Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:48, реферат

Краткое описание

Роль нетарифных мер в регулировании ВЭД, безусловно, велика. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов, по общему объему используемых нетарифных мер в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация 5
2. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза 13
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТП.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 Введение                                                                                                        3

 

1. Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация                                                                                                       5

2. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза                                13

 

Заключение                                                                                                   24

Библиографический список                                                                        25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль нетарифных мер в регулировании ВЭД, безусловно, велика. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов, по общему объему используемых нетарифных мер в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

  • Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет.  Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин: 

  • • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; 

  • • во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; 

  • • в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; 

  • • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. 

  • Все вышесказанное актуализирует вопрос о применении нетарифных мер регулирования в Таможенном Союзе. Кроме того, актуальность выбраненной нами темы исследования подчеркивается тем, что формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, является частью главного стратегического плана России, выразившегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Согласно данной Концепции, формирование таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России (2010 – 2012 гг). Второй этап инновационного развития России в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013 – 2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

  • Цель курсовой работы – проанализировать нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза. Подробнее  остановимся на Лицензировании в Таможенном союзе т.к. лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

    Для достижения этой цели сначала необходимо: 

    • дать определение нетарифным мерам регулирования, общее и в рамках Таможенного Союза;
    • обозначить цели и задачи введения, нетарифных мер;
    •   привести классификацию нетарифных мер.

    В информационно-эмпирическую базу работы вошли справочные и энциклопедические источники, нормативно-правовые акты Российской Федерации, представленные в печатных изданиях, информационных ресурсах.

     

     

     

     

     

     

     

    1. Общая характеристика  нетарифных мер: цели, задачи, классификация

     

    Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности  представляют собой совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

    1. Введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

    2. Реализация разрешительного порядка  экспорта или импорта отдельных  товаров, которые могут оказать  неблагоприятное воздействие на  безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

    3. Выполнение международных обязательств.

    4. Введение исключительного права  на экспорт или импорт отдельных  товаров.

    5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

    6. Защита общественной морали  и правопорядка.

    7. Защита культурных ценностей.

    8. Обеспечение национальной безопасности.

     

    Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. Всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на четыре группы:

    1. Меры прямого ограничения, (ограничения импорта и экспорта)
    2. Специальные защитные
    3. Таможенные и административные формальности.
    4. Прочие нетарифные методы.

    Кратко охарактеризуем представленные выше группы нетарифного регулирования.

     Меры прямого ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

    Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт то вара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

    На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

    Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

    Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

    Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

    Мировой опыт показывает, что распределение лицензий может осуществляться одним из следующих способов:

    • на основе аукциона
    • с помощью системы явных предпочтений
    • посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

    Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен.

    Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите ли, которые могут пострадать из-за введения квот. 

    Квотирование

    Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

    Представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот:

    • глобальная квота
    • индивидуальная квота.

    Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

    Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:

    • во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
    • во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
    • в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.

    Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.

    По направлению действия различают:

    • экспортные квоты
    • импортные квоты.

    Информация о работе Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация