Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу
исследование нормативно – правой основы осуществления валютного контроля;
выявление основных целей и направлений валютного контроля на основе действующего законодательства;
исследование системы органов и агентов валютного контроля;
Изучение таможенных органов как агентов валютного контроля;
Практические аспекты по изученной теме.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные положения валютного контроля 5
1.1.Понятие, цель и объект валютного контроля 6
1.2. Принципы валютного контроля 10
1.3. Валютные операции 11
1.4. Органы и агенты валютного контроля 12
1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля 14
1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 19
Глава 2. Осуществление валютного контроля 19
2.1. Валютный контроль экспортных операций 20
2.2.Валютный контроль импортных операций 22
2.3.Валютный контроль за бартерными операциями 23
2.4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте 23
Глава 3. Юридическая ответственность лиц за нарушение валютного законодательства 26
3.1.Юридическая ответственность за нарушение лицами валютного законодательства 26
3.2. Обзор судебной практики по ответственности за нарушение валютного законодательства. 31
3.3. Действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля в случае выявления факта административного правонарушения 36
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.24 Кб (Скачать)

     Состав  рассматриваемого уровня нормативно  – правовых основ валютного  контроля неоднородна. В него  входят нормативные акты, различные  по своему статусу и значению; указы и распоряжения Президента  РФ, постановления и распоряжения  Правительства, акты органов валютного  регулирования, акты органов валютного  контроля (инструкции, положения, приказы,  распоряжения,  методические рекомендации  и др.). Примером подобного   рода документов могут служить:

  • Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово - бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);
  • Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);
  • Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

Важным отличительным  признаком уровня подзаконных актов  нормативно-правовой базы валютного  контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно – правовой  базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положения федеральных законов.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Осуществление валютного контроля

2.1. Валютный контроль экспортных операций

 

 

Целью валютного  контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств в иностранной валюте или валюте государств – членов таможенного союза, переведенных или  подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту  товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки  от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической  деятельности на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.

Основной принцип  действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено  в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о  внешнеэкономической сделке, необходимые  для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной  форме и фиксируются уполномоченными  органами. [18]

Основной документ валютного контроля – паспорт  экспортной сделки (ПС)

Паспорт сделки представляет собой документ валютного  контроля, в котором содержатся все  необходимые для осуществления  валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или  соглашение между резидентом и нерезидентом,  предусматривающий экспорт товаров  с территории таможенного союза  и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте государств – членов таможенного союза. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке  либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

При осуществлении  функций валютного контроля должностные  лица таможенных органов осуществляют:

          1. Проверку наличия документов, необходимых для целей валютного контроля;
          2. Проверку соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, требованиям валютного законодательства и правовым актам.
          3. Проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки.

При совершении экспортной операции агенты валютного  контроля обращают внимание и на срок поступления валютной выручки. Следует  отметить, что ранее такой срок составлял 90 дней с даты фактического их вывоза. В настоящее время субъект  внешнеэкономической деятельности может предусмотреть во внешнеторговом контракте и более длительный срок возврата денежных средств . Однако при этом он должен обеспечить поступление валютной выручки в течении этого периода времени. А таможенный орган подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу.[14]

 

 

2.2.Валютный контроль импортных операций

 

 

Валютный контроль при  осуществлении импортных операций в целом осуществляется по такой  же схеме, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия  – импортера выглядит так: заключение импортного внешнеторгового контракта  – перечисление денежных средств  в счет оплаты – ввоз товара в  страну.

Импортные операции являются одним из основных способов сокрытия валютных средств за рубежом. Чаще всего используется такой прием, как заключение импортного контракта, по которому деньги переводятся на счет иностранной фирмы за якобы ожидаемую поставку продукции по заключенному контракту (обычно 100 % предоплата в валюте).[16]

По каждому заключенному внешнетрговому контракту импортер составляет паспорт импортной сделки. Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях (например,в векселях) ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.

Разработанный в законодательстве механизм контроля по импортным операциям  заключается в соблюдении следующих  правил:

  • осуществление расчетов по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, только через счета резидентов, от имени которых заключены сделки с нерезидентами, через уполномоченные сделки, подписавшие паспорта сделок;
  • оформление паспорта сделки по каждому заключенному импортером контракту, который подписывается одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера;
  • ввоз импортных товаров резидентами, заключившими сделки, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечение возврата этих средств в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Валютный контроль за бартерными операциями

 

 

Бартерные сделки относятся  к числу товарообменных операций. В правоведении под «бартером» понимаются сделки, осуществляемые в счет договоров, предусматривающих двусторонний обмен товарами, при которых поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении.

Увеличение удельного  веса бартерных сделок в международной торговле объясняется обострением международной валютной ликвидности, то есть способности данной страны или группы стран своевременно рассчитываться по своим внешним долгам и обязательствам приемлемыми платежными средствами.

 Правовую основу данному виду контроля придал Указ Президента РФ №1209 от 18.08.96 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"[16]. В этом Указе впервые дается определение понятия «внешнеторговые бартерные сделки»: это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. В Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» говорится, что в установления запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.[3] Кроме того, этот же Федеральный закон, определяет порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета. При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы  представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.

Основные этапы контроля таможенными органами внешнеторговых бартерных сделок включают в себя:

  • рассмотрение представляемых документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок;
  • проверку соответствия паспорта внешнеторговой бартерной сделки требованиям, предъявляемым к его форме, условиям договора, а также условий договора действующему законодательству;

По окончании проверки таможенными органами составляется акт, в котором делается вывод  о наличии либо отсутствии в действиях  субъекта нарушений требований валютного  законодательства. [18]

 

 

2.4. Осуществление  валютного контроля в неторговом обороте

 

 

Валютный контроль в неторговом обороте - это одна из давних основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу остаются в сфере деятельности таможни.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте  с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение  через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной  валюты, ценных бумаг , драгоценных  металлов и камней

Основным законом регулирующим данный вид контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[14]. Статьей 15 настоящего Закона устанавливаются критерии ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

  • Ввоз на Таможенную территорию таможенного союза иностранной валюты и (или) валюты государств членов Таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
  • При единовременном ввозе на Таможенную территорию таможенного союза физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты государств – членов таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты государств членов таможенного союза, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
  • Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из таможенной территории таможенного союза наличную иностранную валюту и (или) валюту государств – членов таможенного союза в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза, была ранее ввезена или переведена
  • При единовременном вывозе из таможенной территории таможенного союза физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты государств – членов таможенного союза в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта государств – членов таможенного союза не подлежит декларированию таможенному органу.

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля