Порядок таможенного регулирования перемещения продукции военного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что для России развитие военно-технического сотрудничества важно не только в аспекте обеспечения национальной безопасности, но и как инструмент расширения экспорта и источник получения валютных средств.
Несмотря на скромную, на первый взгляд, долю поставок оружия за границу, не превышающую 5% в общем объеме российского экспорта, значение военно-технического сотрудничества для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы существенно, так как поставки продукции военного назначения составляют более 40% национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств.
Задачами работы является изучение:
 Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного назначения;
 Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»;
 порядка ввоза/вывоза продукции военного назначения;
 лицензирования ввоза/вывоза продукции военного назначения;
 требования к транспортировке продукции военного назначения;
 порядок таможенного контроля и надзора за продукцией военного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
1 Нормативно-правовая база перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………..4
1.1 Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного……………
назначения ……………………………………………………………………….4
1.2 Основные положения Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»……………………………………………………………………6
2 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения и лицензирование деятельности по транспортировке…………………………………………….13
2.1 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения…………13
2.2 Лицензирование деятельности по перемещению продукции военного назначения…………………………………………………………….19
3 Таможенное регулирование перемещения продукции военного назначения............................................................................................................30
3.1 Требование к транспортировке продукции военного назначения…30
3.2 Порядок таможенного контроля за перемещением продукции военного назначения…………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.69 Кб (Скачать)

Государственная монополия - основополагающий принцип государственной политики в области военно-технического сотрудничества. В соответствии со ст.ст. 4 и 5 Закона о военно-техническом сотрудничестве основным средством публично-правового регулирования в области ВТС выступает государственная монополия. Она является правовым механизмом, обеспечивает управляющее воздействие со стороны государства на все отношения, связанные с внешнеторговым оборотом продукции военного назначения, в целях обеспечения реализации государственных интересов Российской Федерации и соблюдения международных обязательств[8].  
          Сущность государственной монополии заключается в формировании состояния защищенности интересов государства при осуществлении ВТС. 
В соответствии со ст. 4 Закона о ВТС содержанием государственной монополии на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения являются: осуществление исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области ВТС; введение разрешительного порядка экспорта и импорта ПВН; регламентирование военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации; проведение единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечение бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации. 
       Государственная монополия обеспечивает устойчивость системы ВТС через институциональные структуры и правовые механизмы, прежде всего систему экспортного контроля и лицензирование ввоза и вывоза ПВН, которые в соответствии со ст. 5 Закона о ВТС являются методами государственной монополии[8].

Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации[3].

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод, что Федеральный закон Российской Федерации от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. А также определяет правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОРЯДОК  ВВОЗА И ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО  НАЗНАЧЕНИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ

 

2.1 Порядок ввоза и вывоза  продукции военного назначения

 

Для выполнения принципа государственной монополии внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют только следующие российские организации:

1) государственный  посредник - специализированная организация, созданная по решению Президента  Российской Федерации в форме  федерального государственного  унитарного предприятия. Данная  организация основана на праве  хозяйственного ведения, либо в  форме открытого акционерного  общества, 100 процентов акций которого  находится в федеральной собственности  или передано некоммерческой  организации, созданной Российской  Федерацией в форме государственной  корпорации, - в отношении всей  продукции военного назначения[4].

В настоящее время единственным в России государственным экспортером вооружений и военной техники является Федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт".

Рособоронэкспорт» создан Указом Президента РФ от 4 ноября 2000 года № 1834 для осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами. С 1 июля 2011 года «Рособоронэкспорт» осуществляет свою деятельность в качестве открытого акционерного общества.

«Рособоронэкспорт» действует под строгим контролем Президента Российской Федерации, Правительства России и в полном соответствии с положениями ООН и международными соглашениями по контролю над вооружением[5].

Только «Рособоронэкспорт» имеет право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. На долю «Рособоронэкспорта» приходится более 80 процентов экспорта продукции военного назначения российского производства[10];

2) государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Данная корпорация создана Российской Федерацией на основании федерального закона, - в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции военного назначения.

Органами управления Государственной корпорации «Ростехнологии» являются: наблюдательный совет, правление и генеральный директор, который назначается президентом Российской Федерации[11];

3) организации - разработчики и производители  продукции военного назначения, отвечающие требованиям, установленным  Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Такие организации должны получить в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, - в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения.

Рассмотрение вопроса о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство Российской Федерации и Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству.

Следует заметить, что осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения организациям, не получившим в установленном порядке право на осуществление этой деятельности, а также российским физическим лицам запрещается.

Основным документом, регулирующим осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, является Указ президента РФ от 10 сентября 2005 года № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами».

В рамках данного указа действует положение о порядке осуществления

военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

В соответствии с данным положением ввоз в Российскую Федерацию, в том числе временный ввоз и вывоз из Российской Федерации, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Исключительно Президент РФ может принимать решения:

  • о вывозе продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список N 1);
  • о вывозе продукции военного назначения в иностранные государства, не включенные в список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее - список N 2);
  • о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах иностранных заказчиков;
  • об оказании военно-технической помощи иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, а также на основании обращений компетентных органов иностранных государств. В каждом конкретном случае характер, объем, сроки и порядок оказания военно-технической помощи определяются Президентом Российской Федерации отдельно[4].

На основании решений Правительства Российской Федерации осуществляются:

  • вывоз продукции военного назначения, включенной в список N 1, в иностранные государства, включенные в список N 2, в случаях, если поставки продукции военного назначения осуществляются из наличия федеральных органов исполнительной власти, или с использованием средств федерального бюджета, или с применением особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие) либо предусматривают передачу сведений, составляющих государственную тайну;
  • оказание услуг по обеспечению запуска иностранных космических аппаратов военного назначения в интересах иностранных государств, включенных в список N 2.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству принимает решения о вывозе ПВН, которая включена в список № 1и 2, за исключением случаев, указанных для правительства и президента. А также готовит проекты решений Президента и Правительства РФ по вопросам военно-технического сотрудничества, принимает участие в согласовании вывоза ПВН совместно с  Министерством бороны РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и другими уполномоченными органами.

Подготовка к поставке продукции военного назначения, включает в себя:

а) уведомление иностранного заказчика о вступлении заключенного контракта (договора) в силу, получение от иностранного заказчика финансовых средств, необходимых для выполнения работ;

б) закупку организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения оборудования и материалов;

в) осуществление технологических операций по изготовлению указанной продукции военного назначения;

г) подготовку мотивированных ходатайств в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны в целях получения экспертных заключений о возможности передачи иностранным государствам содержащихся в продукции военного назначения сведений, составляющих государственную тайну, без вывоза этой продукции с территории Российской Федерации и без доведения до иностранных заказчиков таких сведений до принятия в установленном порядке решений Правительства Российской Федерации о возможности поставки иностранным государствам продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и о передаче самих сведений[4].

В случае если Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, отказано в передаче иностранным государствам таких сведений, субъекты военно-технического сотрудничества направляют в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству согласованные с иностранными заказчиками предложения о возможности замены продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не разрешенные для передачи иностранным государствам, другой продукцией военного назначения, либо предложения о дальнейшем использовании изготовленной продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Решение о дальнейшем использовании указанной продукции военного назначения принимается Правительством Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что ввоз и вывоз продукции военного назначения и выполнение работ, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения советских производства и разработки, находящейся в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, производятся без принятия по этим вопросам решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

При вывозе продукции военного назначения необходимо наличие легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации (далее - сертификат конечного пользователя).

При ввозе продукции военного назначения иностранного производства соответствующие сертификаты конечного пользователя по требованиям уполномоченных органов иностранных государств выдаются федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых осуществляется этот ввоз[4].

При ввозе продукции военного назначения иностранного производства для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения сертификаты конечного пользователя по требованию уполномоченных органов иностранных государств выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Нарушение порядка осуществления военно-технического сотрудничества, установленного настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, влечет за собой ответственность субъектов военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и является основанием для приостановления, предоставленного субъектам военно-технического сотрудничества права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения или для лишения такого права.

На основании вышеуказанной информации можно сделать вывод о том, что право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН имеют определенные российские организации. Рассмотрение вопроса о предоставлении организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство Российской Федерации и Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству. Решения о ввозе и вывозе ПВН принимают Президент и Правительство Российской Федерации.

 

2.2 Лицензирование деятельности  по перемещению продукции военного  назначения

 

Порядок лицензирования установлен Положением о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденный Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062. Положением устанавливается порядок выдачи лицензий на ввоз в РФ, в том числе временный ввоз (далее - ввоз), и вывоз из РФ, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку (далее - вывоз), продукции военного назначения, которые подлежат контролю и осуществляются по лицензиям.

Информация о работе Порядок таможенного регулирования перемещения продукции военного назначения