Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные реформы, осуществляемые в Российской Федерации, привели к тому, что были снижены, а в отдельных случаях полностью устранены барьеры на пути свободного движения денег и капиталов. Значительно упростилась процедура выхода российских промышленных и банковских структур на основные мировые рынки, в том числе на международный валютный рынок, денежный рынок и рынок капиталов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Валютный контроль в российской федерации. Агенты валютного контроля.
Валютный контроль в Российской Федерации.
Агенты валютного контроля. Права и обязанности агентов валютного контроля.
Глава 2. Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении. Таможенные органы – агент валютного контроля.
2.1 Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении.
2.2 Таможенные органы – агент валютного контроля



Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ЭТД. Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации..docx

— 67.64 Кб (Скачать)

В настоящее время в  науке не существует единого и  общепринятого понимания экономической  безопасности. Анализ определений, выработанных различными учеными, позволяет их определить в две основные группы. Первую группу составляют определения, характеризующие  экономическую безопасность как  состояние защищенности от угроз. В  частности, важнейшей составляющей национальной безопасности государства  является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов  в сфере экономики от внешних  и внутренних угроз, обеспеченную всеми  необходимыми средствами и институтами  государства, включая силовые структуры. Вторую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.

По моему мнению, наиболее полно отражает сущность экономической  безопасности определение ее как  способности государства и экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Иными словами, экономическая  безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного вида угроз и потерь.

Экономическая безопасность государства является сложной и  многоплановой конструкцией. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в  ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической  безопасности. Следует отметить, что  экономическая безопасность государства  должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики. При  этом обеспечение экономической  безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного ведомства или  службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами  экономики.

Рассмотрим более подробно роль таможенных органов в обеспечении  экономической безопасности государства.

Основное направление  таможенных органов по обеспечению  экономической безопасности государства, состоит в воздействии на всех участников ВЭД, которое побуждает  их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую  безопасность и защиту экономических  интересов государства, можно разделить  на две группы:

1.                 Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности – таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности.

 

2.                 Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений, к которым относят тарифное и нетарифное регулирование.

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической  безопасности в области ВЭД, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью обеспечения защиты экономических интересов государства, оптимизации процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2      Таможенные органы- агент валютного контроля.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России осуществляет свою деятельность в качестве агента валютного контроля по контролю за соблюдением валютных ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

В 2010 году ФТС России осуществляла в пределах своей компетенции  контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в 
Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации. 
В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, при участии ФТС России подготовлен и принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. 
№ 51 Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. 
Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченными технологиями валютного контроля, в 2010 году составил 377 млрд. долларов США. 
Объем импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченными технологиями валютного контроля, в 2010 году составил 203 млрд. долларов США. 
По сравнению с 2009 годом количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Р Ф сократилось на 8%, однако количество выявленных нарушений в стоимостном выражении, несмотря на снижение объемов контролируемых валютных операций, возросло в 1,7 раза. 
По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2010 году, таможенными органами возбуждено 12,4 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования). 
За 2010 год таможенными органами выявлено около 19 тыс. случаев совершения валютных операций с использованием подложных документов на сумму 500,3 млрд. рублей. 
Продолжала функционировать созданная в декабре 2008 года при участии Центрального банка Российской Федерации система проверки кредитными организациями достоверности сведений, содержащихся в представляемых их клиентами таможенных декларациях в обоснование проводимых платежей в оплату импортируемых товаров на основе запросов, направляемых кредитными организациями в ФТС России. 
К указанной системе проверки в 2010 году подключено 696 кредитных организаций, рассмотрено 11 500 запросов, в рамках которых обработано 197 500 таможенных деклараций. В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

 
1) получение от нерезидентов на  свои банковские счета в уполномоченных  банках иностранной валюты или  валюты Российской Федерации,  причитающейся в соответствии  с условиями указанных договоров  (контрактов) за переданные нерезидентам  товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные  им информацию и результаты  интеллектуальной деятельности, в  том числе исключительные права  на них

2) возврат в Российскую Федерацию  денежных средств, уплаченных  нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них .

В рамках реализации аналитической  программы «Разработка и внедрение  прогрессивных методов осуществления  таможенными органами валютного  контроля, основанных на использовании  современных информационных технологий»  разработаны и утверждены принципы комплексной технологии контроля валютных операций формирования аналитического блока на основе методики моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций. Утверждена методика учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений валютного законодательства РФ, определяющая технологию электронного документооборота между таможенными органами разных уровней и формы учетных документов.

ФТС России совместно с другими  ведомствами были предприняты ряд  мер, направленных на совершенствование  процедур валютного контроля при  экспорте и временном вывозе высокотехнологичной  продукции (в соответствии с частью 2 статьи 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» издан Приказ Федеральной таможенной службы от 9 марта 2011 г. N 513 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза»). 
В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров установлено, что выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары и таможенным органам не требовать представления паспорта сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке.

При этом невозврат экспортной выручки  является одним из основных нарушений  валютного законодательства в деятельности таможенных органов.

Основными нарушителями валютного  законодательство являются юридические  лица, что связано с тем, что  в стране большое количество предприятий  и организаций занимаются внешнеэкономической  деятельностью. В 2009 г. число привлеченных к административной ответственности по делам об административных правонарушениях юридических лиц составило 68% от общего числа лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ. 
За 2010 г. Росфиннадзором и его территориальными органами по централизованным заданиям в соответствии с Планом контрольной и надзорной работы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2010 г. проведено 570 проверок организаций, относящихся к указанным в плане видам экономической деятельности. 
Структура выявленных правонарушений по отдельным частям статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть представлена следующим образом (таблица 2). 
 

Анализ результатов плановых проверочных  мероприятий показал, что наиболее распространенными во всех без исключения проверяемых отраслях являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена  частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам исследования выявлены следующие проблемы: 
- заключение фиктивных импортных контрактов; 
- умышленное нарушение условий договора на поставку товаров по заранее достигнутой с зарубежным партнером договоренности с целью осуществления выплат в виде завышенных штрафов, пеней, неустоек; 
- невозврат валютной выручки.

Таким образом, нами предлагается перечень мероприятий по совершенствованию  валютного контроля в условиях таможенного  союза и ожидаемых результатов:

- разработка основ комплексной  технологии контроля валютных  операций, связанных с расчетами  за перемещаемые через таможенную  границу ТС товаров, в соответствии  с требованиями валютного законодательства. Ожидаемый результат: Установление единообразного подхода со стороны таможенных органов стран-участниц ТС в отношении контроля валютных операций при перемещении через таможенную границу таможенного союза; 
- дальнейшее совершенствование (в том числе необходимая модернизация и (или) разработка программных средств, обеспечивающих ведение базы данных валютного контроля и обработку информации. Ожидаемый результат - повышение эффективности контроля за проведением таможенными органами мероприятий по выявлению нарушений участниками ВЭД требований валютного законодательства и актов органов валютного контроля; 
- сопряжение базы данных валютного контроля ФТС России с базами данных всех заинтересованных контролирующих органов стран-участниц таможенного союза. Ожидаемый результат - совершенствование взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти в области валютного контроля; 
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы валютного контроля в части конкретизации норм и возможности формализации выполняемых контрольных функций. Ожидаемый результат – с совершенствование нормативно-правовой базы для эффективности валютного контроля и снижение необоснованного административного воздействия на участников ВЭД.

Конечно, во время реализации предложенных мероприятий возможны риски, к которым  могут быть отнесены: 
- недостаточная эффективность работы по осуществлению валютного контроля; 
- трудность реализации запланированных показателей конечного результата, утверждаемых ФТС России; 
- выделение не в полном объеме финансовых средств из федерального бюджета; 
- невыполнение Банком России обязательств по реализации информационного обмена с ФТС России и по его развитию; 
- исполнение не в полном объеме федеральными органами исполнительной власти и Банком России мер по нормативному обеспечению деятельности системы валютного контроля;

Учитывая вышеизложенное, можно  сделать вывод, что выполнение предложенных мероприятий и рекомендаций будет  способствовать обеспечению экономической  безопасности, а именно: 
- совершенствованию таможенного администрирования, в том числе развитию системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, которые базируются на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий; 
- минимизации возможности осуществления незаконных валютных операций в процессе ВЭД; 
- обеспечению устойчивой бюджетной и валютной политики.

Валютный контроль на таможне 
над расчетами участников ВЭД

Валютные отделы таможенных органов проверяют не только операции участников ВЭД с товарами, но также  и их расчеты с нерезидентами  по услугам, работам, передачам объектов интеллектуальной собственности, расчеты  через банковские счета участников ВЭД за рубежом.

Проверки проводятся на предмет  выявления следующих признаков  уголовных преступлений и административных правонарушений:

- признаки уголовных  преступлений:

  • невозвращение руководителем организации из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, лишение свободы на срок до 3 лет по суммам от 5 000 000 рублей);
  • использование заведомо подложного документа (часть 3 ст. 327 УК, штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев);

- признаки административных  правонарушений:

  • осуществление незаконных валютных операций (часть 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф от 3/4 до 100% от суммы незаконной валютной операции);
  • нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (часть 2 ст. 15.25 КоАП, штраф на граждан от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей);
  • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (часть 4 ст. 15.25 КоАП, штраф от 3/4 до 100% от неполученной суммы валютной выручки);
  • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (часть 5 ст. 15.25 КоАП, штраф от 3/4 до 100% от суммы невозвращенных денежных средств);
  • несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 ст. 15.25 КоАП, штраф от 44 000 до 55 000 рублей);
  • нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме (часть 7 ст. 15.25 КоАП, штраф на граждан от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей);
  • незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении (часть 3 ст. 16.19 КоАП, штраф на граждан от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 1/2 до 100% стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения);
  • неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности (часть 4 ст. 16.19 КоАП, штраф на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 1/2 до 100% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения).

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации