Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас в Беларуси действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. В связи с формированием Таможенного союза и модернизацией таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

Файлы: 1 файл

Тамож.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

Введение

 

Таможенный кодекс - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения  по поводу перемещения товаров через  таможенную границу.

Таможенный кодекс является основным источником таможенного права, фактическим ядром и фундаментом  таможенного законодательства. Положениям Таможенного кодекса обязаны  подчиняться все лица (организации  и люди) перемещающие свои товары через  границу.

Сейчас в Беларуси действует  Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс таможенного союза - одна из составляющих частей формируемой  в настоящее время нормативной  правовой базы, на основании которой  функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.

В связи с формированием  Таможенного союза и модернизацией  таможенного законодательства Республики Беларусь выбранная мною тема «Таможенный кодекс таможенного союза» очень актуальна.

Целью данной работы является общая характеристика ТК ТС с учётом новаций в таможенном законодательстве.

Названная цель предопределила ряд более конкретных задач исследования:

раскрыть основные положения  кодекса;

сделать сравнительный анализ Таможенного кодекса Таможенного  союза и Таможенного кодекса  Республики Беларусь;

выявить положения, относящиеся  к компетенции национального  законодательства государств-членов таможенного  союза, а также вопросы, регулирующиеся на наднациональном уровне.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.

Источниками информации для  написания работы по теме «Таможенный  кодекс Таможенного союза» послужили  базовая учебная литература, источники  таможенного права, статьи и обзоры в периодических изданиях, электронные  ресурсы.

 
 

 

 

Глава 1. Таможенный кодекс Таможенного союза

 

.1 Ход разработки  проекта Таможенного кодекса  таможенного союза

 

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного  союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 6 октября 2007 года №1, Комиссией таможенного союза осуществляется комплекс мероприятий, связанных с разработкой проекта Таможенного кодекса таможенного союза [9].

Решением Интеграционного  комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  определены принципы разработки Таможенного  кодекса таможенного союза:

таможенное законодательство таможенного союза включает в  себя:

международные договоры между  Сторонами в области таможенного  регулирования;

Таможенный кодекс таможенного  союза;

нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса;

отсутствие таможенного  контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории и другие [6].

Комиссия таможенного  союза, рассмотрев вопрос «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб  Сторон на единой таможенной территории» (п. 2 Решения №4 от 04.02.09), определила осуществлять разработку проекта Таможенного  кодекса таможенного союза на основе положений Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

Комиссия таможенного  союза утвердила (Решение №14 от 26.02.09) состав Постоянно действующей рабочей  группы по разработке проекта Таможенного  кодекса таможенного союза (далее  Кодекс) и План-график ее работы.

Во исполнение вышеуказанных  решений названная Рабочая группа при разработке структуры и норм проекта Кодекса использовала официальный  текст на русском языке Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, ратифицированной Республикой Казахстан. При этом были достигнуты договоренности не использовать термины «таможенное оформление» и «таможенные режимы» и другие, как не соответствующие понятийному аппарату названной Конвенции.

Рабочая группа в мае 2009 года сформировала текст проекта Кодекса в целом. В этой связи Комиссия таможенного союза (Решение №56 от 25.06.09) направила его Сторонам для выработки позиций и представления их до 10 июля с.г. в Секретариат комиссии таможенного союза. Во исполнение указанного Решения постоянно действующей рабочей группой с 14 по 20 июля проект Таможенного кодекса таможенного союза был доработан. На заседании Экспертной группы «Таможенное администрирование и статистика» с 28 июля по 5 августа 2009 года с участием заместителей руководителей таможенных служб Сторон (Гошин В.А., Тен И.В. и Чайка К.Л.) и других ответственных работников министерств и ведомств Сторон проанализировано более 270 поступивших поправок. Секретариатом Комиссии проведен предварительный анализ норм проекта Кодекса, показавший несоответствие ряда его терминов и норм положениям Конвенции Киото.

Комиссия таможенного  союза на своем 7-ом заседании, состоявшемся 12.08.09 в г. Москве, приняла к сведению информацию Руководителя экспертной группы по направлению «Таможенное администрирование  и статистика» Карбузова К-К. Ж. (Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан) о результатах доработки проекта Таможенного кодекса таможенного союза. Решением Комиссии таможенного союза от 12.08.09 №66 проект Кодекса принят за основу.

Комиссия таможенного  союза поручила Экспертной группе по направлению «Таможенное администрирование  и статистика» с участием заместителей руководителей финансового, экономического, юстиции и таможенного ведомств Сторон с 25 августа по 3 сентября с.г., доработать проект Кодекса, с учетом обсуждения концептуальных вопросов на заседании Комиссии и справки - таблицы поправок в проект Кодекса. Последующее лингвистическое редактирование его текста поручено российской Стороне.

Организация и проведение совещания по рассмотрению проекта  Кодекса заместителями руководителей  финансового, экономического, юстиции  и таможенного ведомств Сторон поручено Министерству экономического развития России (А.А. Слепнев).

Руководителю экспертной группы по направлению «Таможенное  администрирование и статистика»  Карбузову К-К.Ж. поручено доработанный проект Кодекса до 4 сентября с.г. представить в Секретариат Комиссии таможенного союза. Секретариату Комиссии поручено подготовить проекты решений Комиссии, Межгоссовета ЕврАзЭС и проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года и внести указанные документы на рассмотрение 8-го заседания Комиссии таможенного союза [Прил. А], проведение которого запланировано на 25 сентября 2009 г. в г. Алматы [13].

Договор о Таможенном кодексе  таможенного союза был подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.

Официально Таможенный кодекс Таможенного союза начал действовать  с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. для Беларуси [2].

Выводы:

Важным шагом на пути формирования таможенного союза является разработка Таможенного кодекса таможенного  союза. Таможенный кодекс очень серьёзный  и важный документ, поэтому его  разрабатывала специальная группа высокопрофессиональных экспертов. Комиссия таможенного союза определила осуществлять разработку проекта Таможенного  кодекса таможенного союза на основе положений Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Рабочая группа сформировала текст проекта Кодекса в целом. Однако на заседании Экспертной группы поступило более 270 поправок, что было связано с несоответствием ряда терминов Кодекса и норм положений Конвенции Киото. Комиссия таможенного союза поручила Экспертной группе доработать проект Кодекса. Секретариату Комиссии было поручено подготовить проект Плана мероприятий по введению Кодекса в действие с 1 июля 2010 года. Таможенный кодекс таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. для Беларуси.

 

.2 Структура и  содержание Таможенного кодекса  таможенного союза

 

Таможенный кодекс таможенного  союза (далее ТК ТС) состоит из Общей  и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 373 статьи, определяющих все основные сферы таможенного  регулирования.

Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:

I. Основные положения;

II. Таможенные платежи;

III. Таможенный контроль.

 

Раздел I. Основные положения

Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования  в таможенном союзе, систему таможенного  законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза. На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.

ТК ТС и иные акты таможенного  законодательства таможенного союза  действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит  из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного  союза, прежде всего, затрагивают порядок  перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а  также перевозку товаров под  таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное  хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование  в соответствии с таможенными  процедурами.

Также в этой главе дан  понятийный аппарат, используемый в  ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения  с информацией.

Кроме общих положений, определённых в главе 1, разделом 1 ТК ТС регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов  с участниками внешнеэкономической  деятельности и лицами, осуществляющими  деятельность в сфере таможенного  дела, вопросы таможенной статистики, классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности таможенного союза, определения  страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической  деятельности и лицами, осуществляющими  деятельность в сфере таможенного  дела. В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:

таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь - «таможенные  агенты»);

таможенных перевозчиков;

владельцев складов временного хранения;

владельцев таможенных складов;

владельцев магазинов  беспошлинной торговли;

уполномоченных экономических  операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).

ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным  лицам.

В настоящее время в  Республике Беларусь деятельность в  области таможенного дела является лицензируемым видом деятельности. Государственный таможенный комитет  выдаёт лицензии в порядке, установленном  Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 О лицензировании отдельных видов деятельности. ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц - через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.

Порядок включения в реестры  и исключения из них, ведение таких  реестров отнесены к компетенции  законодательства государств-участников таможенного союза.

Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.

Статус таможенного перевозчика  будет признаваться на всей территории таможенного союза. Таможенные перевозчики  государств-членов таможенного союза  будут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного  союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного  союза.

Статьей 41 ТК ТС определены упрощения, представляемые уполномоченным экономическим операторам, к ним  относятся:

)временное хранение товаров  в помещениях, на открытых площадках  и иных территориях уполномоченного  экономического оператора;

2)выпуск товаров до  подачи таможенной декларации  в соответствии со статьей  197 ТК ТС;

)проведение таможенных  операций, связанных с выпуском  товаров, в помещениях, на открытых  площадках и иных территориях  уполномоченного экономического  оператора;

)иные специальные упрощения,  предусмотренные таможенным законодательством  таможенного союза.

Разделы II и III. Таможенные платежи и таможенный контроль

Данные разделы ТК ТС корреспондируют  с аналогичными разделами VII и VIII Таможенного  кодекса Республики Беларусь (далее  ТК РБ) и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением  таможенными органами таможенного  контроля [8, c. 3-6].

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза