Система таможенных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.

Файлы: 1 файл

Система таможенных органов РФ.docx

— 56.25 Кб (Скачать)

 

В условиях сложной экономической  и криминогенной обстановки подразделения  силового обеспечения таможенных органов, выполняя возложенные на них задачи, вносят существенный вклад в дело обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Будучи гарантом безопасности должностных лиц таможенных органов, они одновременно являются серьезной угрозой для криминальных структур и незаконопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

 

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФТС.

 

3.1 ИНОВАЦИОННЫЕ ВНЕДРЕНИЯ.

 

И так рассмотрев нашу нынешнюю систему таможенных органов мы приходим к выводу что следует внедрять инновации в ФТС России и для  того чтобы предлагать какие то инновации  следует учитывать “три пункта успешности”  инновационного процесса;

 

Своевременный прием на вооружение технологических инноваций в  таможенных службах других стран  мира;

 

успешное финансирование внедрения технологических инноваций  в таможенное дело;

 

обеспечение безопасного  применения технологических инноваций.

 

Разумеется это может  походить на маркетинговую компанию какой то фирмы, но в целом для  успешности модернизации наших границ этого вполне достаточно, так как  инвесторами послужат налогообложения  и пошлины, которые давно пора направить в нужное русло.

 

В пример моей схемы можно  взять соглашением о займе  от 31.10.2003 № 4689-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции  и развития выделено 140 млн. долларов США на реализацию проекта "Модернизация информационной системы таможенных органов" (далее - Проект).

 

Целью проекта является проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей совершенствование  нормативно-законодательной базы, рабочих  процессов и информационных технологий.

 

Проект предусматривает  мероприятия по следующим направлениям:

 

Направление 1: Совершенствование  порядка работы таможенных органов.

 

В рамках направления будут  оптимизированы и, при необходимости, разработаны новые процедуры  таможенного оформления и контроля, взаимодействия с участниками ВЭД, контролирующими и другими заинтересованными  организациями, контроля после выпуска  товаров, транзита, применения мер тарифного  и нетарифного регулирования, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными требованиями

 

Направление 2: Институциональное  развитие таможенных органов.

 

Направлением предусмотрено  дальнейшее совершенствование работы в области организации и управления таможенной службой, информатизация управленческого  и нормативного регулирования оперативной  работы и правоприменения.

 

Направление 3: Информационные технологии и инфраструктура.

 

По данному направлению  будут выполнены работы по развитию существующей телекоммуникационной инфраструктуры, проектированию, разработке и внедрению  Единой Автоматизиров(ЕАИС) третьей  очереди, а также по обновлению парка  компьютерной и специальной техники.

Направление 4: Управление Проектом

 

ФТС России должен обеспечить эффективное управление реализацией  Проекта, а также своевременное  и рациональное распределение ресурсов, проведение закупочной деятельности, управление выделенными финансами

 

Делая вывод можно предположить что 140 миллионов долларов были потрачены  не зря и реализация проекта поспособствовала развитию внешней торговли Российской Федерации, совершенствованию таможенного  администрирования, созданию эффективной  системы таможенного контроля при  действенном упрощении процедур таможенного оформления и на этой основе - увеличению внешнеторгового  оборота и собираемости таможенных платежей.

 

А вот еще один небольшой  пример. Уже касательно Приморского  края.

 

На сегодняшний момент все таможенные посты Уссурийской  таможни имеют техническую возможность  для принятия электронных деклараций с помощью сети Интернет. Наиболее активно этой формой пользуются участники  внешнеэкономической деятельности, подающие декларации на Уссурийском  таможенном посту. За 1 квартал 2010 на этом посту было подано всего 17 деклараций, во 2 квартале произошел небольшой  скачок, с помощью ЭД-2 было оформлено 144 декларации, наиболее результативным оказался 3 квартал – 1620 деклараций, это 40 процентов всех выпущенных деклараций.

 

Увеличилось и количество желающих работать с электронными носителями, если в 1 квартале современными инновациями  воспользовался один участник ВЭД, в  следующем квартале – 10, а на сегодняшний  момент с ЭД-2 работают 50 представителей бизнеса.

 

В рамках реализации Концепции  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров, в местах приближенных к государственной границе на постах Уссурийской таможни начали осваивать технологию удаленного выпуска. Эта инновация существенно сокращает  срок оформления товаров, так как  участники ВЭД могут подавать декларацию на внутренний таможенный пост, в то время когда груз находится  на складе временного хранения в месте, приближенном к государственной  границе. Таможенники при приеме электронной декларации проводят анализ заявленных сведений, формируют и  направляют в электронном виде запрос информации о прибытии товаров в пограничный таможенный орган. После проверки всех необходимых документов на таможенной декларации ставится отметка – «выпуск разрешен», и груз следует к месту назначения.

 

Сегодня технология удаленного выпуска возможна между Уссурийским  таможенным постом и ДАПП Полтавка, в будущем – между Гродековским таможенным постом МАПП Пограничный  и Пограничным таможенным постом.

 

Но этот способ возможен только при электронном декларировании с применением Интернета. Поэтому  чтобы участники ВЭД могли  качественно вести свой бизнес, им необходимо идти в ногу со временем, осваивая инновации.

 

3.2 ЗАВИСИМОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ  СИСТЕМЫ.

 

Изучив все вышеизложенные материалы становиться ясно что  идеальной системы не бывает и  некоррумпированых ведомств попросту не бывает. Если обратиться к закону то уже с первых строк можно  заметить зависимость ФТС от “верхушки  власти.”

 

Таможенный кодекс РФ гласит:

 

“Статья 1. Таможенное регулирование  и таможенное дело в Российской Федерации

 

1. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации таможенное  регулирование находится в ведении  Российской Федерации и заключается  в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица  реализуют право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской  Федерации (далее - таможенная  граница).

 

Таможенное регулирование  осуществляется в соответствии с  таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности.

 

2. Таможенное дело представляет  собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения  мер таможенно-тарифного регулирования  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 

3. Общее руководство таможенным  делом осуществляет Правительство  Российской Федерации”

 

Также аналогичная информация указана в указе о «Вопросах  Федеральной таможенной службы»:

 

В целях совершенствования  структуры федеральных органов  исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и на основании статьи 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации» постановляю:

 

1. Установить, что руководство  Федеральной таможенной службой  осуществляет Правительство Российской  Федерации.

 

2. Передать функции Министерства  экономического развития и торговли  Российской Федерации по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в области таможенного  дела Федеральной таможенной  службе.

 

3. Установить, что назначение  на должность руководителя Федеральной  таможенной службы и его заместителей  и их освобождение от должности  осуществляется Правительством  Российской Федерации.

 

Исходя из того о чем  говорят эти документы уже  можно понять, что федеральная  таможенная служба является исполнительным органом в подчинении правительства  РФ. Что не как не влияет на взаимодействие мировых таможенных служб и инспекций  с ФТС России, за то не препятствует устранению коррупции внутри органов. Попробуем разобраться в этой системе. Районные таможенные ведомства  напрямую зависят от краевых, краевые  в свою очередь от ГТК , следовательно  ГТК подчиняется правительству  РФ. Это дает возможность проявления коррупции как на верхних инстанциях так и на местном, региональном уровне. Так проверка проходящая на уровне местной таможни затронет лишь “верхушку  айсберга”. Пресечение или устранение причин нестабильности работы местных  органов как правело мало интересует правительство, ведь проблема работы таможни  это проблема ГТК. То есть срабатывает  эта иерархическая система зависимости. Из за которой международным таможенным инспекциям сложно заставить работать органы местной власти.

 

Сегодня в российском таможенном законодательстве пересматриваются основополагающие законодательные акты, составляющие основу правового регулирования  таможенного дела, - Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе" , принятые в 1993 году. Эта  работа ведется под эгидой ГТК  России, однако наряду с официальным  проектом нового Кодекса появилось  и несколько альтернативных.

 

Все это заставляет самым  серьезным образом проанализировать существующее таможенное законодательство, определив те его положения, которые  нужно изменить или отменить, а  те, что прошли проверку временем, наоборот сохранить.

 

Действующие Таможенный кодекс и Закон "О таможенном тарифе" - это не только первые принципиально  новые законодательные акты по вопросам таможенного дела за последние 70 лет, но и фактически одни из первых действительно  рыночных федеральных законов России.

 

 

Несомненно, положительными чертами указанных законодательных  актов являются:

 

1. Исключительно рыночная  идеология всего заложенного  в них таможенного механизма  регулирования внешнеэкономических  связей государства. Этот факт  особенно важен, если учесть  время принятия законодательных  актов - 1993 год (значит, основная  разработка указанных документов  пришлась на 1991 - 1992 гг.). Если вспомнить  российское экономическое законодательство  того периода, то нельзя не  признать его так называемый "переходный" характер, когда в одном законодательном  акте соседствовали и новые  рыночные нормы, и рецидивы  командного подхода к управлению  экономикой. С учетом этого, данные  законодательные акты можно рассматривать  фактически как первые документы,  в которых не была нарушена  внутренняя целостность подходов  к регулированию подведомственных  правоотношений, отсутствовала "дань  прошлому".

 

2. В рассматриваемых Законах  нашли свое отражение самые  передовые взгляды на вопросы  роли и места таможенной политики  в государстве, а также были  закреплены механизмы таможенно  - правового регулирования внешнеэкономической  деятельности (в первую очередь  речь идет о системе таможенных  режимов), полностью соответствующие  международным и европейским  стандартам таможенного законодательства. При подготовке указанных документов  были учтены положения нескольких  десятков конвенций, соглашений, рекомендаций и иных документов  ГАТТ/ВТО, Всемирной таможенной  организации и др., а также Таможенный  кодекс Европейского союза.

 

3. В своей совокупности  Таможенный кодекс и Закон  "О таможенном тарифе" очень  полно, логично и комплексно  охватывают всю сферу таможенно  - правового регулирования. Принятый  спустя почти четыре года Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не противоречит данному тезису, поскольку совершенствует правовое регулирование "тыловой" сферы таможенного дела и связан с развитием российского законодательства о государственной службе. После его принятия были признаны утратившими силу полностью или частично всего шесть из более чем четырехсот пятидесяти статей Таможенного кодекса.

 

Однако большинство отмеченных положительных черт Таможенного  кодекса и Закона "О таможенном тарифе" породили и множество  проблем таможенного законодательства.

 

Вполне очевидно, что таможенное законодательство существует не в вакууме, поэтому оно должно развиваться  согласованно со смежными отраслями  законодательства. Причем, исходя из широты охвата таможенно - правовым регулированием общественных отношений, смежными можно  признать почти абсолютное большинство  указанных отраслей. Само таможенное законодательство является комплексной  отраслью и присутствующие в нем  правовые институты и отдельные  нормы, несомненно, должны корреспондироваться  с основополагающими правовыми  актами тех отраслей, из которых  они были перенесены.

 

Проблема несогласованности  существовала всегда, существует она, несмотря на развитие смежных отраслей, и сегодня. Первоначально главная  сложность заключалась либо в  отсутствии нормативных актов в  еще "неосвоенных" правом сферах рыночных отношений, либо в существовании  устаревших правовых актов советского периода. Однако со временем, когда  смежные отрасли стали обретать свои вполне рыночные законы, вдруг  выяснилось, что общая стратегическая линия правового регулирования  идет несколько по иному пути, чем  это предполагалось в таможенных законах, ибо существует немало самых  различных экономических и правовых школ, предлагающих разные подходы. В  итоге получилось, что как в  начале, так и в конце 90-х годов  в России таможенное законодательство является своего рода "белой вороной" в семье российского права. Ссылки при этом на "особую специфику" таможенного регулирования, ориентированного на внешнюю сферу, позволяющую существовать в ней некоему отдельному "таможенному" валютному, налоговому, гражданскому, административному и т.п. законодательству, которое может существенно отличаться от аналогичного общего "внутреннего" законодательства, далеко не всегда обоснованны. В любом случае, совершенно очевидно, что, например, Федеральный закон "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности", определивший стратегию государственного регулирования  внешнеторговых связей России, не говоря уже о Конституции РФ, должен был  быть принят не после, а до Таможенного  кодекса. Федеральная целевая программа  развития таможенной службы РФ на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1996 г. N 1052 , прямо отмечает в качестве одного из важнейших направлений  совершенствования нормативно - правовой базы функционирования таможенных органов  необходимость "обеспечить увязку норм таможенного законодательства с  внешнеэкономическим, налоговым, валютным, гражданским, уголовным, транспортным законодательством в части, касающейся таможенного дела".

Информация о работе Система таможенных органов РФ