Порядок таможенного регулирования перемещения продукции военного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что для России развитие военно-технического сотрудничества важно не только в аспекте обеспечения национальной безопасности, но и как инструмент расширения экспорта и источник получения валютных средств.
Несмотря на скромную, на первый взгляд, долю поставок оружия за границу, не превышающую 5% в общем объеме российского экспорта, значение военно-технического сотрудничества для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы существенно, так как поставки продукции военного назначения составляют более 40% национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств.
Задачами работы является изучение:
 Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного назначения;
 Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»;
 порядка ввоза/вывоза продукции военного назначения;
 лицензирования ввоза/вывоза продукции военного назначения;
 требования к транспортировке продукции военного назначения;
 порядок таможенного контроля и надзора за продукцией военного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
1 Нормативно-правовая база перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………..4
1.1 Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного……………
назначения ……………………………………………………………………….4
1.2 Основные положения Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»……………………………………………………………………6
2 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения и лицензирование деятельности по транспортировке…………………………………………….13
2.1 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения…………13
2.2 Лицензирование деятельности по перемещению продукции военного назначения…………………………………………………………….19
3 Таможенное регулирование перемещения продукции военного назначения............................................................................................................30
3.1 Требование к транспортировке продукции военного назначения…30
3.2 Порядок таможенного контроля за перемещением продукции военного назначения…………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………2

1 Нормативно-правовая база перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………..4

1.1 Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного……………

назначения ……………………………………………………………………….4

1.2 Основные положения Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»……………………………………………………………………6

2 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения и лицензирование деятельности по транспортировке…………………………………………….13

2.1 Порядок ввоза и вывоза продукции военного назначения…………13

2.2 Лицензирование  деятельности по перемещению продукции военного назначения…………………………………………………………….19

3 Таможенное регулирование перемещения продукции военного назначения............................................................................................................30

3.1 Требование к транспортировке продукции военного назначения…30

3.2 Порядок таможенного контроля за перемещением продукции военного назначения…………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемых источников……………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что для России развитие военно-технического сотрудничества важно не только в аспекте обеспечения национальной безопасности, но и как инструмент расширения экспорта и источник получения валютных средств.

Несмотря на скромную, на первый взгляд, долю поставок оружия за границу, не превышающую 5% в общем объеме российского экспорта, значение военно-технического сотрудничества для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы существенно, так как поставки продукции военного назначения составляют более 40% национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств.

Задачами работы является изучение:

  • Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного назначения;
  • Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»;
  • порядка ввоза/вывоза продукции военного назначения;
  • лицензирования ввоза/вывоза продукции военного назначения;
  • требования к транспортировке продукции военного назначения;
  • порядок таможенного контроля и надзора за продукцией военного назначения.

Объектом исследования является порядок перемещения через Таможенную границу продукции военного назначения.

Предметом  исследования является правовое регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации в регулировании порядка перемещения через Таможенную границу продукции военного назначения.

При разработке темы были использованы выводы, обобщения, положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных исследователей, понятиях и определениях.

В данной работе были применены социологические подходы. Использованы методы, такие как, обобщения и анализа.

Материалы данной работы могут быть использованы в ходе научной и учебной деятельности СГУПС, а также применены в работе профильных государственных и коммерческих структур.

Работа состоит из: 3 глав, 6 разделов, заключения и списка используемых источников.

 

 

 
 
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ  ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

1.1 Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного назначения 

 

Вассенаарские договоренности пришли на смену КОКОМ - комитету ведущих западных стран по контролю за экспортом стратегической продукции в социалистические страны, созданному в 1949 году. 

В 1993 году участниками КОКОМ было принято решение о его роспуске с 1 апреля 1994 года и создании вместо него нового механизма. Работа над формированием экспортноконтрольного форума, названного впоследствии Вассенаарскими договоренностями (по имени пригорода Гааги), продолжалась до конца 1995 года[9]. 

ВД начали функционировать осенью 1996 года. В состав ВД входят 40 государств, включая все основные промышленно развитые страны. Россия, являясь одним из соучредителей этого режима, стала его участником с декабря 1995 года. Прием новых участников осуществляется на основе консенсуса. Основополагающим документом ВД являются Первоначальные элементы. Главной целью этого механизма является “содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать таким образом их дестабилизирующим накоплениям”. 

В Первоначальных элементах особо оговорено, что Договоренности не направлены против какого-либо государства или группы государств и не должны препятствовать законным гражданским сделкам.

Страны-участницы ВД взяли на себя обязательство осуществлять на национальном уровне контроль за экспортом всей номенклатуры из Списка товаров и технологий двойного применения, а также Списка вооружений.

Решение о передаче или об отказе в передаче любого товара является исключительной прерогативой каждого государства - участника. Все меры, принимаемые в связи с Договоренностями, соответствуют национальному законодательству.

В рамках форума налажен обмен информацией о военных и промышленных программах, вызывающих обеспокоенность участников ВД, о тенденциях в сфере торговли оружием и товарами двойного применения или появлению новых типов таких товаров и технологий. 

В 2002 году был принят документ о “наилучшей практике” в области передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО). В нем, в частности, закреплены положения о контроле за реэкспортом ЛСО и недопустимости его безлицензионного производства. Отдельным пунктом прописано, что страны-экспортеры будут проявлять особую бдительность при передачах ЛСО неправительственным организациям и частным лицам[9].

Каждые четыре года происходит подведение итогов (общий обзор) функционирования этого международного режима. Пленарные заседания ВД проводятся ежегодно. 

Последнее состоялось в декабре 2011 г. в Вене. В ходе него были подведены итоги четвертого обзорного процесса, а также принят ряд документов. Среди них:

  • инициированный российской стороной обновленный документ «Элементы объективного анализа, касающегося дестабилизирующих накоплений обычных вооружений», в который были включены ссылки на необходимость учета озабоченностей партнеров, высказанных в ходе информобмена, а также действующих санкций СБ ООН; 
  • российский проект документа «Руководящие принципы по наилучшей практике контроля за последующей передачей/реэкспортом обычных вооружений». В нем впервые прописываются стандарты реэкспорта оружия, включая произведенного по иностранным лицензиям.

ВД по-прежнему остается полезным и действенным механизмом многостороннего взаимодействия в сфере экспортного контроля, в основе деятельности которого лежат взвешенные консенсусные решения. Российская Федерация намерена и далее активно сотрудничать со всеми участниками Вассенаара в реализации уставных задач этого форума.  

1.2 Основные положения Федерального закона № 114-ФЗ от 19.07.1998 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными  государствами»

 

Отношения в области перемещения регулируются соответствующим законодательством.

Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»  от 10 сентября 2005 года № 1062 устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества. Действующий закон устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

Продукцией военного назначения можно назвать  - вооружения, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. Исключением из этого определения является информация, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, а также рекламных материалах.

К продукции военного назначения относятся:

  • вооружение и военная техника. Это специальные комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил. Боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
  • системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
  • взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
  • системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
  • коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
  • техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), которая регламентирует создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
  • специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
  • научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
  • научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения[3].

Субъектами  военно-технического сотрудничества могут быть российские организации, которые получили право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

В свою очередь российские организации подразделяются на два вида:

  • организации - производители продукции военного назначения - российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
  • организации - разработчики продукции военного назначения - российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

Иностранными субъектами военно-технического сотрудничества являются иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств, а также  иностранные заказчики - уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств[3].

Рисунок 1 – Классификация субъектов военно-технического сотрудничества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:

  • приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества, подразумевающая сохранение и поддержание ее политических, экономических и военных интересов. Потребительские свойства продукции военного назначения специфичны и относятся к сфере политических интересов государства, так как военно-техническое сотрудничество тесно связано с интересами национальной безопасности[7];
  • государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества. Этот принцип означает, что внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют только российские организации, по решению президента Российской Федерации;
  • соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
  • соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
  • защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;
  • государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
  • недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
  • сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
  • соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях;
  • обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;
  • подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве[3].

Информация о работе Порядок таможенного регулирования перемещения продукции военного назначения