Сущность и виды таможенных пошлин

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

При пересечении таможенной границы с товара взимается налог, называемый таможенные пошлины. Таможенные пошлины устанавливаются в процентной ставке от таможенной стоимости товара и носят название адвалорные, либо товар облагается налогом по фиксированной ставке с объема, веса и т.д. Данный вид обложения называется специфические таможенные пошлины. В случае применения одновременного обложения товара по адвалорной и специфической ставкам, такой вид таможенных платежей является комбинированным.

Файлы: 1 файл

таможенные пошлины.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

 
В сущности, хотя таможенные сборы относятся  к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся  с понятием сбора как налогового платежа.

 
В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 
По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными  органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

 
В соответствии со ст. 357.1 "Виды таможенных сборов" ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за  таможенное оформление;

2) таможенные сборы за  таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за  хранение.

 
В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками  таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена  обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

 
На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются  лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

- таможенное оформление - применяются ставки, действующие  на день принятия таможенной  декларации таможенным органом;

- таможенное сопровождение  - применяются ставки, действующие  на день принятия транзитной  декларации таможенным органом;

- хранение - применяются  ставки, действующие в период  хранения товаров на складе  временного хранения или на  таможенном складе таможенного  органа.

 
Сроки уплаты таможенных сборов зависят  от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

- таможенное оформление - должны быть уплачены до подачи  таможенной декларации или одновременно  с подачей таможенной декларации;

- таможенное сопровождение  - должны быть уплачены до начала  фактического осуществления таможенного  сопровождения;

- хранение - должны быть  уплачены до фактической выдачи  товаров со склада временного  хранения или с таможенного  склада.

 
В соответствии со ст. 357.7 "Порядок  и формы уплаты таможенных сборов" ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые  установлены ТК РФ в отношении  уплаты таможенных пошлин, налогов:

- за таможенное оформление - при декларировании товаров;

- за таможенное сопровождение  - при сопровождении транспортных  средств, перевозящих товары в  соответствии с процедурой внутреннего  таможенного транзита либо с  таможенным режимом международного  таможенного транзита;

- за хранение - при хранении  товаров на складе временного  хранения или на таможенном  складе таможенного органа.

 
Таковы общие положения правового  регулирования таможенных пошлин и  сборов нормами финансового и  таможенного законодательства Российской Федерации.

 

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления  

 

В статье 3 комментируемого  Закона определяется порядок установления ставки таможенной пошлины - одного из важнейших элементов таможенного обложения. Под ставкой обычно понимается величина начислений на единицу измерения облагаемой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта обложения таможенной пошлиной.

В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется принцип единства ставок таможенных пошлин, который означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Принцип единства таможенных пошлин может быть нарушен только в случаях, непосредственно предусмотренных  Законом РФ "О таможенном тарифе". Примером таких исключений являются случаи предоставления тарифных льгот, предусмотренные в разделе VI Закона РФ "О таможенном тарифе" (ст. ст. 34 - 37).

Принцип единства ставок таможенных пошлин производен от основных принципов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, таких как:

- единство внешнеторговой  политики;

- единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство таможенной  территории Российской Федерации;

- равенство участников  внешнеторговой деятельности и  их недискриминация (ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

В пункте 2 статьи 3 комментируемого  Закона право определять ставки ввозных  таможенных пошлин закреплено за Правительством РФ. Данная норма является развитием положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", закрепляющих полномочия Правительства РФ в сфере экономики и внешней политики, в соответствии с которыми Правительство РФ "осуществляет общее руководство таможенным делом" (ст. 14), а также "осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности" (ст. 21). Закрепленные в комментируемой статье полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин соответствуют нормам, содержащимся в п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с которыми Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение", "устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом".

Действующий импортный тариф  утвержден Постановлением Правительства  РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении  внешнеэкономической деятельности".

Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов:

а) код ТН ВЭД;

б) наименование позиции;

в) основная (килограмм) и  дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.);

г) ставка ввозной таможенной пошлины.

Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться  на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства  РФ, отменяющего или изменяющего  данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства  РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин.

По способу определения  ставки (т.е. установленного количественного  параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся  на адвалорные, специфические и комбинированные (см. комментарий к ст. 4 Закона "О таможенном тарифе").

В целях упрочения механизма  таможенно-тарифного регулирования  и обеспечения предсказуемости  и стабильности внешнеторговой и  таможенной политики Российской Федерации  Правительство РФ наложило на себя самоограничения на изменение в  отдельных случаях ставок ввозных  таможенных пошлин. Так, в Постановлении  Правительства РФ от 22 октября 1997 года N 1347 "Вопросы таможенно-тарифной политики" устанавливается, что: 1) ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые  в соответствии с ТН ВЭД, не могут  изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев; 2) единовременное изменение  ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или  эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных  таможенных пошлин.

В последнее время в  практике государственного регулирования  внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция "обхода" норм, предусматривающих упомянутые ограничения  полномочий Правительства РФ по изменению  ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства  РФ от 11 июля 2003 года N 417, п. 2 Постановления  Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 642 и др.).

 

Изменение ставок импортных  пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного  представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства иностранных дел РФ, подготовленного с участием иных заинтересованных министерств и ведомств.

В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего  благоприятствования) содержится в  статье I ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон".

 

Основная цель обложения  вывозными таможенными пошлинами - пополнить доходную часть федерального бюджета и, в известной степени, сдержать вывоз сырья.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" вывозные таможенные пошлины устанавливаются  в целях регулирования внешней  торговли товарами, в том числе  для защиты внутреннего рынка  Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений  в экономике Российской Федерации.

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз  которых облагается таможенными  пошлинами, нестабильностью конъюнктуры  соответствующих товарных рынков ставки таможенных пошлин на эти товары изменяются очень часто. В результате "накопилось" большое количество нормативных  правовых актов, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний  день действует несколько десятков постановлений Правительства РФ, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин. В тексты данных постановлений  Правительства РФ вследствие колебаний  ценовой и общеэкономической  конъюнктуры периодически вносятся изменения, в результате чего и участники  внешнеэкономической деятельности, и таможенные органы испытывают серьезные  затруднения при работе с такой  нестабильной нормативно-правовой базой (особенно при определении, с какого числа и какие ставки применяются).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В связи с развитием  мирового хозяйства, международных  экономических связей, увеличением  экспорта и импорта, в странах  появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу.

Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, таможенные сборы, штрафы за нарушение  таможенных постановлений; задерживает  товары, запрещенные к ввозу и  вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет  другие функции.

Взимание таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных  отношений.

В первой части данной работы рассмотрены сущность и виды таможенных пошлин, их характеристика. Вторая часть  посвящена способам расчета таможенных пошлин и как рассчитываются таможенные пошлины в России. В последней  части работы рассматриваются применение льгот при исчислении таможенных пошлин. Также рассматривается практика применения таможенных пошлин в России. В связи с развитием экономических  отношений, укреплении международных  экономических связей, увеличивается  движение товаров между странами (экспорт, импорт товаров). Поэтому объективный  расчет таможенных пошлин, применение таможенного законодательства является важной задачей любой страны.

Информация о работе Сущность и виды таможенных пошлин