VIII. Переходные положения  [11].

Согласно концепции ТК ТС все таможенные операции можно  разделить на две группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно  связанные с помещением товаров  под таможенную процедуру.

К первой группе относятся  таможенные операции, связанные с  прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием  товаров с такой территории и  временным хранением иностранных  товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных  законодательством таможенного  союза. Порядок совершения таких  таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов определены главах 23-25 ТК ТС.

Таможенные операции, связанные  с помещением товаров под таможенную процедуру, включают в себя действия, связанные с таможенным декларированием  товаров (подача таможенной декларации, её регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые  при таможенном декларировании товаров  в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

)декларация на товары;

2)транзитная декларация;

)пассажирская таможенная  декларация;

)декларация на транспортное  средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены Решениями Комиссии таможенного  союза.

Как и ТК РБ, ТК ТС предусмотрена  возможность использования в  качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые  для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

ТК ТС воспринял подходы  белорусского законодательства в части  определения сроков подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС):

)в отношении товаров  ввезенных на таможенную территорию  таможенного союза - до истечения  срока временного хранения товаров;

2)в отношении товаров  вывозимых с таможенной территории  таможенного союза - до их убытия  с такой таможенной территории.

Таможенные режимы - таможенные процедуры в ТК ТС

ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС):

)выпуск для внутреннего  потребления;

2)экспорт;

)таможенный транзит;

)таможенный склад;

)переработка на таможенной  территории;

)переработка вне таможенной  территории;

)переработка для внутреннего  потребления;

)временный ввоз (допуск);

)временный вывоз;

10)реимпорт;

11)реэкспорт;

)беспошлинная торговля;

)уничтожение;

)отказ в пользу государства;

)свободная таможенная  зона;

)свободный склад;

)специальная таможенная  процедура [3].

Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного  транзита. Эта таможенная процедура  будет применяться при перевозке  по единой таможенной территории таможенного  союза:

)иностранных товаров  от таможенного органа в месте  прибытия до таможенного органа  в месте убытия;

2)иностранных товаров  от таможенного органа в месте  прибытия до внутреннего таможенного  органа;

)иностранных товаров,  а также товаров таможенного  союза, если это предусмотрено  в соответствии с пунктом 5, от внутреннего таможенного органа  до таможенного органа в месте  убытия;

)иностранных товаров  от одного внутреннего таможенного  органа до другого внутреннего  таможенного органа;

)товаров таможенного  союза от таможенного органа  места убытия до таможенного  органа места прибытия через  территорию государства, не являющегося  членом таможенного союза.

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:

)обеспечение уплаты таможенных  пошлин, налогов в отношении иностранных  товаров;

2)таможенное сопровождение;

)установление маршрута  перевозки товаров [1].

Предоставления обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  не требуется если:

)в качестве декларанта  выступают таможенный перевозчик  или уполномоченный экономический  оператор;

2)товары перемещаются  железнодорожным и трубопроводным  транспортом или по линиям  электропередачи;

)это установлено международными  договорами;

)товары перевозятся под  таможенным сопровождением;

)в иных случаях, установленных  ТК ТС и (или) международными  договорами государств-членов таможенного  союза, например, когда сумма подлежащих  уплате таможенных пошлин, налогов  не превышает сумму, эквивалентную  пятистам евро (п. 2 ст. 85 ТК ТС).

Определены ТК ТС и особенности  определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении  товаров под таможенную процедуру  таможенного транзита [8, с. 12].

Такая сумма обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении  товаров под таможенные процедуры  выпуска для внутреннего потребления  или экспорта в государстве-члене  таможенного союза, таможенный орган  которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в  других государствах-членах таможенного  союза, как если бы товар помещался  на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита [3, ст. 88 ТК ТС].

В разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через  таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении  отдельных категорий товаров  и лиц. В частности:

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

особенности перемещения  товаров отдельными категориями  иностранных лиц;

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

перемещение транспортных средств  международных перевозок при  осуществлении международных перевозок  товаров, пассажиров и багажа;

особенности перемещения  товаров для личного пользования;

особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

Раздел VIII. Переходные положения [8, c. 13].

кодекс таможенный союз процедура

 

Глава 2. Отличия  Таможенного кодекса таможенного  союза от Таможенного кодекса  Республики Беларусь

 

Таможенный кодекс таможенного  союза создан с учётом таможенного  законодательства входящих в него трёх стран, а также с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства  мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции  в 2009 году. В Республике Беларусь и  Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре  ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур [2].

 

2.1 Сравнительный  анализ структуры Таможенного  кодекса таможенного союза и  Таможенного кодекса Республики  Беларусь

 

ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования. (Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)

При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного  регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.

ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность  должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения  службы в таможенных органах. Эти  вопросы отнесены к национальному  законодательству.

Также к компетенции национального  законодательства государств-членов таможенного  союза отнесены:

)порядок обжалования  действий (бездействия) таможенных  органов и их должностных лиц;

2)правоохранительная деятельность  таможенных органов (ОРД, дознание  по уголовным преступлениям и  административный процесс);

)ряд иных вопросов, в  основном касающихся технической  реализации различных таможенных  операций [11].

 

2.2 Отличия в  терминологии ТК ТС и ТК  РБ

 

Среди основных терминологических  и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий - «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним - «таможенная процедура».

Понятия

(ТК РБ) таможенное  оформление - совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории;

Также в ТК ТС в сравнении  с ТК РБ используются иные определения  терминов ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, перевозчик [1].

Например, под ввозом товаров  предлагается рассматривать не только сам факт пересечения таможенной границы, но и длящийся процесс, т.е. действия по дальнейшей доставке товаров  до пункта ввоза, их таможенному декларированию, а также выпуску таможенным органом  в заявленной таможенной процедуре. Данный подход позволяет при выявлении  правонарушения чётко увязать ввоз товаров с их возможным сокрытием  от таможенного контроля или незаконным перемещением через таможенную границу [5].

Кроме того, в ТК ТС есть понятия, не закреплённые в ТК РБ: оператор почтовой связи, таможенное декларирование, меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения и некоторые другие [1].

Таможенные процедуры

ТК ТС предусматривает  наличие 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС), из них:

определены непосредственно в кодексе;

(свободная таможенная  зона, свободный склад) должны  быть установлены международными  договорами государств-членов таможенного  союза;

(специальная таможенная  процедура) при необходимости  может быть установлена национальным  законодательством государств-членов  таможенного союза в отношении  категорий товаров, определенных  решением Комиссии таможенного  союза (товаров перемещаемых дипломатическими  представительствами, консульствами;  воинскими формированиями, расположенными  за пределами государств-участников  таможенного союза и т.п.).

В настоящее время ТК Республики Беларусь предусмотрено 14 таможенных режимов, из них:

определены кодексом;

(свободный склад) Указом  Президента Республики Беларусь  от 24 ноября 2005г. №545 «Об утверждении  Положения о свободных складах» [11].

Различия в названиях  некоторых таможенных процедур и  их определениях приведены в сравнительной  таблице [Прил. Б].

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза