Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа
Целью курсовой работы являются нормативно – правовое и организационное обеспечение деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
В связи с этим основными задачами, предопределившими нормативно – правовое и организационное обеспечение деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации является:
рассмотреть историю создания Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
описать функции и задачи Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
Раскрыть организационную структуру Федеральной таможенной службы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОБЩЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1История создания Федеральной таможенной службы Российской Федерации…………………………………………………………………………..6
1.2. Функции и задачи Федеральной таможенной службы Российской Федерации……………………………………………………………………..….10
ГЛАВА II. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Нормативно – правовая база деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации…………………………………………………16
2.2. Организационная структура Федеральной таможенной службы Российской Федерации……………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…..……….24
1.2. Задачи и функции Федеральной Таможенной Службы
Российской Федерации
Основные задачи ФТС России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к следующему: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов России; организации применения и совершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с названными задачами Федеральная таможенная служба выполняет функции, которые можно разделить на следующие группы:[12]
1) Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России.
2) Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности Федеральная таможенная служба России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их; обеспечивает ведение реестров; утверждает размеры сборов и других платежей.
3) Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствовании) и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей.
4) Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции: организацию осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.
5) Правоохранительные функции. К ним относятся: обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об преступлениях в сфере таможенного дела, ведении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении.
6) Функции по ведению таможенной статистики. В данную группу можно включить следующие функции: организацию ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России; Представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенным к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся; обеспечение информирования всех заинтересованных в этом лиц посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике; организацию ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке предложений по ее изменению и дополнению.
7) Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими Таможенного Кодекса этой группе функций относятся: создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевременного полного рассмотрения жалоб и обращений; принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу; проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции.
8) Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции: разработку проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров; участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела; внесение в Правительство РФ предложений о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела; участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела и др.
9) Функции по реализации кадровой и социальной политики в сфере таможенного дела. К этой группе функций относятся: обеспечение подготовки, переподготовки и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовки специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утверждение учебных программ для подведомственных учебных заведений; организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учреждений и организаций; развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов; содействие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.[13]
Из приведенных функций Федеральной таможенной службы видно, что они носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля). Это еще раз подчеркивает, что Федеральная таможенная служба является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед воженными органами страны в целом.
Возложенные на нее функции Федеральная таможенная служба выполняет непосредственно, а также через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные Федеральной таможенной службе учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятие и организации.
В процессе осуществления возложенных на нее функций Федеральная таможенная служба России в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными законодательными актами, наделена правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательных и для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Таким образом, Федеральная таможенная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая свои задачи и функции в соответствии с законодательством РФ.
Отсюда следует, что на всем протяжении существовании таможенной службы от Древнего государства и до нашего времени она выполняла и выполняет одинаковые задачи и функции.
ГЛАВА II. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
2.1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
Положение актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией Российской Федерации отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.
В своей деятельности Федеральная таможенная служба опирается на следующие нормативно - правовые акты: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральные Законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России.
Конституция Российской Федерации[14] является основным источником российского права. Ряд статей Конституции России прямо устанавливает основные начала и принципы и нормы таможенной деятельности в стране. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции Российской Федерации федеральные законы по вопросам таможенного регулирования.
Таможенный кодекс Российской Федерации[15] направлен на защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и существенно облегчает деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров. Основные положения, используемые в Таможенном кодексе, приведены в соответствии со стандартами и нормами Всемирной торговой организации, а также с основополагающими законодательными актами российской Федерации.
Принятия Таможенного кодекса в новой редакции 2003 г[16]. позволило значительно усовершенствовать нормативно – правовую базу деятельности таможенных органов путем установления в нем норм преимущественно прямого действия. Для бизнеса это означало стабильность, и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории Российской Федерации, упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления.
Помимо Конституции Российской Федерации и Таможенного кодекса Российской Федерации источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон Российской Федерации « О таможенном тарифе» 1993 г. в редакции от 19 октября 2005 г. Законом урегулированные следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации; тарифные льготы, международные соглашения.
Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[17] 1997 г. с последующими изменениями, который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах. Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, России действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы.
А так же в таможенной сфере регулируют подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента Российской Федерации. В качестве примера такого регулирования можно привести Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»[18]
Таким образом, Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введение в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятия которых предусмотрено Таможенного кодекса, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенным органам, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ