Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:48, реферат
Роль нетарифных мер в регулировании ВЭД, безусловно, велика. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов, по общему объему используемых нетарифных мер в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
Введение 3
1. Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация 5
2. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза 13
Заключение 24
Библиографический список 25
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашения ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Добровольные ограничения экспорта - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.
С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли.
Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах.
На следующем этапе нашего исследования рассмотрим специальные и защитные меры.
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. К ним относятся:
Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны.
Специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин. Применяются:
а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб производителям страны-импортера;
б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства со стороны других государств или их союзов.
Компенсационные
пошлины - таможенная
пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную
территорию страны товаров,
при производстве или вывозе ко
Субсидирование, т.е. государственно-финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) как форма недобросовестной конкуренции, так как, покрывая частично издержки экспортеров, ставит их в более выгодное положение по сравнению с конкурентами.
Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины.
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
Импортные депозиты представляю
Прочие нетарифные меры.Валютные ограничения и валютный контроль.
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Регулирование курса национальной валюты
Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Меры поддержки экспорта.
К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности:
На следующем этапе нашего исследования рассмотрим особенности нетарифного регулирования в рамках Таможенного союза.
2. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза
В Таможенном кодексе Таможенного союза дается следующее определение нетарифным мерам-
Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
Относительно мер нетарифного регулирования в рамках Таможенного Союза были приняты следующие нормативно-правовые документы:
В соответствии с «Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, стремясь создать единую таможенную территорию государств и обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования таможенного союза, исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах не дискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных интересов, учитывая необходимость применения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, согласились о следующем:
Количественные ограничения.
Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, описанных ниже.
В исключительных случаях могут устанавливаться:
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии.
Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, предусмотренных выше, является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.
Правила лицензирования определяются отдельным соглашением.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:
Информация о работе Общая характеристика нетарифных мер: цели, задачи, классификация