Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:24, реферат
Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ не становилась такой актуальной для всего мира и для России в частности. Не смотря на это у мирового сообщества до сих пор нет единой политики и общих взглядов на данную проблему. Различные страны, каждая по своему определяет политику в отношении тех или иных наркотиков. Достаточно будет привести пример довольно развитых европейских стран, где так называемые "слабые" наркотики не исключены из свободного оборота.
В нашей стране на сегодняшний день употребление наркотиков фактически легализовано, то есть их потребление не запрещено федеральным законодательством, что ведет из года в год к увеличению числа лиц заболевших наркоманией (по некоторым оценкам, их насчитывается до 4 млн.) и к огромным жертвам, в особенности среди молодого поколения.
Введение. 3
1. Понятие незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ 4
2. Динамика и причины незаконного оборота в современном мире. 9
3. Методы борьбы мирового сообщества с незаконным оборотом наркотических 14 средств и психотропных веществ.
Заключение. 17
Список литературы. 18
Что касается предложения, то здесь ситуация иная. Имеет место резкий рост предложения незаконных наркотиков в 2007 г. В Афганистане был собран рекордный урожай опийного мака, а производство опия в мире (благодаря росту выхода продукции) в период между 2005 и 2007 гг. почти удвоилось. Выросли площади под возделывание коки в странах Андского региона, хотя производство кокаина оставалось стабильным из-за более низких урожаев с гектара. На рынке каннабиса наблюдаются две тревожные тенденции: Афганистан стал крупным производителем смолы каннабиса, а в развитых странах выращивание в закрытых помещениях дает более сильнодействующие разновидности травы каннабиса.
В нескольких последних Всемирных докладах о наркотиках утверждалось, что проблема наркотиков в мире носит ограниченный характер в том смысле, что ситуация стабилизировалась. Из Доклада за прошлый год следует, что ограничение находится под угрозой. Необходимо принять срочные меры по предотвращению ликвидации прогресса, который был достигнут за последние несколько десятилетий осуществления контроля над наркотиками. Кроме того, ограничение не должно рассматриваться как самоцель. Настоящий успех будет достигнут только тогда, когда предложение и спрос будут действительно снижаться (а не выравниваться) во всем мире. Происходящий в настоящее время резкий рост предложения в сочетании с созданием новых маршрутов незаконного оборота (в основном через Африку) может в конечном счете повысить спрос там, где он уже существует (в основном в развитых странах), и создать новые рынки для некоторых самых смертоносных веществ в мире (в основном в развивающихся странах).
В течение 2010 г. долгосрочная стабилизация мировых рынков наркотических средств сохранялась, хотя в некоторых критических областях наблюдались заслуживающие упоминания исключения. Поскольку долгосрочные тенденции являются, несомненно, более значимыми и показательными, чем краткосрочные колебания, эти ограниченные отступления, по-видимому, не сводят на нет сдерживание рынков наркотиков, которое отмечается с конца 1990-х гг.
Со стороны предложения, несмотря на то что в 2009 г. площади возделывания коки и опиатов увеличились, общий показатель культивирования оставался ниже того, который был зафиксирован на начало специальной сессии ГА ООН (1998 г.), и значительно ниже самых высоких годовых показателей за последние два десятилетия (1991 г. для опия и 2000 г. для коки). В 2007 г. увеличилось культивирование опия как в Афганистане, так и в Мьянме: в сочетании с более высокими урожаями, особенно на юге Афганистана, это привело к значительно более высокому общемировому производству. Что касается кокаина, то его культивирование возросло в Боливии, Перу и особенно в Колумбии, однако урожаи снизились, поэтому производство осталось стабильным.
Со стороны спроса, несмотря на очевидный рост абсолютного числа потребителей каннабиса, кокаина и опиатов, годовые показатели распространенности остались стабильными на всех рынках наркотиков. Другими словами, поскольку число людей, которые употребили какой-то конкретный наркотик по крайней мере один раз за последние 12 месяцев, выросло примерно настолько же, насколько выросла численность населения, в относительном выражении потребление наркотиков оставалось стабильным.
Учитывая эти годовые изменения, сдерживание мировых рынков наркотиков, отмеченное в этих докладах за последние несколько лет, по всей видимости, подтверждается, хотя и с натяжкой. Дальнейшее его упрочение в 2008 г. и далее будет означать закрепление общего сдерживания рынков и решение проблем отхода от этой тенденции в тех районах, где в 2007 г. было отмечено некоторое расширение площадей. Со стороны предложения это делает необходимыми два основных приоритета: снижение объемов культивирования опийного мака, особенно в Афганистане, и возвращение на путь стабильного сокращения культивирования коки, отмеченного в первые несколько лет XXI в.
Со стороны спроса: делом первостепенной важности должно стать более эффективное сдерживание численности потребителей наркотиков, особенно в развивающихся странах, и больше внимания должно уделяться профилактике, лечению и снижению негативных последствий злоупотребления наркотиками. На рынках наркотиков в богатых странах наблюдаются колебания, в основном незначительные, и периодическое падение спроса: не менее важно содействовать этой понижающей тенденции и укреплять ее.
Сдерживание употребления незаконных наркотиков на уровне, не превышающем 5% населения Земли в возрасте от 15 до 64 лет, является значительным достижением.
Это достижение проявляется в рассматриваемых здесь двух временных масштабах: столетия с начала действия международной системы контроля над наркотиками или десятилетия со времени проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1998 г.
В целом ограничение
употребления незаконных наркотиков относительно
небольшой долей населения
Итак, перед нашим государством, как и перед многими другими, были прописаны основные направления деятельности:
Во-первых, здоровье населения, являющееся первым принципом осуществления контроля над наркотиками, должно вновь занять центральное место. В настоящее время объем ресурсов и политическая поддержка, оказываемая общественной безопасности и охране правопорядка, намного превышают финансовую и политическую поддержку общественного здравоохранения. Здесь необходимо восстановить равновесие. Зависимость от наркотиков - это болезнь, которую необходимо лечить, как и любую другую. Необходимо выделять больше средств на профилактику потребления наркотиков, лечение тех, кто является наркозависимым, и снижение отрицательных медицинских и социальных последствий злоупотребления наркотиками.
Во-вторых, контроль над наркотиками необходимо рассматривать в более широком контексте предупреждения преступности и верховенства закона, чтобы разорвать связи между незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. Некоторые районы мира, являющиеся крупнейшими производителями наркотиков (в Афганистане, Колумбии и Мьянме), неподконтрольны центральному правительству. Незаконный оборот наркотиков наносит ущерб национальной безопасности (например, в некоторых районах Центральной Америки, Карибского бассейна, Мексики и Западной Африки). Деньги, нажитые на торговле наркотиками, используются как средство коррупции и источник финансирования террористов; в свою очередь, коррумпированные чиновники и террористы способствуют производству и незаконному обороту наркотиков.
В-третьих, защита общественной безопасности и охрана здоровья населения должны осуществляться таким образом, чтобы при этом не страдали права человека и человеческое достоинство. Отмечаемое в этом году 60-летие принятия Всеобщей декларации прав человека служит для нас полезным напоминанием о неотъемлемых правах человека на жизнь и справедливый суд. Хотя наркотики убивают, мы не должны убивать из-за наркотиков. По мере нашего продвижения вперед права человека должны стать частью контроля над наркотиками.
Одним словом, чтобы не сдавать свои позиции и продолжать работу по уменьшению масштабов угрозы, которую представляют собой наркотики, необходимо уделять больше внимания снижению спроса на наркотики, содействию безопасности и развитию в крупнейших районах производства наркотиков в мире, оказанию помощи государствам, попавшим под перекрестный огонь незаконного оборота наркотиков, и недопущению распространения наркотиков в странах с переходной экономикой.
3. Методы борьбы мирового сообщества с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Актуальным становится изучение и освоение приемлемого международного опыта законодательного регулирования борьбы с наркотизмом, так как проблема наркотизма – проблема мирового масштаба, а в каждом государстве существуют различные национальные меры борьбы с этим явлением19.
Условно зарубежные страны можно разделить, в зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, на три группы:
Первая – «группа жесткой политики», к ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран, Пакистан, Турция, Китай и т.д. Здесь борьба ведется с распространением и потреблением наркотиков жесткими методами – вплоть до смертной казни, а законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. Например, в Иране только за полтора года в соответствии с Законом 1989 г. было публично казнено свыше тысячи человек20.
Вторая — «группа жесткого контроля». К ней можно отнести США, Великобританию, Францию и т.д. Эти страны пристально контролируют все виды наркотиков, активно противостоят наркомафии, но крайние меры к потребителям и распространителям не применяют.
Третья — «либеральная группа». Представителями этой Группы стран являются Нидерланды (Голландия) и Испания. Наиболее известным ее представителем является Голландия. Начавшаяся здесь с середины 1950-х годов легализация «МЯГКИХ» наркотиков несколько сократила количество преступлений, связанных с ними. Однако кардинальных изменений не произошло, но как бы там ни было, а Амстердам превратился в «наркотическую яму Европы», однако, Голландское правительство по-прежнему считает, что оно имеет достаточно возможностей для эффективного контроля за наркотиками21.
Иллюстрации специфики уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с наркотизмом, сравнительно-правовой анализ ограничен нами шестью государствами из выше приведенного условного деления зарубежных стран, отличающихся уголовными мерами борьбы с распространением и потреблением наркотиков, а именно Китая, Турции, США, Франции, Голландии и Испании22.
В Китае, нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом содержатся в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики (далее УК КНР)23 данный УК КНР в новой редакции был принят на 5-й сессии Всекитайского собрания на родных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г., который вступил в силу с 1 октября 1997 года.
УК КНР предусматривает одиннадцать составов, направленных на борьбу с наркотизмом (Ст.Ст. 347-357), которые содержатся в § 7 «Преступления, связанные с контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков». В свою очередь данный параграф входит в главу 6 «Преступления против порядка общественного управления».
Согласно ст. 348 УК КНР ответственность наступает за незаконное владение опиумом в количестве свыше 1000 г, героином или метилфениламином в количестве свыше 50 г или иными наркотиками в крупном объеме – наказываются лишением свободы на срок свыше семи лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом.
В Уголовном кодексе Турции производство некоторых видов наркотиков наказывается лишением свободы на срок от 10 до 24 лет и штрафом в сумме 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 турецких лир (ст. 403 п. 2). А за организацию производства героина, кокаина, морфия или гашиша, руководство преступными организациями назначается исключительная мера наказания. В Законе предусматривается ответственность за незаконный сбыт наркотиков.
Законом устанавливается уголовная ответственность за: 1) организованную контрабанду героина, кокаина, морфина или гашиша на профессиональном уровне; 2) привлечение несовершеннолетних для такой преступной деятельности; 3) руководство преступными организациями, занимающимися контрабандой указанных наркотиков, назначается исключительная мера наказания.
Несомненный интерес представляет правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков во Франции. Уголовная ответственность за данные преступления предусматривается действующим Уголовным кодексом Франции24 принятым 22 июля 1992 года.
По французскому законодательству сурово наказывается руководство или организация группы с целью производства, изготовления, импорта, экспорта, перевозки, хранения, предложения, передачи, приобретения или незаконного использования наркотических средств, а именно пожизненным заточением и штрафом в 50000000 франков (ст. 222-34 УК Франции).
В Уголовном кодексе Голландии (Нидерланды)25 вступившим в законную силу 1 сентября 1886 года с последующими изменениями и дополнениями, не содержатся нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Это обусловлено тем, что отдельные разделы уголовного права регулируются, в частности, особыми законами и предписаниями местных законодателей. Примерами таких особых законов являются - Закон об Экономических Преступлениях26, Опиумный Закон27 1928 г., он направлен на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
В Уголовном кодексе Испани28 и нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, содержатся в Главе III «О преступлениях против общественного здоровья», которая входит в Раздел ХVII «О преступлениях против коллективной безопасности».