Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:55, реферат
Проблема системного анализа структуры и штатной численности таможенного персонала таможенных органов крайне актуальна в современных условиях, которые определяются интенсификацией внешнеэкономической деятельности России, новыми задачами и функциями таможенных органов в связи с программой дальнейшего развития таможенной службы, необходимостью обеспечения поступлений средств в госбюджет в полном объёме.
Введение.........................................................................................................3
1. Структура таможенного органа как объекта системного анализа....................................................................................................3
1.1. Методическая схема системного анализа структуры и штатной численности.....................................................................................................3
2. Комплексная методика определения требуемой штатной численности....4
2.1. Методика определения требуемой штатной численности таможни...................................................................................................4
Основные положения комплексного методического подхода…..………….7
Постановка задачи определения штатной численности и методическая схема ее решения……………………………………….………………………....7
Методическая схема решения………………………...……………………..8
Исходные данные…………….……………………………………………..10
Методы и способы определения исходных данных……….…………….…11
3. Средства контроллинг-технологии анализа структуры и штатной численности……………………………………………………………………..13
Структура и функционирование программного комплекса «Controlling»……………………………………………………………………...14
Применение комплекса «Controlling» для решения задачи оптимизации штатной численности......................................................15
Заключение.............................................................................................................16
Литература..............................................................................................................17
- ресурс (фонд) рабочего времени по должностным категориям на рабочих местах в смену, в сутки.
Вторую группу параметров; составляют оперативные данные по выполняемым работам на рабочих местах, включая основную, вспомогательную и непроизводительную деятельность.
К ним относятся:
- полный перечень выполняемых; работ на рабочих местах по
основной, вспомогательной и непроизводительной деятельности;
- частота выполняемых работ в сутки;
- средняя и максимальная продолжительность выполнения указанных работ, в часах;
- фактические исполнители указанных работ по должностным
категориям;
- квалификационные требования (по должностным категориям) на вид выполняемой работы.
Методы и способы определения исходных данных.
Первый блок исходных данных формируется путем информационного обследования деятельности таможни или ее подразделений (отделов), а также путем анализа руководящих и нормативных
документов по исследуемому отделу: положения об отделе (о таможне), штатного расписания по отделу (по таможне), норм рабочего времени специалистов таможни, их сменных и суточных фондов рабочего времени.
Второй блок - оперативные данные по выполняемым работам (по основной, вспомогательной и непроизводительной деятельности) определяются следующими способами.
1. Проведение информационного обследования объекта и по
лучение экспертных оценок с помощью специалистов таможни по
всем параметрам данной группы. При этом частоту выполнения
периодически повторяющихся работ в течение дня, смены, недели, месяца, квартала, года следует приводить к средней суточной
частоте.
Рабочее место определяется, исходя из вида основной деятельности обследуемого объекта. Если рабочее место имеет несколько параллельных направлений (линий), а следовательно, и параллельно работающих специалистов-исполнителей, то средняя частота выполнения работы в сутки увеличивается в число раз, равное числу параллельно работающих специалистов в сутки.
При определении продолжительности выполнения работ следует учитывать, что в качестве среднего принимается значение продолжительности, при которой обеспечивается качественное выполнение работы и, практически, исключаются нарушения таможенных правил, т.е. вероятность безошибочной работы специалиста составляет 0,95.
Максимальные значения продолжительности выполнения работы характеризуют исключительные случаи работы специалистов в нестандартных ситуациях.
2. Применение методов системометрии, в частности, хронометража рабочего времени специалистов таможни на рабочих местах при выполнении основной, вспомогательной и непроизводительной деятельности.
3. Для определения временных затрат на выполнение работ по
основной, вспомогательной и непроизводительной деятельности
используется метод имитационного моделирования технологий
таможенной деятельности. Моделирование технологий по основным видам деятельности подразделений таможни проводится с
целью определения временных и оперативных показателей.
4. Анализ и обработка статистических данных по результатам
деятельности таможни и ее подразделений за отчетные периоды
(сутки, месяц, год, за последние три года). При этом предварительно предусматриваются:
- формирование информационной базы для анализа деятельности таможни;
- разработка программных средств для автоматизации процессов анализа и формирования исходных данных;
- разработка методических средств, обеспечивающих поддержание информационной базы в актуальном состоянии, а также анализ и формирование необходимых исходных данных.
Для получения достоверных исходных данных по данной группе параметров при необходимости применяется комбинированный метод, сочетающий в себе совместное использование рассмотренных выше способов.
Независимо от способа получения исходных данных по данной группе параметров они представляются в таблице по форме с пометкой: «экспертные оценки» или «хронометраж» или «моделирование», или «статистический анализ».
В целом необходимо отметить, что данная комплексная методика рассматривается как базовая при определении требуемой штатной численности таможни или таможенного поста. В зависимости от типа анализируемого таможенного органа необходима ее соответствующая адаптация. Такая адаптация затрагивает две составляющие: структуру показателей напряженности, результативности и соответствующие исходные данные, необходимые для их расчетов.
3. Средства контроллинг-технологии анализа структуры и штатной численности
Программный комплекс «Controlling» объединяет широкий спектр статистических и эволюционных вычислительных методов, в то же время сохраняет единый универсальный интерфейс, позволяющий эффективно работать с программным комплексом пользователю-аналитику. Прежде всего опишем структуру и функционирование программного комплекса «Controlling», а затем изложим наиболее значимые из вышеуказанных методов.
Структура и функционирование программного комплекса «Controlling». Основные задачи, решаемые описываемой контроллинг-технологией анализа структуры и штатной численности, определяют ее модульную структуру (рис. 3.). В минимальный состав технологии включены:
- сравнительный многокомпонентный анализ показателей деятельности таможенных органов;
- корреляционный анализ факторов, определяющих эффективность функционирования таможенных органов;
- категорирование таможенных органов на основе как статистических методов, так и кластерного анализа;
- проведение экспертных исследований с целью определения
эффективности деятельности таможенных органов и выработки рекомендаций по модернизации структуры и штатной численности.
Рис. 3. Структурная модульная схема системы "Controlling"
Блок категорирования таможенных органов состоит из двух модулей, каждый из которых работает независимо. Статистический анализ наиболее полно отражает количественные характеристики и их вариации, а кластерный анализ позволяет проводить качественную оценку. Таким образом, достигается объективный результат функционирования данного блока, устойчивый к необоснованным «выбросам» значений показателей деятельности ТО в таблицах данных.
Применение комплекса «Controlling» для решения задачи оптимизации штатной численности. Развитый интеллектуальный интерфейс программного комплекса «Controlling» позволяет решать задачи, не связанные непосредственно с предметно-ориентированными модулями. Так, например, взаимодействуя с блоком категорирования таможенных органов, пользователь может решать задачу оптимизации штатной численности конкретного таможенного органа на основе выбранных методов. Данный подход базируется на том, что штатная численность является одним из важных показателей, входящим в интегральные критерии оценки эффективности таможенной деятельности. Таким образом, используя модуль количественного статистического анализа или кластерного качественного анализа, пользователь может автоматически (используя соответствующую итерационную процедуру) или в ручном режиме варьировать показатель штатной численности рассматриваемого таможенного органа и, визуально наблюдать эффект смещения границ категорирования на всем множестве таможенных органов. Приняв существующее исходное деление за эталонное и зафиксировав таким образом границы областей всех категорий, можно оперативно решить обратную задачу и найти допустимые границы изменения штатной численности конкретного таможенного органа, не нарушающего общее распределение таможенных органов по категориям.
Заключение
Качественное решение проблемы определения рациональной оргштатной структуры и численности таможенного персонала таможенных органов возможно лишь путём применения комплексной методики, основывающейся на интеграции экспертных и математических методах, на развитом информационном обеспечении процесса анализа и синтеза, а также на автоматизации таких же процессов.
Литература:
1. Макрусев В.В. «Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология» Монография. – М.: РИО РТА, 2001 – 300 с..
3
[1] Макрусев В.В., Липатова Н.Г. Определение штатной численности таможни: экепертно-аналитический подход // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности. - М.: РИО РТА, 1999. - С.39-48.
[2] Там же; Бурдин В.E., Макрусев В.В. Методика определения требуемой штатной численности таможенных органов на основе аналитического моделирования // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности. - М: РИО РТА; 1999. - С. 24-39.
Информация о работе Подходы и методы определения штатной численности в таможенных органов