Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:48, реферат

Краткое описание

Роль нетарифных мер в регулировании ВЭД, безусловно, велика. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов, по общему объему используемых нетарифных мер в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация 5
2. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза 13
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТП.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов.

Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если эти меры:

  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;
  • применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
  • необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
  • связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;
  • необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
  • необходимы для выполнения международных обязательств;
  • необходимы для обеспечения обороны и безопасности;
  • необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

Меры, предусмотренные выше, не должны применяться, если способ их осуществления является средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, а также скрытого ограничения внешней торговли товарами.

Применение, введение, и отмена мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории.

Комиссия принимает решения о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования.

Комиссия рассматривает предложение о введении мер нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат:

  • наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза (ЕТН ВЭД);
  • предлагаемые меры нетарифного регулирования:
  • запрет экспорта;
  • количественное ограничение экспорта и (или) импорта;
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;
  • лицензирование в сфере внешней торговли;
  • наблюдение за экспортом и (или) импортом;
  • срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала       

и окончания действия мер);

  • обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.

Предложение может быть представлено как по инициативе государств членов ТС, так и Комиссии.

Решение о введении мер нетарифного регулирования принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения. 

После принятия Комиссией решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара он включается Комиссией в единый перечень.

Теперь более подробно затронем темы лицензирования в рамках Таможенного союза.

Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств членов ТС выдаются следующие виды лицензий:

  • разовые;
  • генеральные;
  • исключительные.

Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

Документы необходимые для оформления лицензии.

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии
  • электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. 
  • копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) – копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
  • копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
  • копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
  • иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.

Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства члена ТС, взимаемой за выдачу лицензии.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании документов в течение 15 рабочих дней со дня их подачи.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;
  • прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;
  • нарушение международных обязательств государств членов ТС, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;
  • исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств членов ТС.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

 

Прекращение или приостановление действия лицензии.

Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

  • письменное обращение заявителя;
  • внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;
  • выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;
  • прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;
  • исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств членов ТС;
  • отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;
  • выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;
  • несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств членов ТС условий выдачи лицензии;

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом.

Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

Порядок приостановления или прекращения действия лицензии определяется Комиссией.

Утрата\использование лицензии. 

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства члена ТС дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.

Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Форма и порядок выдачи справки определяются Комиссией.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы было приведено определение нетарифным мерам регулирования ВЭД, которое дается в Таможенном Кодексе Таможенного Союза. Были отражены цели и задачи введения, нетарифных мер регулирования.

Так как единой классификация нетарифных методов не существует, была приведена наиболее понятная и полная классификация, по мнению автора. 

Были проанализированы нормативно-правовые документы, принятые в Таможенном Союзе относительно нетарифных методов регулирования ВЭД.  А именно документы регламентирующие виды нетарифных мер применяемых в Таможенном Союзе,  документы отражающие порядок принятия, введения и отмены,  нетарифных мер регулирования. 

Было акцентировано внимание на лицензировании,  как на наиболее распространенной форме нетарифных ограничений. В работе отражен порядок выдачи лицензии,  основания для отказа в выдаче,  сроки действия лицензий принятые в Таможенном Союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

2. Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

  1. «Таможенный кодекс Таможенного Союза»  от 27 ноября 2009 года
  2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28 мая 2003 года с изменениями и дополнениями на 2009г.
  3. «Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран». от 25 января 2008 года
  4. «Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами » от 28 ноября 2009 года.
  5. «Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран » от 28 ноября 2009 года.

Источники сети интернет.

  1. http://www.minprom.gov.ru
  2. http://www.tsouz.ru
  3. http://www.consultant.ru/

 

 

 


 

 



Информация о работе Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация