Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и направлений совершенствования таможенного оформления и контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, в том числе физическими лицами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1. Основные понятия, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 5
1.2. Органы государственного регулирования и контроля вывоза
и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации 9
1.3. Межгосударственное сотрудничество по сохранению культурных
ценностей……………………………………………………………………….11
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 14
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1. Борьба с контрабандой культурных ценностей и организованной преступностью 20
3.2. Деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 24
3.3. Совершенствование технических средств таможенного контроля 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В рамках Постановления Правительства РФ №795 от 06.07.1994 г. «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему» в 2000 году подтвержден льготный характер ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей и материалов образовательного, научного и культурного характера 358 российским и иностранным физическим и юридическим лицам, отказано в выдаче подтверждений по 15 обращениям; в 2001 году - 493 обращения и 5 отказов соответственно.
В рамках взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам сохранения культурных ценностей в 2002 году был осуществлен ряд мероприятий, направленных на предотвращение преступлений, предметом которых являются культурные ценности.
В частности, продолжена работа по определению права собственности и возвращению на территорию Российской Федерации 19 икон, задержанных таможенными органами Испании.
В рамках программы комплектования государственных музеев России предметами, представляющими значительную историко-художественную и научную ценность из числа запрещенных к вывозу из Российской Федерации, поступившими в качестве даров от иностранных граждан, граждан Российской Федерации, а также от различных организаций и фирм, Федеральная служба передала более 300 предметов культурных ценностей в 2001 году и более 200 - в 2002 году для постановки на учет в государственную часть Музейного Фонда Российской Федерации в 64 и 53 государственных учреждения культуры соответственно.
3.3. Совершенствование технических средств таможенного контроля
Согласно ст. 388 ТК РФ в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства,
которые должны быть безопасны для жизни и здоровья человека.
На сегодняшний день разработаны и успешно применяются:
Комплекс рентгеновский цифровой «Колибри-50ЦФ». Он предназначен для проведения рентгеноскопического контроля оптически непрозрачных сред, материалов и изделий с отображением результатов контроля на экране активной матрицы встроенного компьютера, и документированием в электронном виде. Комплекс может быть использован таможенными службами и службами контроля для досмотра багажа, тары, посылок, предметов старины (иконы, картины) при поиске закладок инородных предметов в помещениях и оборудовании учреждений, и т.п.
Комплекс позволяет получить рентгеновское изображение картин, написанных масляными красками на холсте, икон при толщине доски до 20мм, а также общие контуры изображения акварелей и обеспечивает обнаружение скрытого изображения под верхним слоем краски толщиной до 5 мм картин, написанных масляными красками.
Комплекс позволяет обнаружить в почтовом отправлении (конверт с 10 листами писчей бумаги):
- границу одного листа бумаги;
- слой порошка из органического материала толщиной 0,2 мм и
более;
- отдельные частицы порошка диаметром 0,5 мм и более.
В рентгеновском комплексе используется метод рентгеноскопии, который основан на получении информации об объекте путем просвечивания его рентгеновским излучением и преобразования рентгеновского изображения в оптическое. Рентгеновский цифровой комплекс состоит из трех основных частей: рентгеновского аппарата, преобразователя, блока управления и обработки изображения.
ЗАО «Группа Эпос» создала совершенно новый метод бесконтактной, цифровой фиксации живописи и графики, не имеющий
аналогов, программно-аппаратный комплекс идентификации подлинности художественных ценностей (картин, икон, гравюр) «Сканер». Он был впервые продемонстрирован премьер-министру РФ Михаилу Касьянову в сентябре 2002 года на открытии пропускного пункта Салла на российско-финляндской границе. Установленный в Шереметьево, этот комплекс уже помог предотвратить незаконный вывоз уникальных культурных ценностей.
Его изображение обладает повышенной разрешающей способностью - от 200 до 500 пикселей. Это дает возможность рассмотреть при компьютерном воспроизведении малейшие нюансы живописной техники и ясно «прочесть» при поздних напластованиях и записях первоначальные варианты и подписи.
Наиболее интересным элементом в применяемой технологии является специальный оптический адаптер, который устанавливается на стандартную цифровую камеру. Оптический адаптер устанавливается между камерой и объективом и обеспечивает сканирование объекта. В результате применения данного адаптера имеется возможность последовательно получить несколько цифровых кадров исследуемого оригинала с заданным перекрытием.
Данные технические средства таможенного контроля значительно облегчают работу таможенных органов, сокращают временные затраты на проведение таможенного контроля и помогают более точно идентифицировать исторические и культурные ценности.
Также в последнее время особое внимание было уделено вопросам создания специальных средств регистрации и цифровой обработки изображения. В частности, была решена задача по созданию комплекса, предназначенного для высокоточной оцифровки произведений искусства -картин, графики, рукописей, икон. Для решения этих задач ЗАО «Группа Эпос» разработала новую технологию сканирования по принципу «плавающего объектива».
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значительной проблемой становится совершенствование способов контролирования вывоза и ввоза исторических и культурных ценностей, а также совершенствование механизма правовой защиты культурных ценностей при проведении за пределами РФ выставок (вернисажей) от имущественных претензий по долговым обязательствам.
Таможенное дело является одним из ведущих звеньев в системе государственного регулирования и контроля вывоза и ввоза исторических и культурных ценностей. Важную роль играют таможенные органы, которые осуществляют функции организации и контроля, с помощью которых обеспечивается регулируемость таможенных границ России, особенно в вопросах пресечения контрабанды.
Негативное влияние на работу таможенных органов по борьбе с незаконным перемещением культурных ценностей в настоящее время оказывает отсутствие государственной системы каталогизации и маркировки культурных ценностей, находящихся на территории России.
Последнее обстоятельство практически исключает возможность идентификации предметов, задерживаемых зарубежными таможенными службами, и, несмотря на доказанность факта их незаконного вывоза из России, ставит под сомнение возможность возвращения задержанных предметов в страну, в случае если их владелец или место их последнего нахождения не будут установлены.
Государственное регулирование перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ осуществляется правовыми мерами. Это регулирование осуществляется путем властной регламентации отношений государства с участниками, вывозящими (ввозящими) культурные ценности, с помощью различных ограничительных, запретительных и разрешительных правил и процедур.
Разрешительный порядок, в частности, распространяется на перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, который определяется Законом РФ от 15.04.93 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами, изданными в соответствии с этим законом. Данная мера, применяемая в РФ и играет огромную роль. От эффективности работы государственных контролирующих органов, в том числе таможенных органов, - зависят жизнь и здоровье нации, благоприятное состояние окружающей природной среды, сохранность исторического, художественного и археологического достояния России, а также государственная безопасность России в целом.
Культурные ценности, являющиеся высшим проявлением материальной и духовной культуры, концентрируют в себе многовековой опыт человечества. Они выполняют преобразующую социальную функцию по отношению к человеку и обществу в целом. Однако, обладая не только научной исторической и художественной, но и значительной материальной ценностью, они часто становятся объектом преступных посягательств, наносящих значительный ущерб, как частным лицам, так и государству. В этой связи охрана культурных ценностей приобретает важнейшее значение, борьба с контрабандой культурных ценностей является одним из важнейших направлений в деятельности таможенных органов России.
Необходимо также разработать схему взаимодействия экспертов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и сотрудников таможенных органов, непосредственно участвующих в оформлении ввоза/вывоза культурных ценностей.
Анализ законодательных актов показывает, что некоторые вопросы регулирования перемещения культурных ценностей через границу России долгое время остаются неурегулированными.
В качестве наиболее актуальных направлений деятельности таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю исторических и культурных ценностей, следует выделить:
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы по
вопросам перемещения через таможенную границу Российской Федерации
исторических и культурных ценностей;
- осуществление государственного контроля за вывозом из России и
ввозом на ее территорию культурных ценностей в целях сохранения
культурного наследия народов Российской Федерации;
- осуществление государственного контроля за соблюдением
лицензионного порядка антикварной торговли;
- непосредственная разработка и реализация мер по предупреждению незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей;
- подготовка материалов и предложений по претензиям в отношении российских культурных ценностей, оказавшихся в результате Второй мировой войны за пределами Российской Федерации, для предъявления иностранным государствам и наоборот;
- формирование единой компьютерной системы учета и обмена
информацией о культурных ценностях, задерживаемых таможенными
органами и находящихся в розыске органами внутренних дел;
- проведение совместно с правоохранительными органами мероприятий на различных участках границы, как на уровне таможен, так и на уровне региональных таможенных управлений;
- усиление работы контроля за возвращением на таможенную
территорию России культурных ценностей, вывезенных за рубеж в
качестве выставочных экспонатов.
Принимая во внимание, что в таможенных органах недостаточно разработана нормативно-правовая база по специфике таможенного оформления и таможенного контроля исторических и культурных ценностей данная проблема является чрезвычайно актуальной.
2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» (Москва, 15.04.94 г.).
2. Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей (Москва, 28.09.2001).
3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.03 г. № 61-ФЗ.
4. Закон РФ от 15.04.93 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
5. Федеральный закон от 15.04.98 г. № 64-ФЗ «О культурных
ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой
войны и находящихся на территории Российской Федерации» (в ред. ФЗ от
25.05.2000 № 70).
6. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».
7. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289 «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 301 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия».
9. Постановление Правительства от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».
10. Приказ Минкультуры РФ от 09.06.2001 г. № 630 «О выдаче бланков свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации».
11. Приказ Министерства культуры РФ от 07.08.2001 № 844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза
культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории Российской Федерации».
12. Бадурова А., Карпова Н. Вывоз и ввоз культурных ценностей в РФ. М.: Издательство «Аксамит-Информ», 1998.
13. Кисловский ЮЛ . Контрабанда: история и современность. - М.: ИПО «АВТОР», 1996.
14. Федоров А.З. О контрабанде культурных ценностей //
Организованная преступность - угроза культуре и державности России.
Сборник. СПб.: Бинес-Пресса: Издательство Михайлова В.А., 1998.
15. Жук И.О. Контрабанда: проблемы выявления и раскрытия на
современном этапе: Автореф. дис. на соиск. ... канд. юр. н. - Нижний
Новгород, 2002.
16. www.mkm.ru
17. www.antig.ru
18. www.customs.ru
2
[1]1 Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Ст. 6.
[2] Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей» Ст. 7.
[3] Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей» Ст. 9
[4] Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе»
[5] Форма бланка свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ утв.
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 г. № 322
Информация о работе Правовые основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ