Таможенные нормы и таможенные правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

В общем виде правовая норма - это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства - в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов.
В данной работе будет рассмотрена структура таможенных правоотношений, нормы таможенного права, их понятие, виды и пределы действия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Таможенные правоотношения……………………………………………………..4
1.1 Понятие таможенных правоотношений………………………………………….4
1.2 Субъекты таможенных правоотношений………………………………………..8
2. Нормы таможенного права.......................................................................................10
2.1 Понятие норм таможенного права……………………………………………….10
2.2 Структура и виды норм таможенного права……………………………………11
2.3Пределы действия норм таможенного права…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………. ………………………18

Файлы: 1 файл

таможка женя.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

Кафедра административного права и таможенного дела

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

 «Таможенное право»

На тему: «Таможенные нормы и таможенные правоотношения»

Выполнил: студент группы

ЮРз -10- 4

Барахтин Е.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Чита -2013

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Таможенные правоотношения……………………………………………………..4

1.1 Понятие таможенных  правоотношений………………………………………….4

1.2 Субъекты таможенных  правоотношений………………………………………..8

2. Нормы таможенного права.......................................................................................10

2.1 Понятие норм таможенного  права……………………………………………….10

2.2 Структура и виды норм таможенного  права……………………………………11

2.3Пределы действия  норм таможенного права…………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………. ………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В таможенных правоотношениях имеется  немало особенного, специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного  дела как предмета таможенного регулирования. В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений.

В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов  их участников. Указанные и другие общественные отношения находят  свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.

Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, то есть составные  части. Такими частями являются: субъекты таможенного права, объекты таможенных правоотношений и содержание этих отношений.

Таможенные правоотношения регулируются нормами таможенного права. Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах.

В общем виде правовая норма - это  юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства - в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов.

В данной работе будет рассмотрена структура таможенных правоотношений, нормы таможенного права, их понятие, виды и пределы действия.

 

 

1. Таможенные правоотношения

1.1 Понятие таможенных правоотношений

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Таможенные правоотношения, возникающие  при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта  таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под товаром  понимается любое перемещаемое через  таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, которые  выступают в качестве товара.1

В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как  средство для перевозки товаров  или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством.  Указанные в Таможенном кодексе правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

Правоотношения представляют собой  различного рода связи их участников, реализующих субъективные права  и выполняющие юридические обязанности. Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.

Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать  сферу их возникновения и особенность  правового регулирования.  Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.2

Возникновение, развитие, прекращение  таможенных правоотношений связано  с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государственно-властными полномочиями.

Отнесение правоотношений к категории  таможенных предполагает их классификацию  исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права. Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то их можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями.

В таможенной сфере преобладают  сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через таможенную границу, в связи, с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву  одного из участников этого отношения  соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению.

При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность, представить такие документы и товары.  Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.3

По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку  в них устанавливаются конкретные права и обязанности.

Таможенные правоотношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.  Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

В зависимости от правовых последствий  юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении  внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

По волевому признаку юридические  факты подразделяются на события  и действия, в первом случае наступление  правовых последствий не зависит  от воли людей, например, действие непреодолимой  силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации.

Действия являются преобладающими среди юридических фактов для  возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений.

 

1.2 Субъекты таможенных  правоотношений

Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника  правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его  какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в Таможенном кодексе Российской Федерации: таможенный орган и лица.

Под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного контроля (Федеральная таможенная служба Российской Федерации) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.

Понятие лица включает в себя физических и юридических лиц, которые могут  быть российскими или иностранными. Под российскими лицами понимаются юридические лица, которые находятся в Российской Федерации и созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В качестве иностранных лиц рассматриваются  все иные лица, которые не подпадают  под категорию российских лиц. Выделение  российских и иностранных лиц  имеет свои правовые последствия. 4

Так, лишь российскими лицами могут  быть декларанты, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и некоторые другие.

Исходя из положения Конституции  Российской Федерации, что таможенное регулирование находится в ведении федерального центра, Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности.

Нормы таможенного права определяют правовой статус лиц, который основывается на положении, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенный кодекс Российской Федерации  определяет компетенцию таможенных органов, которые не вправе вмешиваться  в хозяйственную деятельность лиц. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения законодательства, регулирующего  таможенные правоотношения. В ряде случаев нормы Таможенного кодекса Российской Федерации содержат запрещения для таможенных органов требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу, например, сведений, не предусмотренных законом.

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит гарантии соблюдения прав субъектов рассматриваемых правоотношений. Данные гарантии связываются с возможностью обжалования действий или, наоборот, бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

Закон устанавливает два порядка обжалования: судебный и по подчиненности таможенных органов и их должностных лиц. Допускается обжалование нормативных правовых актов. Такие правовые акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.  Нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Информация о работе Таможенные нормы и таможенные правоотношения