Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа
При пересечении таможенной границы с товара взимается налог, называемый таможенные пошлины. Таможенные пошлины устанавливаются в процентной ставке от таможенной стоимости товара и носят название адвалорные, либо товар облагается налогом по фиксированной ставке с объема, веса и т.д. Данный вид обложения называется специфические таможенные пошлины. В случае применения одновременного обложения товара по адвалорной и специфической ставкам, такой вид таможенных платежей является комбинированным.
В сущности, хотя таможенные сборы относятся
к неналоговым доходам де-юре,
фактически в соответствии с определением
сбора, представленным в ст. 8 НК РФ,
они полностью, на наш взгляд, соотносятся
с понятием сбора как налогового
платежа.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из
условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
По мнению некоторых авторов, таможенные
сборы являются возмездным платежом
за услуги, оказанные таможенными
органами. Однако, учитывая изложенное
выше, по своей юридической природе таможенные
сборы являются именно сборами, а не платой
за публичные услуги таможенных органов.
В этой связи, на наш взгляд, они, как и
таможенная пошлина, представляют собой
особый институт парафискалитета (квазиналоговые
платежи).
В соответствии со ст. 357.1 "Виды таможенных
сборов" ТК РФ к таможенным сборам
относятся:
1) таможенные сборы за таможенное оформление;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками
таможенных сборов являются декларанты
и иные лица, на которых ТК РФ возложена
обязанность уплачивать таможенные
сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные
сборы.
На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные
сборы по общему правилу исчисляются
лицами, ответственными за уплату таможенных
сборов, самостоятельно в валюте Российской
Федерации. При этом в соответствии
со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления
сумм таможенных сборов за:
- таможенное оформление - применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;
- таможенное сопровождение - применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;
- хранение - применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Сроки уплаты таможенных сборов зависят
от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные
сборы за:
- таможенное оформление
- должны быть уплачены до
- таможенное сопровождение
- должны быть уплачены до
- хранение - должны быть
уплачены до фактической
В соответствии со ст. 357.7 "Порядок
и формы уплаты таможенных сборов"
ТК РФ таможенные сборы уплачиваются
по правилам и в формах, которые
установлены ТК РФ в отношении
уплаты таможенных пошлин, налогов:
- за таможенное оформление - при декларировании товаров;
- за таможенное сопровождение
- при сопровождении
- за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Таковы общие положения
Ставки таможенных пошлин и порядок их установления
В статье 3 комментируемого Закона определяется порядок установления ставки таможенной пошлины - одного из важнейших элементов таможенного обложения. Под ставкой обычно понимается величина начислений на единицу измерения облагаемой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта обложения таможенной пошлиной.
В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется принцип единства ставок таможенных пошлин, который означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.
Принцип единства таможенных
пошлин может быть нарушен только
в случаях, непосредственно
Принцип единства ставок таможенных пошлин производен от основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, таких как:
- единство внешнеторговой политики;
- единство системы
- единство таможенной
территории Российской
- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация (ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
В пункте 2 статьи 3 комментируемого Закона право определять ставки ввозных таможенных пошлин закреплено за Правительством РФ. Данная норма является развитием положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", закрепляющих полномочия Правительства РФ в сфере экономики и внешней политики, в соответствии с которыми Правительство РФ "осуществляет общее руководство таможенным делом" (ст. 14), а также "осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности" (ст. 21). Закрепленные в комментируемой статье полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин соответствуют нормам, содержащимся в п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с которыми Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение", "устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом".
Действующий импортный тариф
утвержден Постановлением Правительства
РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном
тарифе Российской Федерации и товарной
номенклатуре, применяемой при осуществлении
внешнеэкономической
Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов:
а) код ТН ВЭД;
б) наименование позиции;
в) основная (килограмм) и дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.);
г) ставка ввозной таможенной пошлины.
Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства РФ, отменяющего или изменяющего данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин.
По способу определения
ставки (т.е. установленного количественного
параметра для расчета
В целях упрочения механизма
таможенно-тарифного
В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция "обхода" норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года N 417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 642 и др.).
Изменение ставок импортных
пошлин производится Правительством РФ
на основании совместного
В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего благоприятствования) содержится в статье I ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон".
Основная цель обложения
вывозными таможенными
В соответствии со ст. 19 Федерального
закона "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности"
вывозные таможенные пошлины устанавливаются
в целях регулирования внешней
торговли товарами, в том числе
для защиты внутреннего рынка
Российской Федерации и стимулирования
прогрессивных структурных
В связи с постоянным ростом
мировых цен на нефть, нефтепродукты,
некоторые другие виды сырья, вывоз
которых облагается таможенными
пошлинами, нестабильностью конъюнктуры
соответствующих товарных рынков ставки
таможенных пошлин на эти товары изменяются
очень часто. В результате "накопилось"
большое количество нормативных
правовых актов, которыми вводятся ставки
вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний
день действует несколько десятков
постановлений Правительства
Заключение
В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу.
Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет другие функции.
Взимание таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных отношений.
В первой части данной работы
рассмотрены сущность и виды таможенных
пошлин, их характеристика. Вторая часть
посвящена способам расчета таможенных
пошлин и как рассчитываются таможенные
пошлины в России. В последней
части работы рассматриваются применение
льгот при исчислении таможенных
пошлин. Также рассматривается практика
применения таможенных пошлин в России.
В связи с развитием