Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные реформы, осуществляемые в Российской Федерации, привели к тому, что были снижены, а в отдельных случаях полностью устранены барьеры на пути свободного движения денег и капиталов. Значительно упростилась процедура выхода российских промышленных и банковских структур на основные мировые рынки, в том числе на международный валютный рынок, денежный рынок и рынок капиталов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Валютный контроль в российской федерации. Агенты валютного контроля.
Валютный контроль в Российской Федерации.
Агенты валютного контроля. Права и обязанности агентов валютного контроля.
Глава 2. Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении. Таможенные органы – агент валютного контроля.
2.1 Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении.
2.2 Таможенные органы – агент валютного контроля



Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ЭТД. Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации..docx

— 67.64 Кб (Скачать)

Согласно статье 19 Закона № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении  внешнеторговой деятельности, в том  числе с Беларусью и Казахстаном, возникает обязанность по зачислению на банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту  товары, выполненные работы, оказанные  услуги, а также по возврату в  РФ денежных средств, уплаченных нерезидентом за неввезенные на территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Валютный контроль в рамках ТС осуществляется в соответствии с указанным законом и действующими нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Валютное законодательство РФ состоит не только из Закона № 173-ФЗ, но и принятых для его реализации актов валютного законодательства, таких какинструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Согласно ей ПС необходимо оформлять при совершении валютных операций между резидентом (юридическим и физическим лицом - ИП) и нерезидентом, когда расчеты и перевод средств осуществляются через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами РФ.

Оплата по внешнеторговому  договору (контракту) должна производиться  за вывозимые с территории России и ввозимые на нее товары; выполняемые  работы; оказываемые услуги; передаваемую информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. С даты вступления в действие указания ЦБ России от 29.12.2010 № 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И" в части оформления ПС произошли изменения. Так, с 26 февраля 2011 года не требуется оформлять ПС на указанные выше валютные операции, которые осуществляются между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом; нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 173-ФЗ (они осуществляют все виды валютных операций без ограничений); между нерезидентом и резидентом, если сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату его заключения; между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов). 
Кроме того, со дня вступления в силу указания № 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения. Для закрытия указанного в настоящем пункте ПС резидент представляет в уполномоченный банк, в котором оформлен ПС, письменное заявление с указанием даты заявления; полного наименования и адреса местонахождения (почтовый адрес); реквизитов (дата, номер) контракта; реквизитов (дату, номер) ПС. На его основании банк закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления документа, и указывает в разделе "Информация о закрытии паспорта сделки" закрываемого ПС в поле "Дата" дату его закрытия, а в поле "Основание" - номер настоящего указания.

Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере  таможенного администрирования  и валютного контроля, связанных  с экспортом и временным вывозом  высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания правительственной  комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено  внесение изменений в нормативные  правовые акты Банка России в части  увеличения суммы договора, с которой  у резидентов возникает обязанность  по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов в эквиваленте; увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней. Оба положения давно заслуживают утверждения на законодательном уровне. 
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" наделил ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. Служба уже подготовила проект нормативного акта, согласно которому не требуется представлять ПС при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом сохранено требование об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии ПС в региональной базе данных валютного контроля.

С 16 февраля 2011 года действует  Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в части регулирования обмена документами и информацией между  органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Согласно ему органами валютного контроля являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные и налоговые органы. 
Согласно изменениям, внесенным в Закон № 173-ФЗ, при обмене информацией Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором и координацию взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенные надлежащим образом. 
Среди них документы, удостоверяющие личность физического лица; о государственной регистрации физического лица в качестве ИП или юридического лица - резидента; документы (их проекты), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним; подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), необходимой информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; паспорт сделки; таможенные декларации.

Законом № 173-ФЗ определен  перечень документов, связанных с  проведением валютных операций, открытием  и ведением счетов, которые агенты валютного контроля в пределах своей  компетенции имеют право запрашивать  и получать от резидентов и нерезидентов. С 16 февраля 2011 года перечень дополнен требованием о предоставлении не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, то есть договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского контроля.

Закон № 173-ФЗ установил, что  органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны  сохранять в соответствии с законодательством  России коммерческую, банковскую и  служебную тайну, ставшую известной  им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона № 173-ФЗ к  тайнам, которые необходимо сохранять, причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона № 173-ФЗ дополнена следующим абзацем: "Представление  и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами  и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним  органом валютного контроля другому  органу валютного контроля, органом  валютного контроля агенту валютного  контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны".

Также установлено, что представление  и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому в объеме и порядке, указанных  в частях 13-16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной  тайны. Таким образом, если в цепочке  передачи или предоставлении указанной  информации будет находиться лицо, не являющееся агентом валютного  контроля, то это будет считаться  нарушением тайны. Указанные части  статьи 23 - новые положения, в которых  установлены дополнительные права  и обязанности органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц.

Теперь уполномоченные банки  и Внешэкономбанк по запросам таможенных и налоговых органов должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии  документов, заверенных надлежащим образом. Они должны запрашиваться исключительно  в целях осуществления валютного  контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос о представлении  копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения  актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного  регулирования. Кроме того, должны быть указаны соответствующие нормативные  правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации  конкретной валютной операции (предполагаемого  нарушения), а также информация, необходимая  для идентификации резидента. Срок исполнения запроса не может составлять менее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения. 
В свою очередь ФТС России должна передавать уполномоченным банкам и Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных декларациях на товары, перемещаемые через границу РФ, сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Таким образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают. Срок исполнения запроса ФТС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

Федеральная налоговая служба передает уполномоченным банкам и Внешэкономбанку  по их запросам в целях осуществления  валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории России. В случае открытия резидентом счета (вклада) в зарубежном банке агенты валютного контроля могут узнать или подтвердить эту информацию с помощью налогового органа по месту учета резидента. Срок исполнения запроса не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Обмен информацией по новым  правилам осуществляется в электронном  виде. Это достаточно оперативно и  не требует дополнительных затрат. С вступлением в силу изменений  в Закон № 173-ФЗ российским участникам ВЭД стало понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно  информируют друг друга, а также  в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Понятие валютного  контроля в области таможенного  дела.

Валютный контроль в таможенных правоотношениях можно определить как механизм осуществления контроля за валютно-финансовыми отношениями участников таможенных правоотношений, установленных валютным законодательством РФ.

Основные принципы валютного  регулирования и валютного контроля в РФ:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  4. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3 Федерального закона РФ № 173 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, т. е. таможенными и налоговыми органами, в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (п. 2 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области  валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также  их взаимодействие с Центральным  банком РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными  банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и  налоговых органов как агентов  валютного контроля с Центральным  банком РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также  с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки  как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам  для выполнения ими функций агентов  валютного контроля информацию в  объеме и порядке, установленных  Центральным банком РФ (п. 6 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 1 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении. Таможенные органы – агент валютного контроля.

2.1 Экономическая безопасность, роль таможенных органов в ее обеспечении.

 

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижение успеха. Это связано с тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности невозможно без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности  при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической  безопасности принадлежит к числу  важнейших национальных приоритетов.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации