Организация процесса управления в системе таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Оглавление

Введение 9
1. Принципы управления в таможенных органах 11
1.1 Методы управления в таможенных органах 14
1.2 Планирование в таможенных органах. Стратегическое планирование 19
2. Субъекты управления в таможенных органах 24
2.1 Общие принципы управления 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Параметры планирования:

- объем продаж 

-темпы роста,

-прибыль, 

-доля на рынке, 

- устойчивость  фирмы, 

- структура  капитала,

- дивиденды, 

- уровень качества  продукта,

-социальные  цели.

Отсюда виды планов: стратегическое планирование - план перспективного развития фирмы - содержит заданные параметры. Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время - способ достижения показателей. Оперативное планирование - быстрое изменение планов. План исследовательских работ, разработок; планирование производства, планирование сбыта; планирование персонала. 
Виды планов:

1)по срокам: кратко-средне-долгосрочные, перспективные; 

2)по целям: стратегические и тактические. 
          Стратегическое планирование.

Планирование - постановка целей и разработка путей  их достижения. 
Цикл планирования начинается с руководства высшего звена, определяющего миссию организации, принципы, долгосрочные направления деятельности, параметры эффективности, способы достижения планируемых параметров и средства реализации намеченных стратегий.                        

Уровни планирования:

- стратегические  планы; 

-тактические; 

-оперативные  планы; 

-исследования, разработки, производства, маркетинг. 

Стратегия всегда связана с решением важнейших  проблем. В качестве таковых являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели. 
Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам.

Стратегическое  планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.

Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов:

1)Миссия организации - четко выраженная причина существования орг. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировании миссии должна содержать следующее: - какой предпринимательской деятельностью занимается фирма; - внешняя среда по отношению к фирме; - культура организации. 
         2)Цели организации. Цели организации формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определению ценностей и целей, на которые ориентируются высшее руководство.

 Цели должны  обладать: - конкретностью и измеримостью; - ориентацией во времени; -быть достижимыми. 
           3)Оценка и анализ внешней среды. По трем параметрам: а) оценить измен кот воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. б)определить какие факторы представ угрозу для текущей стратегии фирмы. в)определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

4)Управленческое  обследование сильных и слабых  сторон. -процесс определения того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. В обследование включают пять функций:

а) маркетинг;

б) финансы (бух  учет);

в) операции (производство);

г) человеческие ресурсы;

д) культура и  образ корпорации.

5)Анализ стратегических  альтернатив. След виды альтернатив: 

-ограниченный  рост;

-рост;

-сокращение (ликвидация, отсечение лишнего, сокращение  и переориентация);

-сочетание. 
         6)Выбор стратегии. Влияют разнообразные факторы:

-риск;

-реакция на  владельцев;

-фактор времени;

        7)Реализация стратегии.

        8)Оценка стратегии. 

 

2. Субъекты управления в таможенных  органах

 

К субъектам  управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах  выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Для уяснения вопроса  о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную  роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки основных направлений развития системы таможенных органов.

Система управления в таможенных органах состоит  из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура  управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

  • Закон единства системы управления
  • Закон пропорциональности
  • Закон оптимального соотношения централизации функций управления
  • Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы'— таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная  и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.

Централизованное  управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности управляющей  и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.

Изменение этой соотносительности происходит под  воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные законы управления, так и на формирующуюся, на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

2.1 Общие принципы управления

 

Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность — ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Информация о работе Организация процесса управления в системе таможенных органов