наркотики;
порнографические материалы;
беспроволочные телефонные
аппараты, работающие в диапазоне 900
Мгц.
Ввоз следующих предметов
требует специального разрешения:
животные;
свежее мясо;
сырье;
оружие;
оборудование для волновой
передачи;
растения
лекарства.
Таможня
На таможне в израильских
аэропортах по зеленому коридору допускается
провоз личной одежды туриста в размерах,
вмещающихся в ручной багаж; крепких
алкогольных напитков — 1л, вино — 2
л, парфюмерные изделия — 250 мл; табачных
изделий — 250 сигарет; подарков на сумму
не более 150 долларов. В состав подарков
не могут входить алкоголь, парфюмерия,
табак, телевизоры. В Израиль разрешен
беспошлинный ввоз некоторых предметов
личного пользования: пишущая машинка,
фотоаппарат, кинокамера, радиоприемник,
магнитофон, музыкальные инструменты,
детская коляска, велосипед.”
Согласитесь, есть чему поучиться
у Израиля. Но увы наше экономическая
система не столь развита чтобы
позволить себе такие новшества
как “зеленый” и ”красный”
коридоры.
1.2 СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОЙ
СИСТЕМЫ РФ.
Здесь изображена, если можно
так сказать, схема иерархии таможенных
органов. Для начала изучим ее чтобы
понять взаимосвязь от высших структур
к подчиненным.
Рис.1 Схема таможенной системы.
Изучив схему можно
понять незамысловатость управленческой
структуры таможенных ведомств. ГТК
контролирует региональные таможенные
органы власть которых в свою очередь
распостроняется на местные таможенные
посты. На деле же все не ограничивается
банальной схемой и выглядит чуть
сложнее.
Структура таможенных органов
РФ
Таможенное дело непосредственно
осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся
правоохранительными органами и
составляющие единую систему, в которую
входят:
- ГТК РФ (ГТК РФ);
- региональные таможенные
управления РФ;
- таможни РФ;
- таможенные посты РФ.
Таможенные органы РФ выполняют
следующие основные функции:
- участвуют в разработке
таможенной политики РФ и реализуют
эту политику;
- обеспечивают соблюдение
законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на таможенные
органы РФ, принимают меры по
защите прав и интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций
при осуществлении таможенного
дела;
- обеспечивают в пределах
своей компетенции экономическую
безопасность РФ, являющуюся экономической
основой суверенитета РФ;
- защищают экономические
интересы РФ;
- применяют средства таможенного
регулирования торгово-экономических
отношений;
- взимают таможенные пошлины,
налоги и иные таможенные платежи;
- участвуют в разработке
мер экономической политики в
отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу РФ,
реализуют эти меры;
- обеспечивают соблюдение
разрешительного порядка перемещения
товаров и транспортных средств
через таможенную границу РФ;
- ведут борьбу с контрабандой,
нарушениями таможенных правил
и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РФ,
пресекают незаконный оборот
через таможенную границу РФ
наркотических средств, оружия, предметов
художественного, исторического
и археологического достояния
народов РФ и зарубежных стран,
объектов интеллектуальной собственности,
видов животных и растений, находящихся
под угрозой исчезновения, их частей и
дериватов, других товаров, а также оказывают
содействие в борьбе с международным терроризмом
и пресечении незаконного вмешательства
в аэропортах РФ в деятельность международной
гражданской авиации;
- осуществляют и совершенствуют
таможенный контроль и таможенное
оформление, создают условия, способствующие
ускорению товарооборота через
таможенную границу РФ;
- ведут таможенную статистику
внешней торговли и специальную
таможенную статистику РФ;
- ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической деятельности;
- содействуют развитию
внешнеэкономических связей республик
в составе РФ, автономной области,
автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга,
а также предприятий, учреждений,
организаций и граждан
- содействуют осуществлению
мер по защите государственной
безопасности, общественного порядка,
нравственности населения, жизни
и здоровья человека, защите животных
и растений, охране окружающей
природной среды, защите интересов
российских потребителей ввозимых
товаров;
- осуществляют контроль
за вывозом стратегических и
других жизненно важных для
интересов РФ материалов;
- осуществляют валютный
контроль в пределах своей
компетенции;
- обеспечивают выполнение
международных обязательств РФ
в части, касающейся таможенного
дела; участвуют в разработке
международных договоров РФ, затрагивающих
таможенное дело; осуществляют сотрудничество
с таможенными и иными компетентными
органами иностранных государств,
международными организациями, занимающимися
вопросами таможенного дела;
- проводят научно-исследовательские
работы и консультирование в
области таможенного дела; осуществляют
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации специалистов в
этой области для государственных
органов, предприятий, учреждений
и организаций;
- обеспечивают в установленном
порядке Президента РФ и Правительство
РФ, иные государственные органы,
предприятия, учреждения, организации
и граждан информацией по таможенным
вопросам;
- реализуют единую финансово-хозяйственную
политику, развивают материально-техническую
и социальную базу таможенных
органов, создают необходимые
условия труда для работников
этих органов.
Центральным органом федеральной
исполнительной власти РФ, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ, является ГТК РФ (ГТК
РФ). Положение о ГТК РФ утверждается
Президентом РФ или по его поручению
Правительством РФ.
ГТК РФ осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ
и общественными объединениями,
В своей деятельности ГТК РФ руководствуется
Конституцией РФ, ТК РФ, другими федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента РФ и постановлениями
и распоряжениями Правительства
РФ. Государственные органы и их
должностные лица обязаны оказывать
содействие таможенным органам РФ в
решении возложенных на них задач,
в том числе путем создания
надлежащих условий для этого.ГТК
РФ непосредственно подчинены региональные
таможенные управления, а так же
специализированные таможни (напр. Центральная
энергетическая таможня, Шереметьевская
таможня, Домодедовская таможня
и т.д.).
ГЛАВА 2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ СИЛОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ.
2.1 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ.
В таможенной системе Российской
Федерации имеются специализированные
таможенные органы, деятельность которых
осуществляется в специфической
области таможенного регулирования.
Одним из таких специализированных
органов является оперативная таможня.
Оперативная таможня создана
в целях реализации Федерального
закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12 августа 1995 года,
необходимости усиления борьбы с
таможенными правонарушениями. Структура
оперативной таможни содействует
наиболее эффективному осуществлению
задач, возложенных на оперативную
таможню. В структуру оперативной
таможни входят: отдел по борьбе
с экономическими таможенными правонарушениями;
отдел по борьбе с особо опасными
видами контрабанды; отдел по борьбе
с контрабандой наркотиков; отдел
таможенных расследований; отдел дознания;
экспертно-криминалистический отдел;
отдел исполнения постановлений
по делам о нарушении таможенных
правил; имеется отдел собственной безопасности.
Начальник оперативной таможни является
заместителем начальника РТУ. Как уже
было сказано, таможенные органы Российской
Федерации отнесены Таможенным кодексом
и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12 августа 1995 года к государственным
органам. которым предоставлено право
осуществлять оперативно-розыскную деятельность
на территории России. Такая деятельность
таможенными органами может осуществляться
исключительно в пределах их полномочий,
установленных законодательными актами
РФ о таможенном деле . Оперативно-розыскная
деятельность таможенных органов основывается
на конституционных принципах законности,
уважения и соблюдения прав и свобод человека
и гражданина, а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов
и средств. Таможенные органы осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в
целях: а) выявления, предупреждения, пресечения
и раскрытия преступлений, производство
дознания, по которым отнесено к их компетенции,
а также для выявления и установления
лиц, подготавливающих, совершающих или
совершивших такие преступления; б) обеспечение
собственной безопасности; в) исполнение
поручений следователей, других органов
дознания, указаний прокуроров и определений
судов по уголовным делам, находящимся
в их производстве; г) подготовке ответов
на запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, по
основаниям, предусмотренным Федеральным
законом; д.) подготовки ответов на запросы
международных таможенных организаций,
таможенных и иных компетентных органов
иностранных государств в соответствии
с международными договорами РФ по таможенным
вопросам . Таможенные органы в пределах
своих полномочий вправе также выявлять
и собирать данные, необходимые для принятия
решений по вопросам: а) допуска к сведениям,
составляющим государственную тайну;
б) допуска к участию в оперативно-розыскной
деятельности или к материалам, полученным
в результате ее осуществления; в) установления
или поддержания с лицом отношений сотрудничества
при подготовке и проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Правовую основу оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов составляют
Конституций РФ , Таможенный кодекс , Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года , другие законодательные
акты. Оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов осуществляется исключительно
в пределах их полномочий. Должностные
лица этих органов участвуют в организации
и проведении оперативно-розыскных мероприятий,
к которым привлекаются должностные лица
и специалисты, обладающие научными, техническими
и иными специальными знаниями, и отдельные
граждане с их согласия на гласной и негласной
основе. Таможенные органы при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности вправе
проводить следующие мероприятия: опрос
граждан, наведение справок; сбор образцов
для сравнительного исследования; проверочная
закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности;
обследование помещений; зданий, сооружений.
участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений, прослушивание телефонных
разговоров; снятие информации с технических
каналов связи; оперативное внедрение;
оперативный эксперимент, контролируемая
поставка. Перечень этих мероприятий является
исчерпывающим и может быть дополнен только
федеральным законом . Таможенные органы
при решении задач оперативно-розыскной
деятельности имеют право: а) проводить
гласно и негласно оперативно-розыскные
мероприятия. производить при их проведении
изъятие предметов, а также прерывать
предоставление услуг в случае возникновения
непосредственной угрозы жизни и здоровью
лица, а также угрозы государственной,
военной, экономической и экологической
безопасности России; б) устанавливать
не безвозмездной либо возмездной основе
отношения сотрудничества с лицами, изъявившими
согласие оказывать содействие таможенным
органам на конфиденциальной основе; в)
использовать в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному соглашению
служебные помещения, имущество предприятий.
учреждений, организаций, воинских частей,
а также жилые и нежилые помещения, транспортные
средства и иное имущество частных лиц;
г) использовать в целях конспирации документы,
зашифровывающие личность должностных
лиц, ведомственную принадлежность предприятий,
организаций, учреждений, подразделений,
помещений и транспортных средств таможенных
органов, а также личность граждан, оказывающих
им содействие на конфиденциальной основе;
д.) создавать в установленном законодательством
РФ порядке предприятия, учреждения, организации
и подразделения, необходимые для решения
задач, предусмотренных Федеральным законом
«Об оперативно-розыскной деятельности»
. Для обеспечения собственной безопасности
в структуре оперативной таможни предусматривается
создание отдела собственной безопасности.
Обеспечение собственной безопасности
таможенных органов — это осуществление
таможенным органами комплекса оперативно-розыскных
мероприятий, направленных на предупреждение,
выявление и пресечение противоправных
действий и негативных явлений, дезорганизующих
нормальную деятельность таможенных органов,
их должностных лиц, а также таможенных
лабораторий, научно-исследовательских
учреждений, учебных заведений, вычислительных
центров, предприятий и организации, подведомственных
ГТК России. Оперативно-розыскные мероприятия,
обеспечивающие собственную безопасность
таможенных органов, проводятся таможенными
органами в соответствии с Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года и исключительно в
пределах их полномочий. При осуществлении
оперативно-розыскной деятельности в
целях обеспечения собственной безопасности
таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные
мероприятия лишь в пределах их перечня
и в порядке, предусмотренном законодательными
актами. Если оперативно-розыскные мероприятия,
ограничивающие конституционные права
граждан, проводятся в целях обеспечения
собственной безопасности таможенных
органов при наличии согласия гражданина
в письменной форме, то таможенные органы
вправе их осуществлять без судебного
решения . Нормативные акты, регламентирующие
организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий издает ГТК России в пределах
своей компетенции в соответствии с законодательством
РФ. Другим специализированны органом,
входящим в таможенную систему Российской
Федерации, является энергетическая таможня.
Эта таможня создана для усиленного контроля
за перемещением энергоресурсов. Энергетическая
таможня подчинена непосредственно Государственному
таможенному комитету РФ. Таможня выполняет
следующие функции: производит таможенное
оформление и осуществляет таможенный
контроль сырой нефти, природного газа,
продуктов их переработки и электроэнергии,
перемещаемых через таможенную границу
РФ трубопроводным транспортом и по линиям
электропередач, а также координирует
и контролирует деятельность иных таможенных
органов в части таможенного оформления
и таможенного контроля энергоносителей
. В оперативном подчинении таможни, в
пределах ее компетенции находятся таможенные
посты и отделы таможни Российской Федерации,
осуществляющие таможенное оформление
и таможенный контроль энергоносителей.
Энергетическая таможня является юридическим
лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба РФ и со своим наименованием. Создание,
реорганизация и ликвидация таможни осуществляется
ГТК России. основными задачами таможни
являются: а) реализация таможенной политики
Российской Федерации; б) обеспечение
соблюдения и единообразного применения
на таможенной территории Российской
Федерации в части перемещения через таможенную
границу РФ энергоносителей; в) обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности РФ; г) защита экономических
интересов Российской Федерации . В соответствии
с возложенными на таможню задачами, она
выполняет следующие функции: осуществляет
таможенный контроль и таможенное оформление
энергоносителей; создает условия. способствующие
ускорению их оборота через таможенную
границу РФ; разрабатывает и вносит предложения
по созданию в таможнях РФ, осуществляющих
таможенное оформление и таможенный контроль
энергоносителей, отделов таможенного
оформления энергоносителей, а также таможенных
постов; разрабатывает и вносит для утверждения
схемы организации таможенного оформления,
фактического контроля, технологии перемещения
через таможенную границу РФ энергоносителей;
разрабатывает концепцию и обеспечивает
внедрение и функционирование системы
надежного фактического измерения объемов
энергоносителей, перемещаемых через
таможенную границу РФ; вносит предложения
по размещению таможенных лабораторий
и координирует их деятельность в части
контроля качества энергоносителей; обеспечивает
оперативный обмен информацией в процессе
контроля за вывозом и ввозом энергоносителей,
устанавливает надежную связь с таможенными
органами, осуществляющими контроль за
указанными товарами, осуществляет контроль
за соблюдением мер таможенно-тарифного
регулирования, а также организует эффективное
и единообразное их применение таможенными
органами РФ, осуществляющими таможенное
оформление и таможенный контроль энергоносителей
. В функции энергетической таможни входит
начисление и взимание таможенных пошлин,
налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает
соблюдение мер экономической политики
в отношении энергоносителей, перемещаемых
через таможенную границу Российской
Федерации. Энергетическая таможня осуществляет
валютный контроль в соответствии с валютным
законодательством Российской Федерации
за поступлением валютной выручки от экспорта
энергоносителей, а также за валютными
операциями, связанными с перемещением
указанных товаров через таможенную границу
РФ, организует контроль за правильностью
определения и заявления таможенной стоимости
данной группы товаров, осуществляет сбор
информации из таможен Российской Федерации,
производящих таможенное оформление энергоносителей,
обрабатывает первичные данные, необходимые
для ведения таможенной статистики внешней
торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических
связей предприятий, организаций, учреждений
и других лиц, занимающихся вывозом и ввозом
энергоносителей; содействует осуществлению
мер по защите жизни и здоровья человека,
охране окружающей природной среды, защите
интересов российских потребителей; выдает
в соответствии с нормативными актами
ГТК России лицензии на осуществление
деятельности в области таможенного дела,
аннулирует или отзывает такие лицензии;
осуществляет в установленном порядке
оперативное взаимодействие с таможенными
и иными компетентными органами иностранных
государств по вопросам таможенного оформления
и таможенного контроля энергоносителей;
обеспечивает выполнение международных
обязательств РФ в части, касающейся таможенных
вопросов, связанных с вывозом и ввозом
энергоносителей; обеспечивает государственные
органы, предприятия, организации и граждан
информацией по таможенным вопросам, связанным
с перемещением через таможенную границу
Российской Федерации энергоносителей;
обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение жалоб и обращений; принимает
меры по устранению причин и условий, порождающих
ущемление прав и законных интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций
и т.д. Для наиболее эффективного выполнения
возложенных на энергетическую таможню
задач, за последней закреплен ряд прав,
включая право: получать от государственных
органов, предприятий, учреждений, организаций,
а также от должностных лиц и граждан документы
и сведения, необходимые для выполнения
возложенных на таможню задач и осуществление
ею своих функций; контролировать в пределах
своей компетенции на таможенной территории
РФ производственную и иную коммерческую
деятельность, связанную с вывозом и ввозом
энергоносителей и т.д. Таким образом мы
видим, что энергетическая таможня обладает
особой спецификой в осуществлении таможенного
дела. Специфика проявляется в том, что
энергетическая таможня контролирует
пересечение сырья по энергоносителям.
Деятельность данной таможни очень велика.
Важность подчеркивается тем, что она
подчинена непосредственно ГТК России,
а также большим кругом прав, предоставляемых
Энергетической таможне. Из всего сказанного
можно сделать вывод, что и оперативная
таможня и Энергетическая таможня созданы
для наиболее эффективного осуществления
таможенной политики РФ. Их деятельность
направлена на поддержание безопасности
страны. Создание специализированных
таможен достигло своей цели. Во-первых,
специализированные таможни обладают
строго определенными полномочиями, что
способствует наиболее эффективному осуществлению
поставленных задач. Во-вторых. была снята
нагрузка с таможен, осуществляющих основную
деятельность по реализации таможенной
политики.
2.2 СИЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТАМОЖНИ.
В соответствии с Приказом
ФТС России от 16 мая 2006 г. N 443 "О
типовых структурах таможенных органов
Российской Федерации" мы рассмотрим
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СИЛОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ:
I. Общие положения
“1. Служба силового обеспечения
(далее - Служба) является структурным
подразделением таможни и осуществляет
комплекс необходимых мер по силовому
обеспечению деятельности таможни
и подчиненных ей таможенных постов
(далее - таможенные органы региона).
2. Служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, Таможенным кодексом Российской
Федерации, другими федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными и иными
правовыми актами ФТС России,
правовыми актами регионального
таможенного управления (РТУ) и
таможни, Положением о Региональном
таможенном управлении организации
силового обеспечения (РТУ ОСО),
настоящим Типовым положением.”
II. Основные задачи Службы
“ 3. Организация и осуществление
силового обеспечении при проведении
структурными подразделениями таможенных
органов Российской Федерации (далее
- таможенные органы) специальных операций
и специальных мероприятий по пресечению
контрабанды и иных преступлений и правонарушений
в области таможенного дела.
4. Организация участия
специальных отрядов быстрого
реагирования (СОБР) и подразделений
таможенной охраны таможни и
таможенных органов региона в
осуществлении мер по физической
защите должностных лиц таможни
и таможенных органов региона
при выполнении ими служебных
обязанностей, а также по предотвращению
посягательств на их жизнь,
здоровье и имущество с целью
воспрепятствовать их законной
деятельности или принудить их
к изменению ее характера либо
из мести за указанную деятельность.
5. Организация и обеспечение
охраны объектов таможенной инфраструктуры
в регионе деятельности таможни
(далее - регион),контроль соблюдения
пропускного, внутри объектового
и других режимов, а также
проведение профилактических мероприятий
по предупреждению возможных
террористических актов во взаимодействии
с соответствующими подразделениями
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
6. Организация деятельности
оперативно-дежурной службы таможни
и таможенных органов региона
с целью непрерывного сбора,
обобщения и анализа данных
оперативной обстановки в регионе
деятельности таможни. Прием и
передача распоряжений и указаний
вышестоящих таможенных органов
и руководства таможни в структурные
подразделения таможни, подготовка
данных для принятия решений
при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
7. Организация взаимодействия
с соответствующими подразделениями
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления
в регионе деятельности таможни.
8. Организация деятельности
морских и авиационных подразделений
таможни при проведении таможенного
контроля товаров и транспортных
средств. Внесение в бюджетную
заявку таможни предложений о
приобретении материально-технических
средств для обеспечения безаварийной
эксплуатации морской (речной) и
авиационной техники.
9. Организация оборота
оружия и боеприпасов в таможне,
решение отдельных вопросов оборота
специальных средств.
10. Организация и осуществление
контроля за боевой и специальной
подготовкой сотрудников подразделений
силового обеспечения таможни
(подразделение таможенной охраны,
специальный отряд быстрого реагирования,
оперативно-дежурное подразделение,
авиационное подразделение, морское
подразделение), подготовка сотрудников
других структурных подразделений таможни
к действиям в условиях, связанных с применением
огнестрельного оружия и специальных
средств.
11. Разработка и осуществление
программ по оснащению подразделений
силового обеспечения таможни
оружием, специальными средствами,
автотранспортом, морскими (речными)
и воздушными судами, а объектов
таможенной инфраструктуры региона
- техническими средствами охраны
(ТСО).”
Из этого видно что
силовые структуры таможни в
мобильности и подготовке не чем
не уступают военным, коими они в
принципе и являются только закреплены
за ФТС. Содержание вот таких служб
позволяет держать границы под
постоянным контролем и защищать
от возможных инцидентов. Таможенные
силовики по сути серьезная во всех
отношениях организация, имеющая довольно
обширные полномочия. Хоть они я
являются частью ФТС и подчиняются
нашей конституции, сегодня их основу
составляют подразделения, подведомственные
Региональному таможенному управлению
организации силового обеспечения:
специальные отряды быстрого реагирования,
подразделения таможенной охраны и
оперативно-дежурной службы, морские
и воздушные подразделения.