Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы повышения производительности труда – это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы.
Введение
3
1 Теоретические основы производительности труда
5
1.1 Экономическая сущность и значение производительности труда.
5
1.2 Факторы и условия изменения производительности труда
6
2 Организация деятельности в таможенных органах
12
2.1 Функции и задачи таможенных органов
12
2.2 Особенности управления трудовой деятельности на таможне
19
2.3 Показатели производительности труда на Биробиджанской таможне
25
2.4 Коррупция как фактор снижения эффективности деятельности таможенных органов
30
Заключение
34
Библиографический список
Выявление имеющихся резервов осуществляется на основе анализа уровня и динамики производительности труда на отдельных участках производства или по видам работ в текущем и предыдущем периодах. Основой методики анализа является сравнение анализируемых показателей с плановыми.
Анализу трудоемкости важнейших видов продукции или основных видов работ должно быть уделено самое серьезное внимание.
Затраты труда руководителей, специалистов, технических исполнителей и прочего персонала составляют трудоемкость управления, а все три элемента – полную трудоемкость, формула:
Тполн = Тпроиз + Тупр = Ттех + Тобс + Тупр
Резервы роста производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени кроются прежде всего в ликвидации его потерь. Эти резервы иссякнут с ликвидацией указанных недостатков, в то время как резервы снижения трудоемкости практически безграничны. Для выявления резервов роста производительности труда за счет ликвидации потерь рабочего времени нужно тщательно анализировать тактический баланс рабочего времени, сравнивать его с плановым, с помощью фотографий и самофотографий рабочего дня выявлять потери рабочего времени, устанавливать их причины и разрабатывать мероприятия по уменьшению или полной их ликвидации.
Наибольший удельный вес в потерях рабочего времени занимают неявки в связи с болезнями. Увеличение фонда рабочего времени при сокращении неявок по болезни обеспечивает прямо пропорциональное повышение производительности труда и соответствующую экономию рабочей силы.
Один из резервов роста производительности труда – совершенствование структуры кадров.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 Функции и задачи таможенных органов
Таможенные органы Российской Федерации – это государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом № 314, относит таможенные органы к числу органов исполнительной власти. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти Российской Федерации, таможенные органы занимают в этой системе особое место, специфика которого определяется характером выполняемых ими задач и функций. Выполнение этих задач и функций, в свою очередь, обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.
Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами: во-первых, будучи самостоятельной составляющей системы исполнительной власти, таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело и, как все другие органы исполнительной власти в Российской Федерации, действуют под общим руководством Президента и Правительства РФ; во-вторых, таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела. Путем установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль, таможенное оформление и так далее; в-третьих, деятельность таможенных органов в процессе осуществления таможенного дела по своему юридическому содержанию является исполнительной, контрольной и надзорной. В установленной сфере деятельности таможенные органы не вправе издавать нормативные правовые акты. В пределах своей компетенции они имеют право издавать индивидуальные юридические акты по таможенному делу, действующие на подведомственной территории и обязательные для исполнения лишь теми нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами, которым они адресованы. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правоприменения и правоохраны; в-четвертых, таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ утверждено в структуре федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ № 314 в качестве органа, в ведении которого непосредственно находится Федеральная таможенная служба, осуществляющая функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Положения об указанных ведомствах утверждены постановлениями Правительства РФ от 27 и от 21 августа 2004 года № 423 и № 429 соответственно. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ, а таможенных постов, специализированных таможенных органов – ФТС России по согласованию с Минэкономразвития. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в настоящее время действуют на основании положений, утвержденных ГТК России; в-пятых, федеральная таможенная служба в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314. В контексте данного Указа под функциями по контролю и надзору в области таможенного дела понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением субъектами таможенных правоотношений требований российского таможенного законодательства; выдача разрешений, лицензий, на осуществление деятельности в области таможенного дела. Тем же Указом образована Федеральная служба по тарифам, которая призвана осуществлять функции по контролю и надзору за применением ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу России, и их систематизацией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Она контролирует применение таможенного тарифа – свода ставок таможенных пошлин – при ввозе товаров на российскую таможенную территорию и вывозе их из России. Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 332; в-шестых, правительство РФ устанавливает предельную численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата ФТС России, в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, а также предельную численность и фонд оплаты труда работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении данной Службы, в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания; в-седьмых, финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также иных предусмотренных российским законодательством источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие соответствующие печати и штампы, счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных учреждениях.
Большинство авторов, основываясь на законодательстве, включают таможенные органы в систему правоохранительных органов. Однако отдельные авторы учебников о правоохранительных органах, не объясняя своей позиции, тем не менее не относят таможенные органы к числу правоохранительных, что, надо полагать, не соответствует законодательству и не отражает существа и содержания таможенной деятельности. Как правоохранительные органы и составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.
Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе: статья 403, 408, 409, пункт 2 глава 39, и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Основные цели, задачи и функции таможенных органов определяются в главе 39 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Многообразная по своему характеру деятельность таможенных органов направлена на решение следующих главных задач.
Деятельность таможенных органов выражается в выполнении ими многочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов. Классифицируя функции таможенных органов, их можно подразделить на основные и обеспечивающие. Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен в статье 403 ТК РФ: осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности; борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; ведение таможенной статистики внешней торговли; обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам; проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся все виды деятельности административно-хозяйственного характера: кадровая деятельность; финансовая, бухгалтерская деятельность; психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение; материально-техническое обеспечение; развитие таможенной инфраструктуры, капитальное строительство и другое.
2.2 Управления трудовой деятельностью в таможенных органах
Системы управления трудовой деятельностью в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, то есть все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие.
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и другое.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Для более глубокого понимания сущности управления деятельностью в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.
Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления трудовой деятельностью.
Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.
Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.
К частным относятся принципы управления: законности; централизации в сочетании с разумной децентрализацией; непрерывности; оперативности; гибкости; ответственности; преемственности; нацеленности на конечный результат и другое.
Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.
Организационно-
К ним можно отнести принципы управления: единоначалия; конкретности; разделения труда; скалярный; иерархии; единства распорядительства и одного начальника; делегирования полномочий; диапазона управления и другое.
В таможенных органах на всех уровнях
руководства принцип единоначал
Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ГТК России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.
Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.
Функция управления «организация» в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ, операций, как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.
Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.
Контроль – это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.
Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.
Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой – совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.
Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.
В таможенных органах применяются
три группы организационно-
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Информация о работе Производительность труда в таможенном деле