Проблемы и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии и Казахстана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный союз в своей основе организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования Таможенный союз столкнулся с серьезными проблемами экономического характера, вызванными, прежде всего, – различиями в национальных и групповых хозяйственных интересах.

За 20 лет после распада СССР сформировались не только во многом различные национальные экономические интересы бывших советских республик – в том числе новых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных национальных бизнес-групп, которые, к тому же, далеко не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран.

Оглавление

Введение 3
Глава I История формирования Таможенного союза 4
1.1 Ретроспективы интеграционных процессов в СНГ 4
1.2 Этапы образования Таможенного союза 7
Глава II Таможенный союз на современном этапе 13
2.1 Современный уровень экономического взаимодействия стран – участниц Таможенного союза 14
2.2 Актуальные вопросы создания Таможенного союза 17
Глава III Проблемы и перспективы Таможенного союза 22
3.1 Проблемы экономического взаимодействия 22
3.2 Задачи и механизмы стимулирования взаимного торгово-экономического сотрудничества 24
Заключение 28
Список использованной литеpатуpы 29

Файлы: 1 файл

курсовая-МЭ и ВЭД.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 
 
 

КАФЕДРА

МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

           Студентки 2 курса группы 2205

                                    Арутюнян Нелли Арменовны

«Проблемы и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии и Казахстана)» 
 

                                                   

              Научный руководитель: преподаватель ЛазареваЕ.Н. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петеpбуpг

2011 г.

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Стр.
Введение  3
Глава I История формирования Таможенного союза 4
         1.1 Ретроспективы интеграционных процессов в СНГ
4
     1.2 Этапы образования Таможенного союза 7
Глава II Таможенный союз на современном этапе 13
    2.1 Современный уровень экономического взаимодействия стран –     участниц Таможенного союза
14
     2.2 Актуальные вопросы создания Таможенного союза 17
Глава III Проблемы и перспективы Таможенного союза 22
     3.1 Проблемы экономического взаимодействия 22
    3.2 Задачи и механизмы стимулирования взаимного торгово-экономического сотрудничества
24
Заключение 28
Список  использованной литеpатуpы 29

 

    Введение 

   Таможенный союз в своей основе организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования Таможенный союз столкнулся с серьезными проблемами экономического характера, вызванными, прежде всего, – различиями в национальных и групповых хозяйственных интересах.

   За 20 лет после распада СССР сформировались не только во многом различные национальные экономические интересы бывших советских республик – в том числе новых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных национальных бизнес-групп, которые, к тому же, далеко не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран.

   Появление регионального таможенного союза  на постсоветском пространстве —  важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств.

   Любой союз - это потери и приобретения. Какая-то часть бизнеса будет  испытывать жесткую конкуренции, будет  вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться  и уйти с рынка.

   Целями  создания ТС было предусмотрено: обеспечить совместными действиями социально-экономический прогресс стран-участниц путем устранения препятствий для свободного экономического взаимодействия между их хозяйствующими субъектами; гарантировать устойчивое и всестороннее развитие экономики, свободный товарообмен и добрососедскую конкуренцию; укрепить координацию экономической и внешнеторговой политики; создать условия для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств – членов ТС на мировой рынок.

 

   Глава I. История формирования Таможенного союза

   Интеграционный  процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 20 лет. В последние годы он явно деградировал: из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично дистанцировался от интеграционных проектов, даже сам термин «интеграция» постепенно исчезал из лексикона наших политиков.

     В этом отношении Таможенный  союз России, Казахстана и Белоруссии  действительно выступает как  знаковое событие, способное изменить  негативные тренды развития. Однако  чтобы не впасть в очередной раз в безудержный и неоправданный оптимизм, стоит вспомнить историю формирования Таможенного союза. Ведь нынешнее объединение трех государств ведет «свою родословную» отнюдь не с 2007 года.

   Еще 24 сентября 1993 года в СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Данный Договор подразумевал и создание Таможенного союза государств. Более того, в развитие положений Договора 1993 года позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе. Специально отмечу, что подписи под последним документом поставили тогда именно те три государства, которые и сегодня состоят в Таможенном союзе.1 
 
 

   1.1 Ретроспективы интеграционных  процессов в СНГ

   Многостороннее, ориентированное на создание дееспособного интеграционного объединения взаимное сотрудничество России и партнеров по СНГ имеет многолетнюю историю. Громадные экономические издержки хаотической дезинтеграции единого экономического пространства бывшего СССР, нарастание социально-политических угроз заставили руководителей постсоветских государств искать пути восстановления хозяйственных связей вскоре после распада Советского Союза. В 1993-1994 гг. была предпринята попытка интегрировать все 12 стран СНГ в Экономический союз под эгидой России путем поэтапного формирования межгосударственной зоны свободной торговли, таможенного союза, общего экономического пространства. 24 сентября 1993 г. был подписан Договор «О создании Экономического союза», в развитие которого был принят ряд документов, нацеленных на интеграционное взаимодействие республик бывшего СССР, включая Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 14 апреля 1994г., Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ от 21 октября 1994г., Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г.2 Эти соглашения не были реализованы, концепция реинтеграции всех стран СНГ в Экономический союз противоречила объективным тенденциям развития нарождающихся новых независимых стран. В первой половине 1990-х годов, когда начался процесс самостоятельного формирования национальных государств и их экономических систем, чрезвычайно сильными оказались дезинтеграционные тенденции в политике и экономике. Образовались новые национальные элиты, формулирующие собственные интересы и стремящиеся проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Невозможность создания Экономического союза всех двенадцати государств (в силу расхождения их политических и экономических интересов) привела к образованию нескольких региональных блоков на постсоветском пространстве. В середине 1990-х годов наметился перелом во взаимоотношениях России и постсоветских стран. Российское руководство было не удовлетворено результатами сотрудничества в рамках СНГ: нарастала задолженность партнеров по поставкам энергоносителей, совместно принятые решения не выполнялись. Хотя большинство партнеров по Содружеству были заинтересованы в развитии интеграции, в том числе ради получения новых прямых и косвенных субсидий со стороны России, у ряда других стран СНГ росло недовольство проводимой Российской Федерацией политикой. Это касалось неоднозначной роли РФ в урегулировании политико-этнических конфликтов в отдельных регионах Содружества, попыток использования в политических целях монопольного положения на рынках энергоносителей и др. Накопившиеся нерешенные проблемы, политические разногласия стран в отношениях друг с другом и с Россией, снижение объемов финансового донорства в силу экономической слабости нашей страны повлекли за собой изменения в подходах ряда постсоветских стран к сотрудничеству в рамках СНГ. Уже с конца 1993 г., в том числе из-за опасения усиления имперских амбиций РФ и возрождения СССР, национальные элиты ряда стран взяли курс на дистанцирование от России.3 С середины 1990-х годов усилилось воздействие внешних факторов на процессы в СНГ: заметно возросло значение международных финансовых организаций – МВФ и МБРР, кредитовавших правительства стран СНГ, активизировались политика и экономическая дипломатия зарубежных стран, преследующих свои интересы в регионе. Под влиянием перечисленных факторов Россия отказалась от попыток региональной интеграции в формате всего Содружества и провозгласила политику «разноскоростной и разноуровневой» интеграции. В январе 1995г. руководители России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном союзе, предприняв тем самым новую попытку интеграционного сближения, но уже в более узком составе. В марте 1996 г. К этому Соглашению присоединилась Киргизия, в феврале 1999 г. – отсталый и разоренный гражданской войной Таджикистан. В рамках первой на пространстве СНГ региональной группировки объединились страны, которые были готовы к сближению с Россией по экономическим, политическим или оборонным причинам в связи с общими внешними угрозами (исламский радикализм, наркобизнес, трансграничная преступность). Примерно в это же время появился альтернативный региональный блок – межгосударственное объединение ГУУАМ, включавшее на момент образования (1997 г.) Грузию, Узбекистан, Украину, Азербайджан и Молдавию. Значительная экономическая выгода для стран – участниц таможенного союза (ТС) заключалась в том, что его создание избавляло их от немалых затрат на обустройство внутренних границ между собой, составлявших, по данным Таможенного комитета РФ, десятки миллиардов рублей. Страны – участницы ТС определяли его как экономическое объединение государств, основывающееся на наличии единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.  
 
 

   1.2 Этапы образования Таможенного союза

   В соответствии с подписанными соглашениями образование ТС должно было проводиться  в два этапа. На первом этапе (в  течение полугода) предполагалось полностью  отменить тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, создать идентичные системы регулирования внешнеэкономических связей, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран; предусматривалось также в четырехмесячный срок провести унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. На втором этапе намечалось объединить таможенные территории стран-участниц в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы ТС, а также решить вопрос о его международной правосубъектности и судьбе действующих международных договоров. В первые два года после подписания Соглашения на пути формирования ТС были достигнуты значительные успехи. В середине 1995 г. был отменен таможенный контроль на границе РФ с Белоруссией и упразднены пропускные пункты, введен упрощенный порядок таможенного контроля на российско-казахстанской границе. К концу 1995 г. были в основном ликвидированы тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном, установлен единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности. В начале 1996 г. была достигнута почти полная унификация импортных таможенных тарифов России, Белоруссии и Казахстана. Прогресс в формировании ТС поставил на повестку дня вопрос об углублении взаимодействия стран-членов и создании соответствующих межгосударственных институтов. В марте 1996 г. был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, образован Интеграционный комитет, ставший постоянно действующим исполнительным органом ТС. В последующие годы шла непростая работа по достраиванию таможенного союза, в том числе с учетом присоединения к нему Киргизии. В частности, были достигнуты договоренности о том, что считать общим таможенным тарифом, утвержден перечень товаров, составивших его основу, принято Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования внешней торговли при формировании ТС и проч. Экономические трудности и, особенно, финансовый кризис в РФ в 1998 г. заставили стран-участниц отложить принятие общего таможенного тарифа и даже осуществить ряд мер в области таможенного регулирования, идущих вразрез с принципами таможенного союза. В частности, Россия, стремясь улучшить сальдо торгового баланса, летом 1998 г. ввела в одностороннем порядке дополнительную 3%-ю импортную пошлину. Казахстан установил по сути запретительную 200%-ю пошлину на ввоз ряда товаров из Киргизии, а также ограничил импорт 21 вида продовольственных товаров из РФ. Белоруссия в 1998 г. в целях защиты потребительского рынка ограничила вывоз из страны (прежде всего в Россию) многих видов продукции. В результате установленных барьеров режим свободной торговли в рамках ТС стал действовать с существенными изъятиями, а объем взаимной торговли стран-членов в 1998-1999 гг. заметно сократился. В области унификации тарифов произошло движение вспять.4

   Осложняло формирование ТС отсутствие скоординированных  действий в отношениях с внешним миром. Так, после вступления в ВТО в 1998 г. Киргизия установила согласованную с ВТО (но не с партнерами по ТС) среднюю ставку таможенного тарифа на уровне 10% (в России и Белоруссии импортный тариф на промышленные товары в тот период составлял в среднем 14%, в Казахстане – 13%). Вследствие опережающей либерализации импортного режима Киргизии через ее территорию начали поступать относительно недорогие товары третьих стран в другие государства – участники ТС и, прежде всего, в Казахстан, который был вынужден принять временные защитные меры. Явно недостаточным был прогресс и на других направлениях экономического взаимодействия стран – участниц ТС, включая унификацию железнодорожных тарифов, гармонизацию национальных законодательств.

   Несмотря  на проявившиеся проблемы и противоречия во взаимодействии «пятерки», в феврале 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве, предусматривавший поэтапное  формирование единого экономического пространства пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На первом этапе должна была быть обеспечена реализация в полном объеме режима свободной торговли, а на втором – завершена организация ТС, что предполагало создание единой таможенной территории, принятие общего таможенного тарифа, отмену контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и внешнеторговой сферы. На третьем этапе намечалось сформировать единое экономическое пространство, включающее общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проводить общую экономическую политику, создать единую инфраструктуру, завершить гармонизацию законодательства сторон, обеспечивающего функционирование этого пространства.

   На  последующих этапах предусматривалось  согласование параметров основных макроэкономических показателей стран-участниц. В Договоре были намечены меры, охватывающие по сути все сферы экономического взаимодействия (внешнеэкономическую, налоговую, транспортную, аграрную политику и т.д.). В отличие от Соглашения 1995 г. о таможенном союзе новый Договор имел комплексный характер и был нацелен на всестороннее экономическое сближение стран-партнеров, достижение достаточно высокой степени однородности их хозяйственных комплексов. Согласно этому Договору, единое экономическое пространство пяти стран предполагалось создать к 2003г., что с учетом произошедшего отката в формировании таможенного союза в 1997-1999 гг. было нереально. В начале ХХI века начинается новый период интеграционной активности России и партнеров по таможенному союзу, для которого характерно стремление усовершенствовать механизм деятельности созданного регионального объединения. В октябре 2000 г. в Астане руководителями стран – участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики. В новом Договоре были прописаны институциональная структура «пятерки», механизм принятия решений, вопросы членства, финансирования и правоспособности. Помимо увеличения бюрократического аппарата (к созданному в конце 1996 г. Интеграционному комитету прибавились Межгосударственный Совет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества и др.) и нового названия, в этой организации, что особенно важно, была изменена процедура принятия решений. В ЕврАзЭС была закреплена лидирующая роль России в соответствии с ее экономическим весом: принцип единогласия был заменен принципом квалифицированного большинства и отменен принцип «одна страна – один голос». Россия получила в Сообществе 40 голосов из 100. В ЕврАзЭС, как и ранее в ТС, вошли пять государств, между которыми отсутствовали противоречия во внешнеполитических ориентирах, и руководители стран понимали, что многие крупные проблемы социально-экономического развития могут быть решены только путем углубления взаимного сотрудничества. Важным объединяющим фактором являлось одновременное членство всех стран ЕврАзЭС в договоре о коллективной безопасности – ОДКБ. Вместе с тем, участниками этой организации стали очень разные по уровню социально-экономического развития страны СНГ: самые богатые (Россия, Казахстан и Белоруссия) и самые бедные (Киргизия и Таджикистан).1

Информация о работе Проблемы и перспективы Таможенного союза (РФ, Белоруссии и Казахстана)