Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа
Таможенный союз в своей основе организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования Таможенный союз столкнулся с серьезными проблемами экономического характера, вызванными, прежде всего, – различиями в национальных и групповых хозяйственных интересах.
За 20 лет после распада СССР сформировались не только во многом различные национальные экономические интересы бывших советских республик – в том числе новых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных национальных бизнес-групп, которые, к тому же, далеко не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран.
Введение 3
Глава I История формирования Таможенного союза 4
1.1 Ретроспективы интеграционных процессов в СНГ 4
1.2 Этапы образования Таможенного союза 7
Глава II Таможенный союз на современном этапе 13
2.1 Современный уровень экономического взаимодействия стран – участниц Таможенного союза 14
2.2 Актуальные вопросы создания Таможенного союза 17
Глава III Проблемы и перспективы Таможенного союза 22
3.1 Проблемы экономического взаимодействия 22
3.2 Задачи и механизмы стимулирования взаимного торгово-экономического сотрудничества 24
Заключение 28
Список использованной литеpатуpы 29
3.2 Задачи и механизмы стимулирования взаимного торгово-экономического сотрудничества
Выше я уже отмечала, что получение выгод и преимуществ в процессе интеграции совсем не гарантировано, и для материализации этих потенциальных выгод государства-участники должны приложить значительные усилия, разработать соответствующие механизмы и инструменты. Поскольку успешная интеграция возможна только при условии вовлечения в этот процесс широкой массы хозяйствующих субъектов, включая малые и средние предприятия, формирования эффективных трансграничных производственно-сбытовых цепочек, необходимо реализовать комплекс мер на межгосударственном и национальном уровнях, направленных на стимулирование внутрирегионального торгово-экономического сотрудничества. Очевидно, что ТС и ЕЭП нужны эффективные институты развития, способные оказать значимую финансовую поддержку реализации совместных программ и проектов в приоритетных секторах сотрудничества, осуществлению мероприятий по адаптации стран-участниц к новым условиям экономического взаимодействия на пространстве ТС. Возможно, для этого потребуются докапитализация и расширение мандата Евразийского банка развития. В целях стимулирования внутрирегиональной торговли и инвестиций необходимо усилить координацию деятельности национальных экспортных кредитных агентств стран ТС, увеличить объемы и совершенствовать условия финансирования взаимной торговли.
Здесь необходимо сказать о том, что в отличие от Белоруссии и Казахстана, где действуют, соответственно, белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» и Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций Казахстана, являющиеся членами Пражского клуба страховщиков, в России аналогичная структура, отвечающая международным стандартам экспортных кредитных агентств, пока не создана. Вместе с тем, отсутствие такой структуры серьезно снижает возможности российских экспортеров на внешних рынках и может стать сдерживающим фактором для развития сотрудничества в рамках ТС. По опыту Евросоюза, экспортные кредитные агентства стран-членов все чаще объединяют свои усилия для продвижения на рынки третьих стран сложной техники и оборудования, включая авиатехнику. При условии создания подобной структуры в России и налаживания практического взаимодействия экспортных кредитных агентств стран ТС можно было бы приступить к реализации совместных программ стимулирования экспорта машин и оборудования, продукции высокой степени обработки за пределы ТС. На сегодняшний день Минэкономразвития России проделало большую работу по подготовке Концепции и необходимых документов по созданию Российского агентства страхования экспортных кредитов и инвестиций. Определены источники финансирования и организационная схема его создания. Дело – за политическим решением, тем более нужным и актуальным в связи с задачами поддержки процессов реальной интеграции на пространстве ТС. Совершенствование финансовой инфраструктуры сотрудничества стран ТС предполагает формирование механизмов, обеспечивающих расширение использования национальных валют во взаимной торговле, прежде всего путем создания единой платежно-расчетной системы, возможно, на базе Межгосударственного банка СНГ (в данном случае меры по стимулированию сотрудничества стран ТС тесно смыкаются с более общими задачами развития интеграционных процессов в СНГ). Необходимо приступить к осуществлению мер по сближению инфраструктуры фондовых рынков государств – участников ТС с учетом функционирования регионального финансового центра в г. Алматы и работы по созданию международного финансового центра в России. Одним из важных инструментов поддержки процессов реальной интеграции на пространстве ТС должны стать национальные системы содействия экспорту стран-участниц, которые следует достроить, обеспечить согласованное функционирование и ориентировать на приоритетное стимулирование внутрирегионального торгово-экономического сотрудничества. Пока это не всегда получается. Например, в сводном плане участия Минпромторга России в дотируемых из бюджета зарубежных выставочных мероприятиях в 2010 г. из 34 таких мероприятий ни одно не проводится в Белоруссии и Казахстане. С учетом приоритетности задач создания ТС и ЕЭП полагаю целесообразным в рамках российской гарантийной схемы поддержки экспорта не устанавливать предельные объемы гарантирования для партнеров по ТС (в действующем российском перечне иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые в 2008-2010 годах оказывается государственная гарантийная поддержка, определен предельный ежегодный объем гарантирования для Белоруссии в размере 1 млрд долл.). Следует разработать и запустить ряд специальных программ и проектов, направленных на развитие делового взаимодействия и производственной кооперации на пространстве ТС (включая разработку межгосударственных отраслевых программ развития кооперации, интеграцию выставочного пространства ТС, создание постоянно действующих региональных выставочных площадок, проведение тематических выставочно-ярмарочных мероприятий, организацию форумов и бирж деловых контактов, мероприятий по развитию сотрудничества малых и средних предприятий – евразийский партнериат, др.). Большое значение будет иметь снижение трансакционных издержек внутрирегионального торгово-экономического сотрудничества, прежде всего, за счет упрощения и ускорения таможенных и административных процедур, о чем уже говорилось выше; формирования информационно-консультационной инфраструктуры делового взаимодействия, единой региональной сети центров деловой информации, расширения использования современных информационных технологий для установления деловых контактов и осуществления коммерческих операций; реализации эффективных трансграничных логистических схем, создания единых товаропроводящих систем в ключевых сегментах формируемого общего рынка.
Заключение
Отмечая текущие проблемы на стадии формирования таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП.
Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, Таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.
В целом пока до сих пор непонятна реальная цена этого проекта для каждой страны-участницы. Что страны выигрывают, что теряют? По теории должны выиграть все. Но для этого нужно искать возможности каких-то компенсаций.
Список использованной литеpатуpы
Информация о работе Проблемы и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии и Казахстана)