Система таможенных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.

Файлы: 1 файл

Система таможенных органов РФ.docx

— 56.25 Кб (Скачать)

 

наркотики;

 

порнографические материалы;

 

беспроволочные телефонные аппараты, работающие в диапазоне 900 Мгц.

 

Ввоз следующих предметов  требует специального разрешения:

 

животные;

 

свежее мясо;

 

сырье;

 

оружие;

 

оборудование для волновой передачи;

 

растения

 

лекарства.

 

Таможня

 

На таможне в израильских  аэропортах по зеленому коридору допускается  провоз личной одежды туриста в размерах, вмещающихся в ручной багаж; крепких  алкогольных напитков — 1л, вино — 2 л, парфюмерные изделия — 250 мл; табачных изделий — 250 сигарет; подарков на сумму  не более 150 долларов. В состав подарков не могут входить алкоголь, парфюмерия, табак, телевизоры. В Израиль разрешен беспошлинный ввоз некоторых предметов  личного пользования: пишущая машинка, фотоаппарат, кинокамера, радиоприемник, магнитофон, музыкальные инструменты, детская коляска, велосипед.”

 

Согласитесь, есть чему поучиться  у Израиля. Но увы наше экономическая  система не столь развита чтобы  позволить себе такие новшества  как “зеленый” и ”красный”  коридоры.

 

1.2 СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОЙ  СИСТЕМЫ РФ.

 

Здесь изображена, если можно  так сказать, схема иерархии таможенных органов. Для начала изучим ее чтобы  понять взаимосвязь от высших структур к подчиненным.

 

 

 

Рис.1 Схема таможенной системы.

 

Изучив схему можно  понять незамысловатость управленческой структуры таможенных ведомств. ГТК  контролирует региональные таможенные органы власть которых в свою очередь  распостроняется на местные таможенные посты. На деле же все не ограничивается банальной схемой и выглядит чуть сложнее.

 

Структура таможенных органов  РФ

 

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и  составляющие единую систему, в которую  входят:

 

- ГТК РФ (ГТК РФ);

 

- региональные таможенные  управления РФ;

 

- таможни РФ;

 

- таможенные посты РФ.

 

Таможенные органы РФ выполняют  следующие основные функции:

 

- участвуют в разработке  таможенной политики РФ и реализуют  эту политику;

 

- обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные  органы РФ, принимают меры по  защите прав и интересов граждан,  предприятий, учреждений и организаций  при осуществлении таможенного  дела;

 

- обеспечивают в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность РФ, являющуюся экономической  основой суверенитета РФ;

 

- защищают экономические  интересы РФ;

 

- применяют средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

 

- взимают таможенные пошлины,  налоги и иные таможенные платежи;

 

- участвуют в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

 

- обеспечивают соблюдение  разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ;

 

- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот  через таможенную границу РФ  наркотических средств, оружия, предметов  художественного, исторического  и археологического достояния  народов РФ и зарубежных стран,  объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

 

- осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и таможенное  оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу РФ;

 

- ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику РФ;

 

- ведут Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности;

 

- содействуют развитию  внешнеэкономических связей республик  в составе РФ, автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан

 

- содействуют осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей  природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров;

 

- осуществляют контроль  за вывозом стратегических и  других жизненно важных для  интересов РФ материалов;

 

- осуществляют валютный  контроль в пределах своей  компетенции;

 

- обеспечивают выполнение  международных обязательств РФ  в части, касающейся таможенного  дела; участвуют в разработке  международных договоров РФ, затрагивающих  таможенное дело; осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися  вопросами таможенного дела;

 

- проводят научно-исследовательские  работы и консультирование в  области таможенного дела; осуществляют  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций;

 

- обеспечивают в установленном  порядке Президента РФ и Правительство  РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации  и граждан информацией по таможенным  вопросам;

 

- реализуют единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые  условия труда для работников  этих органов.

 

Центральным органом федеральной  исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ГТК РФ (ГТК  РФ). Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению  Правительством РФ.

 

ГТК РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями, В своей деятельности ГТК РФ руководствуется  Конституцией РФ, ТК РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать  содействие таможенным органам РФ в  решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.ГТК  РФ непосредственно подчинены региональные таможенные управления, а так же специализированные таможни (напр. Центральная  энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня  и т.д.).

 

 

ГЛАВА 2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ.

 

2.1 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ  ОРГАНЫ.

 

В таможенной системе Российской Федерации имеются специализированные таможенные органы, деятельность которых  осуществляется в специфической  области таможенного регулирования. Одним из таких специализированных органов является оперативная таможня. Оперативная таможня создана  в целях реализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12 августа 1995 года, необходимости усиления борьбы с  таможенными правонарушениями. Структура  оперативной таможни содействует  наиболее эффективному осуществлению  задач, возложенных на оперативную  таможню. В структуру оперативной  таможни входят: отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями; отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел  таможенных расследований; отдел дознания; экспертно-криминалистический отдел; отдел исполнения постановлений  по делам о нарушении таможенных правил; имеется отдел собственной безопасности. Начальник оперативной таможни является заместителем начальника РТУ. Как уже было сказано, таможенные органы Российской Федерации отнесены Таможенным кодексом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года к государственным органам. которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Такая деятельность таможенными органами может осуществляться исключительно в пределах их полномочий, установленных законодательными актами РФ о таможенном деле . Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях: а) выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство дознания, по которым отнесено к их компетенции, а также для выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления; б) обеспечение собственной безопасности; в) исполнение поручений следователей, других органов дознания, указаний прокуроров и определений судов по уголовным делам, находящимся в их производстве; г) подготовке ответов на запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом; д.) подготовки ответов на запросы международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам . Таможенные органы в пределах своих полномочий вправе также выявлять и собирать данные, необходимые для принятия решений по вопросам: а) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; в) установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют Конституций РФ , Таможенный кодекс , Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года , другие законодательные акты. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов осуществляется исключительно в пределах их полномочий. Должностные лица этих органов участвуют в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к которым привлекаются должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их согласия на гласной и негласной основе. Таможенные органы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие мероприятия: опрос граждан, наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений; зданий, сооружений. участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; оперативный эксперимент, контролируемая поставка. Перечень этих мероприятий является исчерпывающим и может быть дополнен только федеральным законом . Таможенные органы при решении задач оперативно-розыскной деятельности имеют право: а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия. производить при их проведении изъятие предметов, а также прерывать предоставление услуг в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России; б) устанавливать не безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие таможенным органам на конфиденциальной основе; в) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий. учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; г) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; д.) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» . Для обеспечения собственной безопасности в структуре оперативной таможни предусматривается создание отдела собственной безопасности. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов — это осуществление таможенным органами комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных действий и негативных явлений, дезорганизующих нормальную деятельность таможенных органов, их должностных лиц, а также таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, вычислительных центров, предприятий и организации, подведомственных ГТК России. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов, проводятся таможенными органами в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года и исключительно в пределах их полномочий. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности в целях обеспечения собственной безопасности таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные мероприятия лишь в пределах их перечня и в порядке, предусмотренном законодательными актами. Если оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, проводятся в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов при наличии согласия гражданина в письменной форме, то таможенные органы вправе их осуществлять без судебного решения . Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий издает ГТК России в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Другим специализированны органом, входящим в таможенную систему Российской Федерации, является энергетическая таможня. Эта таможня создана для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов. Энергетическая таможня подчинена непосредственно Государственному таможенному комитету РФ. Таможня выполняет следующие функции: производит таможенное оформление и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также координирует и контролирует деятельность иных таможенных органов в части таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей . В оперативном подчинении таможни, в пределах ее компетенции находятся таможенные посты и отделы таможни Российской Федерации, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей. Энергетическая таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляется ГТК России. основными задачами таможни являются: а) реализация таможенной политики Российской Федерации; б) обеспечение соблюдения и единообразного применения на таможенной территории Российской Федерации в части перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; в) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; г) защита экономических интересов Российской Федерации . В соответствии с возложенными на таможню задачами, она выполняет следующие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление энергоносителей; создает условия. способствующие ускорению их оборота через таможенную границу РФ; разрабатывает и вносит предложения по созданию в таможнях РФ, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей, отделов таможенного оформления энергоносителей, а также таможенных постов; разрабатывает и вносит для утверждения схемы организации таможенного оформления, фактического контроля, технологии перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; разрабатывает концепцию и обеспечивает внедрение и функционирование системы надежного фактического измерения объемов энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу РФ; вносит предложения по размещению таможенных лабораторий и координирует их деятельность в части контроля качества энергоносителей; обеспечивает оперативный обмен информацией в процессе контроля за вывозом и ввозом энергоносителей, устанавливает надежную связь с таможенными органами, осуществляющими контроль за указанными товарами, осуществляет контроль за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, а также организует эффективное и единообразное их применение таможенными органами РФ, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей . В функции энергетической таможни входит начисление и взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает соблюдение мер экономической политики в отношении энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Энергетическая таможня осуществляет валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации за поступлением валютной выручки от экспорта энергоносителей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ, организует контроль за правильностью определения и заявления таможенной стоимости данной группы товаров, осуществляет сбор информации из таможен Российской Федерации, производящих таможенное оформление энергоносителей, обрабатывает первичные данные, необходимые для ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических связей предприятий, организаций, учреждений и других лиц, занимающихся вывозом и ввозом энергоносителей; содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей; выдает в соответствии с нормативными актами ГТК России лицензии на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии; осуществляет в установленном порядке оперативное взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей; обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенных вопросов, связанных с вывозом и ввозом энергоносителей; обеспечивает государственные органы, предприятия, организации и граждан информацией по таможенным вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации энергоносителей; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб и обращений; принимает меры по устранению причин и условий, порождающих ущемление прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций и т.д. Для наиболее эффективного выполнения возложенных на энергетическую таможню задач, за последней закреплен ряд прав, включая право: получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и осуществление ею своих функций; контролировать в пределах своей компетенции на таможенной территории РФ производственную и иную коммерческую деятельность, связанную с вывозом и ввозом энергоносителей и т.д. Таким образом мы видим, что энергетическая таможня обладает особой спецификой в осуществлении таможенного дела. Специфика проявляется в том, что энергетическая таможня контролирует пересечение сырья по энергоносителям. Деятельность данной таможни очень велика. Важность подчеркивается тем, что она подчинена непосредственно ГТК России, а также большим кругом прав, предоставляемых Энергетической таможне. Из всего сказанного можно сделать вывод, что и оперативная таможня и Энергетическая таможня созданы для наиболее эффективного осуществления таможенной политики РФ. Их деятельность направлена на поддержание безопасности страны. Создание специализированных таможен достигло своей цели. Во-первых, специализированные таможни обладают строго определенными полномочиями, что способствует наиболее эффективному осуществлению поставленных задач. Во-вторых. была снята нагрузка с таможен, осуществляющих основную деятельность по реализации таможенной политики.

 

2.2 СИЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ТАМОЖНИ.

 

В соответствии с Приказом ФТС России от 16 мая 2006 г. N 443 "О  типовых структурах таможенных органов  Российской Федерации" мы рассмотрим ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ:

 

I. Общие положения

 

“1. Служба силового обеспечения (далее - Служба) является структурным  подразделением таможни и осуществляет комплекс необходимых мер по силовому обеспечению деятельности таможни  и подчиненных ей таможенных постов (далее - таможенные органы региона).

 

2. Служба в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами, Таможенным кодексом Российской  Федерации, другими федеральными  законами, указами и распоряжениями  Президента Российской Федерации,  постановлениями и распоряжениями  Правительства Российской Федерации,  международными договорами Российской  Федерации, нормативными и иными  правовыми актами ФТС России, правовыми актами регионального  таможенного управления (РТУ) и  таможни, Положением о Региональном  таможенном управлении организации  силового обеспечения (РТУ ОСО), настоящим Типовым положением.”

 

II. Основные задачи Службы

 

“ 3. Организация и осуществление  силового обеспечении при проведении структурными подразделениями таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) специальных операций и специальных мероприятий по пресечению контрабанды и иных преступлений и правонарушений в области таможенного дела.

 

4. Организация участия  специальных отрядов быстрого  реагирования (СОБР) и подразделений  таможенной охраны таможни и  таможенных органов региона в  осуществлении мер по физической  защите должностных лиц таможни  и таможенных органов региона  при выполнении ими служебных  обязанностей, а также по предотвращению  посягательств на их жизнь,  здоровье и имущество с целью  воспрепятствовать их законной  деятельности или принудить их  к изменению ее характера либо  из мести за указанную деятельность.

 

5. Организация и обеспечение  охраны объектов таможенной инфраструктуры  в регионе деятельности таможни  (далее - регион),контроль соблюдения  пропускного, внутри объектового  и других режимов, а также  проведение профилактических мероприятий  по предупреждению возможных  террористических актов во взаимодействии  с соответствующими подразделениями  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации.

 

6. Организация деятельности  оперативно-дежурной службы таможни  и таможенных органов региона  с целью непрерывного сбора,  обобщения и анализа данных  оперативной обстановки в регионе  деятельности таможни. Прием и  передача распоряжений и указаний  вышестоящих таможенных органов  и руководства таможни в структурные  подразделения таможни, подготовка  данных для принятия решений  при возникновении и ликвидации  чрезвычайных ситуаций.

 

7. Организация взаимодействия  с соответствующими подразделениями  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления  в регионе деятельности таможни.

 

8. Организация деятельности  морских и авиационных подразделений  таможни при проведении таможенного  контроля товаров и транспортных  средств. Внесение в бюджетную  заявку таможни предложений о  приобретении материально-технических  средств для обеспечения безаварийной  эксплуатации морской (речной) и  авиационной техники.

 

9. Организация оборота  оружия и боеприпасов в таможне,  решение отдельных вопросов оборота  специальных средств.

 

10. Организация и осуществление  контроля за боевой и специальной  подготовкой сотрудников подразделений  силового обеспечения таможни  (подразделение таможенной охраны, специальный отряд быстрого реагирования, оперативно-дежурное подразделение,  авиационное подразделение, морское подразделение), подготовка сотрудников других структурных подразделений таможни к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

 

11. Разработка и осуществление  программ по оснащению подразделений  силового обеспечения таможни  оружием, специальными средствами, автотранспортом, морскими (речными)  и воздушными судами, а объектов  таможенной инфраструктуры региона  - техническими средствами охраны (ТСО).”

 

Из этого видно что  силовые структуры таможни в  мобильности и подготовке не чем  не уступают военным, коими они в  принципе и являются только закреплены за ФТС. Содержание вот таких служб  позволяет держать границы под  постоянным контролем и защищать от возможных инцидентов. Таможенные силовики по сути серьезная во всех отношениях организация, имеющая довольно обширные полномочия. Хоть они я  являются частью ФТС и подчиняются  нашей конституции, сегодня их основу составляют подразделения, подведомственные Региональному таможенному управлению организации силового обеспечения: специальные отряды быстрого реагирования, подразделения таможенной охраны и  оперативно-дежурной службы, морские  и воздушные подразделения.

Информация о работе Система таможенных органов РФ