Особенности формирования торгово-экономических отношений РФ с Японией

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Важнейшим для Российско-японских отношений стал 1855 год, когда в Японии побывала миссия вице-адмирала Е.В. Путятина. В результате переговоров был подписан первый русско-японский договор (Симодский трактат), ставший результатом миссии Е.В. Путятина. Первая статья договора гласила: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Трактат был ратифицирован императором России Александром II и японским правительством в 1856 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. История российско-японских отношений…………………………… 5
1.1. Развитие российско-японских отношений от их истоков
и до 1991 года……………………………………………………………. 9
1.2. Отношения между Россией и Японией в период 90-х годов XX века……………………………………………………………………. 10
2. Особенности торгово-экономических отношений РФ и Японии…. 11
2.1. Особенности внешней торговли товарами……………………… 13
2.2. Особенности инвестиционного сотрудничества……………….. 15
3. Тенденции развития российско-японских отношений…………… 16
3.1. Проблемы и трудности на пути развития………………………. 17
3.2. Перспективы партнерства РФ и Японии………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

Таким образом, был упущен реальный шанс восстановления мирных взаимоотношений и разрешение территориального вопроса со стороны  Японии. Политика послевоенных лет  на Дальнем Востоке не привела  ни к каким результатам и не оставила предпосылок для дальнейшего  сотрудничества СССР и Японии. Возникла явная необходимость заключения мирного договора с четкой расстановкой границ.

Новый этап в международных отношениях между  Россией и Японией в целом  был связан с именем М.С. Горбачева. СССР начал активно сдавать позиции в Европе, что выразилось в аннулировании Варшавского договора, выводе советских войск из Германии, согласии на воссоединение 2-х немецких государств. «Начало» перестройки в СССР ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на место представителя жесткой внешнеполитической линии А.А. Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. Уже в январе 1986 года он посетил Японию, где провел консультации с японским министром иностранных дел С. Абэ[15]. На встрече был обсужден ряд вопросов, хотя Э.А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы. Однако был заключен коммюнике, где содержались основные принципы условий мирного договора. Таким образом, консультации, хоть и не включили в себя обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран, поскольку означали возобновление прямого политического диалога между СССР и Японией.

«Для  окончательного разрешения территориальной  и иных проблем во взаимоотношении  СССР и Японии состоялся официальный  визит президента СССР М.С. Горбачева  в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года. Было проведено 6 раундов встреч с премьер-министром  Т. Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось, что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений».[16]

То есть, со сменой идеологии и изменением внешнеполитического курса советская  сторона официально признала наличие  территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией. Были четко  определены спорные территории: острова  Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем не менее, о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора ничего не было сказано.

Кроме того, на встрече в Токио советская  сторона предложила расширить культурные связи населения как двух государств. По советской инициативе был установлен безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан.

Советско-японское заявление прекратило жесткую конфронтацию в территориальном вопросе между  Японией и СССР, поставив взаимные отношения на новые стартовые  позиции. Этот факт подтвердил и состоявшийся «с 11 по 17 октября 1991 года визит в СССР министра иностранных дел Японии Т. Накаяма, после чего была создана постоянная организационная структура для обсуждения территориальной проблемы»[17].

Несмотря  на это, японская сторона, не сумев добиться выдвинутых ею требований по «северным  территориям», заблокировала предоставление экономической и финансовой помощи со стороны Японии в виде инвестиций в советскую экономику.

Таким образом, российско-японские, а затем советско-японские, отношения на протяжении всего XX века очень сильно изменялись. Две войны  подорвали взаимное доверие, но, несмотря на это, советское руководство было готово идти навстречу Японии в решении  «территориального вопроса», но в  свое время Япония не оценила этого  шага и «территориальный вопрос»  вновь остался нерешенным, перейдя  к новому, уже российскому, руководству  в XXI век.

1.2. Отношения между Россией  и Японией в период 90-х годов  XX века

В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные  проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина  в 1991 году был окончательно сформирован  и утвержден документ, где указывались  основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной  проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал  еще 17 января 1990 года в Токио во время  визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.

План включал в себя следующие  положения:

Первый этап охватил 1990 – 1991 годы и  предусматривал официальное признание  советской стороной существования  территориальной проблемы.

Второй этап был рассчитан на последующие 3–5 лет. Это организация на Южных Курилах зоны свободного предпринимательства со льготными условиями для бизнеса японской стороны.

Третий этап включал демилитаризацию  Южных Курил.

Четвертый этап падал на начало 2000-х  годов и предполагал подписание мирного договора между СССР и  Японией.

Кроме того, в план был включен 5 перспективный пункт, который предусматривал участие в решении проблемы следующего поколения политиков, не связанных  предрассудками современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное  решение проблемы, удовлетворившее  обе стороны»[18]

Таким образом, документ выглядел противоречивым. С одной стороны Б.Н. Ельцин признавал  наличие территориальной проблемы во взаимоотношениях между двумя  странами, с другой, отнес сроки  окончательного решения проблемы ко времени появления следующего поколения  политиков.

Дальнейшие российско-японские отношения  представляют собой полосу обоюдных визитов японских и российских представителей с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.

«Наиболее важной представляется встреча  на заседание Совета Безопасности ООН  президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии К. Маядзава в Нью-Йорке 31 января 1992 года. Итогом переговоров между ними стало требование японской стороны немедленного разрешения территориальной проблемы»[19], что и явилось ответом на обнародованный Ельциным 5-этапный план решения территориальной проблемы

С 19 по 22 марта 1992 года была совершена  поездка министра иностранных дел  РФ А. Козырева в Японию, где было заявлено о решении территориальной  проблемы на основе совместной декларации 1956 года.

Видя нежелание российских представителей идти на уступки, японское правительство  делает приглашение для приезда  в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н. Ельцину.

В июле 1992 года на встрече в Москве с председателем ассоциации японо-российской торговли Сато Б. Ельцин заявил, что не будет рассматривать территориальный вопрос без развития экономических отношений.[20]

В итоге, накануне переговоров в  Токио президент России занял  жесткую позицию в отношении  территориальной проблемы, завязав  его на решении экономического блока  вопросов.

8 июля 1993 года состоялась встреча  Б.Н. Ельцина и Маядзавы в Токио, где были разработаны некоторые вопросы российско-японских отношений, которые обсуждались на следующей встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11 по 13октября 1993 года. В результате была заключена Токийская декларация, которая не содержала значительных подвижек в подходе к территориальному вопросу[21], но Токийская декларация стала единственным основным и взаимно признанным документом, регулирующим российско-японские отношения.

Осложнившаяся внутриполитическая обстановка в России, связанная с вооруженным  конфликтом в Чечне оттеснила  в последующие годы проблемы между  Россией и Японией на задний план. То есть, в российско-японских отношениях наметилось явное ослабление во взаимных усилиях по урегулированию территориальной  проблемы.

Но уже в 1996 году министр иностранных  дел РФ Е. М. Примаков внес предложение  о дальнейшей разработке совместной экономической сферы деятельности без заключения мирного договора, на что японское правительство ответило согласием[22]. Но в связи с отставкой  Е.М. Примакова дальнейшая разработка предложений была заморожена до 1998 года. Экономическая сфера взаимоотношений  была не менее важна. Одна из проблем  в этой сфере – рыболовство. «Япония  настаивала на праве японских рыбопромышленников беспрепятственно добывать в территориальных водах Южных Курил рыбу и морепродукты на том основании, что острова должны быть преданы ей. Незаконный массовый лов японцами рыбы, в этих зонах, наносивший большой ущерб России начался в 1990 году, несмотря на протесты российского правительства. В 1993 году Москва потребовала от Токио прекратить браконьерство, предупредив, что будет вынуждена прибегнуть к более решительным мерам. Однако от Японии ответа не последовало: хищнический лов рыбы продолжался. В 1994 году во время визита О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева в Японию было выдвинуто предложение с российской стороны о возможности свободного лова в территориальных водах Южных Курил на условиях соответствующей денежной компенсации, на которое японское правительство дало отказ.

В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры по этому вопросу. Японская сторона согласилась с выплатой компенсации, стремясь избежать ее прямой увязки с промыслом в конкретной южно-Курильской акватории, предлагая  вынести договоренность на уровень  общественных организаций».[23]

Это означало, что, внося достигнутую  договоренность за рамки межправительственных документов, Япония преследовала цель не признавать права России в дальневосточном  регионе.

Отрицательно сказалась на российско-японских отношениях уже решенная в современном  обществе проблема японских военнопленных, которые оказались захваченными в результате советско-японской войны 1945 года советской армией. «В 1956 году все военнопленные вернулись  на родину, где у них возникли проблемы по получению пособий из-за отсутствия документов о работе в  советских лагерях. В начале 1990-х  годов были составлены списки военнопленных, а 4000 японцев получили свидетельства, по которым они смогли получать пособие»[24].

С 18 по 19 апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону представлял президент РФ Б. Н. Ельцин, японскую делегацию возглавил премьер-министр Японии Р. Хасимото. На саммите был зафиксирован план дальнейшего сотрудничества. Во-первых, разработка энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока, транспорта, в частности модернизация системы обеспечения грузопотока на Транссибе. Велось обсуждение о подключении Ковыктинского газового месторождения под Иркутском. Во-вторых, Япония дала согласие на предложение Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме на стажировку молодых россиян- специалистов, позже приступив к практической реализации этого сотрудничества. В-третьих, на саммите поднимался вопрос о расширении японских инвестиций в российскую промышленность. «План Ельцина – Хасимото» был расширен космической тематикой. Кроме того, оба лидера подняли вопрос о заключении мирного договора, в результате чего была назначена дата его заключения – 2000 год.

Анализируя результаты встречи  Ельцина и Хасимото, можно сделать  вывод, что она не повлекла за собой  глубоких изменений в решении  территориальной проблемы. В связи  с отставкой Б.Н. Ельцина с поста  президента РФ договор 2000 года не был  подписан.

Осознавая нереальность выполнения «плана Ельцина – Хасимото», 12 мая 2000 года в Саппоро был созван международный  симпозиум «Новая эпоха в российско-японских отношениях». Российскую сторону представляли Б. Немцов, вице-спикер Госдумы, депутаты М. Задорнов и В. Третьяков. В Токио  к ним присоединились посол России в Японии А. Попов. Японскую сторону  представляли губернатор Хоккайдо, Х. Тацуге и министр иностранных дел М. Комура. На симпозиуме Б. Немцов внес предложение о создании совместного управления спорными территориями: «На мой взгляд, необходимо совместное освоение Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашение об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора»[25]. Предполагалось разработать новую идеологию российско-японских взаимоотношений, которая должна была повлиять на проведение внешней и внутренней политики обоих государств. Суть идеологии состояла в признании России и Японии стратегическими партнерами на Дальнем Востоке. Таким образом, симпозиум поднял взаимоотношения России и Японии на новый уровень, так как кроме обсуждения экономических и политических сфер, было внесено действительно новое предложение о совместном управлении островами, был поднят вопрос об идеологии отношений России и Японии, но одновременно было выяснено, что выработке пути решения проблемы мешает зацикленность двух стран на решении спорных вопросов, на требованиях каждой из сторон.

За прошедшие с момента распада  СССР годы российско-японские отношения  поступательно развивались, наполнялись  новым содержанием. Они характеризуются  обоюдной приверженностью универсальным  демократическим ценностям, отсутствием  идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью  в сотрудничестве на международной  арене. На высшем уровне согласованы  базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЯПОНИИ

2.1. Особенности внешней торговли товарами

Экономические связи между Россией  и Японией в первое десятилетие  XXI века продемонстрировали поступательную, хотя и неровную, динамику. В 2011 году двусторонний торговый оборот достиг рекордной отметки в 30,8 млрд. долл. При этом экспорт России в Японию составил 19 млрд. долл., а импорт – 11,8 млрд.долл.(сноска1)

Россия  занимает 14 место среди внешнеторговых партнеров Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 1,7%. (сноска3)

Япония  занимает 9-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 11-ое по экспорту. Доля Японии в российском товарообороте  составила в 2011 году  3,6%. (сноска2)

Если  посмотреть на структуру торговли, то на протяжении долгих лет она  не претерпевает серьезных изменений. Япония закупает у России преимущественно  энергоресурсы, цветные металлы, морепродукты и лес. На эти четыре товарные группы приходится свыше 90% всего стоимостного объема российского экспорта в Японию. (сноска4) Более того, их доля неуклонно растет и постепенно приближается к 100%. (сноска5)

Доминирующей  тенденцией последних лет был  ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов. На них приходится более половины всего объема экспорта. (сноска6) В 2010 году доля России во всем импорте Японией нефти составила 7,1 %. (сноска7) Растет и доля сжиженного природного газа — в том же году в японском импорте СПГ она равнялась 8,8 %. (сноска8)

В российском импорте из Японии главной статьей  являются автомобили. Большинство из них легковые – более половины импорта. (сноска9)

Из приведенных  данных очевидно, что торговля России с Японией носит характер обмена топлива, сырья и морепродуктов на готовую промышленную продукцию в основном потребительского характера.

 

По данным российской таможенной статистики, внешнеторговый оборот России с Японией в январе-марте 2012 г. составил 7,1 млрд. долл. и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 2,5%, в том числе экспорт составил 3,4 млрд. долл. (сокращение на 10,5%), импорт – 3,7 млрд. долл. (прирост на 18,4%).

Информация о работе Особенности формирования торгово-экономических отношений РФ с Японией