Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа
Таможенный союз в своей основе организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования Таможенный союз столкнулся с серьезными проблемами экономического характера, вызванными, прежде всего, – различиями в национальных и групповых хозяйственных интересах.
За 20 лет после распада СССР сформировались не только во многом различные национальные экономические интересы бывших советских республик – в том числе новых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных национальных бизнес-групп, которые, к тому же, далеко не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран.
Введение 3
Глава I История формирования Таможенного союза 4
1.1 Ретроспективы интеграционных процессов в СНГ 4
1.2 Этапы образования Таможенного союза 7
Глава II Таможенный союз на современном этапе 13
2.1 Современный уровень экономического взаимодействия стран – участниц Таможенного союза 14
2.2 Актуальные вопросы создания Таможенного союза 17
Глава III Проблемы и перспективы Таможенного союза 22
3.1 Проблемы экономического взаимодействия 22
3.2 Задачи и механизмы стимулирования взаимного торгово-экономического сотрудничества 24
Заключение 28
Список использованной литеpатуpы 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
МИРОВОЙ
И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Студентки 2 курса группы 2205
Арутюнян Нелли Арменовны
«Проблемы
и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии
и Казахстана)»
Научный
руководитель: преподаватель ЛазареваЕ.Н.
Санкт-Петеpбуpг
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава I История формирования Таможенного союза | 4 |
|
4 |
1.2 Этапы образования Таможенного союза | 7 |
Глава II Таможенный союз на современном этапе | 13 |
|
14 |
2.2 Актуальные вопросы создания Таможенного союза | 17 |
Глава III Проблемы и перспективы Таможенного союза | 22 |
3.1 Проблемы экономического взаимодействия | 22 |
|
24 |
Заключение | 28 |
Список использованной литеpатуpы | 29 |
Введение
Таможенный союз в своей основе организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования Таможенный союз столкнулся с серьезными проблемами экономического характера, вызванными, прежде всего, – различиями в национальных и групповых хозяйственных интересах.
За 20 лет после распада СССР сформировались не только во многом различные национальные экономические интересы бывших советских республик – в том числе новых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных национальных бизнес-групп, которые, к тому же, далеко не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран.
Появление
регионального таможенного
Любой союз - это потери и приобретения. Какая-то часть бизнеса будет испытывать жесткую конкуренции, будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться и уйти с рынка.
Целями создания ТС было предусмотрено: обеспечить совместными действиями социально-экономический прогресс стран-участниц путем устранения препятствий для свободного экономического взаимодействия между их хозяйствующими субъектами; гарантировать устойчивое и всестороннее развитие экономики, свободный товарообмен и добрососедскую конкуренцию; укрепить координацию экономической и внешнеторговой политики; создать условия для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств – членов ТС на мировой рынок.
Глава I. История формирования Таможенного союза
Интеграционный процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 20 лет. В последние годы он явно деградировал: из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично дистанцировался от интеграционных проектов, даже сам термин «интеграция» постепенно исчезал из лексикона наших политиков.
В этом отношении Таможенный
союз России, Казахстана и Белоруссии
действительно выступает как
знаковое событие, способное
Еще
24 сентября 1993 года в СНГ был подписан
Договор «О создании Экономического союза»
как интеграционного объединения. Данный
Договор подразумевал и создание Таможенного
союза государств. Более того, в развитие
положений Договора 1993 года позднее были
приняты ряд соглашений, в том числе 20
января 1995 года было подписано Соглашение
о Таможенном союзе. Специально отмечу,
что подписи под последним документом
поставили тогда именно те три государства,
которые и сегодня состоят в Таможенном
союзе.1
1.1 Ретроспективы интеграционных процессов в СНГ
Многостороннее,
ориентированное на создание дееспособного
интеграционного объединения взаимное
сотрудничество России и партнеров по
СНГ имеет многолетнюю историю. Громадные
экономические издержки хаотической дезинтеграции
единого экономического пространства
бывшего СССР, нарастание социально-политических
угроз заставили руководителей постсоветских
государств искать пути восстановления
хозяйственных связей вскоре после распада
Советского Союза. В 1993-1994 гг. была предпринята
попытка интегрировать все 12 стран СНГ
в Экономический союз под эгидой России
путем поэтапного формирования межгосударственной
зоны свободной торговли, таможенного
союза, общего экономического пространства.
24 сентября 1993 г. был подписан Договор
«О создании Экономического союза», в
развитие которого был принят ряд документов,
нацеленных на интеграционное взаимодействие
республик бывшего СССР, включая Соглашение
о создании Зоны свободной торговли от
14 апреля 1994г., Соглашение о создании Платежного
союза государств-участников СНГ от 21
октября 1994г., Соглашение о Таможенном
союзе от 20 января 1995 г.2 Эти соглашения
не были реализованы, концепция реинтеграции
всех стран СНГ в Экономический союз противоречила
объективным тенденциям развития нарождающихся
новых независимых стран. В первой половине
1990-х годов, когда начался процесс самостоятельного
формирования национальных государств
и их экономических систем, чрезвычайно
сильными оказались дезинтеграционные
тенденции в политике и экономике. Образовались
новые национальные элиты, формулирующие
собственные интересы и стремящиеся проводить
независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Невозможность создания Экономического
союза всех двенадцати государств (в силу
расхождения их политических и экономических
интересов) привела к образованию нескольких
региональных блоков на постсоветском
пространстве. В середине 1990-х годов наметился
перелом во взаимоотношениях России и
постсоветских стран. Российское руководство
было не удовлетворено результатами сотрудничества
в рамках СНГ: нарастала задолженность
партнеров по поставкам энергоносителей,
совместно принятые решения не выполнялись.
Хотя большинство партнеров по Содружеству
были заинтересованы в развитии интеграции,
в том числе ради получения новых прямых
и косвенных субсидий со стороны России,
у ряда других стран СНГ росло недовольство
проводимой Российской Федерацией политикой.
Это касалось неоднозначной роли РФ в
урегулировании политико-этнических конфликтов
в отдельных регионах Содружества, попыток
использования в политических целях монопольного
положения на рынках энергоносителей
и др. Накопившиеся нерешенные проблемы,
политические разногласия стран в отношениях
друг с другом и с Россией, снижение объемов
финансового донорства в силу экономической
слабости нашей страны повлекли за собой
изменения в подходах ряда постсоветских
стран к сотрудничеству в рамках СНГ. Уже
с конца 1993 г., в том числе из-за опасения
усиления имперских амбиций РФ и возрождения
СССР, национальные элиты ряда стран взяли
курс на дистанцирование от России.3
С середины 1990-х годов усилилось воздействие
внешних факторов на процессы в СНГ: заметно
возросло значение международных финансовых
организаций – МВФ и МБРР, кредитовавших
правительства стран СНГ, активизировались
политика и экономическая дипломатия
зарубежных стран, преследующих свои интересы
в регионе. Под влиянием перечисленных
факторов Россия отказалась от попыток
региональной интеграции в формате всего
Содружества и провозгласила политику
«разноскоростной и разноуровневой» интеграции.
В январе 1995г. руководители России, Белоруссии
и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном
союзе, предприняв тем самым новую попытку
интеграционного сближения, но уже в более
узком составе. В марте 1996 г. К этому Соглашению
присоединилась Киргизия, в феврале 1999
г. – отсталый и разоренный гражданской
войной Таджикистан. В рамках первой на
пространстве СНГ региональной группировки
объединились страны, которые были готовы
к сближению с Россией по экономическим,
политическим или оборонным причинам
в связи с общими внешними угрозами (исламский
радикализм, наркобизнес, трансграничная
преступность). Примерно в это же время
появился альтернативный региональный
блок – межгосударственное объединение
ГУУАМ, включавшее на момент образования
(1997 г.) Грузию, Узбекистан, Украину, Азербайджан
и Молдавию. Значительная экономическая
выгода для стран – участниц таможенного
союза (ТС) заключалась в том, что его создание
избавляло их от немалых затрат на обустройство
внутренних границ между собой, составлявших,
по данным Таможенного комитета РФ, десятки
миллиардов рублей. Страны – участницы
ТС определяли его как экономическое объединение
государств, основывающееся на наличии
единой таможенной территории и однотипного
механизма регулирования экономики, рыночных
принципах хозяйствования и унифицированном
законодательстве.
1.2 Этапы образования Таможенного союза
В соответствии с подписанными соглашениями образование ТС должно было проводиться в два этапа. На первом этапе (в течение полугода) предполагалось полностью отменить тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, создать идентичные системы регулирования внешнеэкономических связей, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран; предусматривалось также в четырехмесячный срок провести унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. На втором этапе намечалось объединить таможенные территории стран-участниц в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы ТС, а также решить вопрос о его международной правосубъектности и судьбе действующих международных договоров. В первые два года после подписания Соглашения на пути формирования ТС были достигнуты значительные успехи. В середине 1995 г. был отменен таможенный контроль на границе РФ с Белоруссией и упразднены пропускные пункты, введен упрощенный порядок таможенного контроля на российско-казахстанской границе. К концу 1995 г. были в основном ликвидированы тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном, установлен единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности. В начале 1996 г. была достигнута почти полная унификация импортных таможенных тарифов России, Белоруссии и Казахстана. Прогресс в формировании ТС поставил на повестку дня вопрос об углублении взаимодействия стран-членов и создании соответствующих межгосударственных институтов. В марте 1996 г. был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, образован Интеграционный комитет, ставший постоянно действующим исполнительным органом ТС. В последующие годы шла непростая работа по достраиванию таможенного союза, в том числе с учетом присоединения к нему Киргизии. В частности, были достигнуты договоренности о том, что считать общим таможенным тарифом, утвержден перечень товаров, составивших его основу, принято Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования внешней торговли при формировании ТС и проч. Экономические трудности и, особенно, финансовый кризис в РФ в 1998 г. заставили стран-участниц отложить принятие общего таможенного тарифа и даже осуществить ряд мер в области таможенного регулирования, идущих вразрез с принципами таможенного союза. В частности, Россия, стремясь улучшить сальдо торгового баланса, летом 1998 г. ввела в одностороннем порядке дополнительную 3%-ю импортную пошлину. Казахстан установил по сути запретительную 200%-ю пошлину на ввоз ряда товаров из Киргизии, а также ограничил импорт 21 вида продовольственных товаров из РФ. Белоруссия в 1998 г. в целях защиты потребительского рынка ограничила вывоз из страны (прежде всего в Россию) многих видов продукции. В результате установленных барьеров режим свободной торговли в рамках ТС стал действовать с существенными изъятиями, а объем взаимной торговли стран-членов в 1998-1999 гг. заметно сократился. В области унификации тарифов произошло движение вспять.4
Осложняло формирование ТС отсутствие скоординированных действий в отношениях с внешним миром. Так, после вступления в ВТО в 1998 г. Киргизия установила согласованную с ВТО (но не с партнерами по ТС) среднюю ставку таможенного тарифа на уровне 10% (в России и Белоруссии импортный тариф на промышленные товары в тот период составлял в среднем 14%, в Казахстане – 13%). Вследствие опережающей либерализации импортного режима Киргизии через ее территорию начали поступать относительно недорогие товары третьих стран в другие государства – участники ТС и, прежде всего, в Казахстан, который был вынужден принять временные защитные меры. Явно недостаточным был прогресс и на других направлениях экономического взаимодействия стран – участниц ТС, включая унификацию железнодорожных тарифов, гармонизацию национальных законодательств.
Несмотря на проявившиеся проблемы и противоречия во взаимодействии «пятерки», в феврале 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, предусматривавший поэтапное формирование единого экономического пространства пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На первом этапе должна была быть обеспечена реализация в полном объеме режима свободной торговли, а на втором – завершена организация ТС, что предполагало создание единой таможенной территории, принятие общего таможенного тарифа, отмену контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и внешнеторговой сферы. На третьем этапе намечалось сформировать единое экономическое пространство, включающее общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проводить общую экономическую политику, создать единую инфраструктуру, завершить гармонизацию законодательства сторон, обеспечивающего функционирование этого пространства.
На последующих этапах предусматривалось согласование параметров основных макроэкономических показателей стран-участниц. В Договоре были намечены меры, охватывающие по сути все сферы экономического взаимодействия (внешнеэкономическую, налоговую, транспортную, аграрную политику и т.д.). В отличие от Соглашения 1995 г. о таможенном союзе новый Договор имел комплексный характер и был нацелен на всестороннее экономическое сближение стран-партнеров, достижение достаточно высокой степени однородности их хозяйственных комплексов. Согласно этому Договору, единое экономическое пространство пяти стран предполагалось создать к 2003г., что с учетом произошедшего отката в формировании таможенного союза в 1997-1999 гг. было нереально. В начале ХХI века начинается новый период интеграционной активности России и партнеров по таможенному союзу, для которого характерно стремление усовершенствовать механизм деятельности созданного регионального объединения. В октябре 2000 г. в Астане руководителями стран – участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики. В новом Договоре были прописаны институциональная структура «пятерки», механизм принятия решений, вопросы членства, финансирования и правоспособности. Помимо увеличения бюрократического аппарата (к созданному в конце 1996 г. Интеграционному комитету прибавились Межгосударственный Совет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества и др.) и нового названия, в этой организации, что особенно важно, была изменена процедура принятия решений. В ЕврАзЭС была закреплена лидирующая роль России в соответствии с ее экономическим весом: принцип единогласия был заменен принципом квалифицированного большинства и отменен принцип «одна страна – один голос». Россия получила в Сообществе 40 голосов из 100. В ЕврАзЭС, как и ранее в ТС, вошли пять государств, между которыми отсутствовали противоречия во внешнеполитических ориентирах, и руководители стран понимали, что многие крупные проблемы социально-экономического развития могут быть решены только путем углубления взаимного сотрудничества. Важным объединяющим фактором являлось одновременное членство всех стран ЕврАзЭС в договоре о коллективной безопасности – ОДКБ. Вместе с тем, участниками этой организации стали очень разные по уровню социально-экономического развития страны СНГ: самые богатые (Россия, Казахстан и Белоруссия) и самые бедные (Киргизия и Таджикистан).1
Информация о работе Проблемы и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии и Казахстана)