Международно-правовая регламентация политики свободной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:15, реферат

Краткое описание

Это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1. ГАТТ И ВТО
2.2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СОГЛАШЕНИЯ, ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.2.1. Европа
2.2.2. Страны СНГ и Республика Беларусь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Политика свободной торговли.docx

— 45.46 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО»

на тему: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ  
ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2012

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

  1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

2.1. ГАТТ И ВТО

2.2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СОГЛАШЕНИЯ, ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

2.2.1. Европа

2.2.2. Страны СНГ и Республика  Беларусь

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или  на стимулирование роста объема внешней  торговли, изменение ее структуры  и направлений товарных потоков.

 

Существуют две основных системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. Свободная торговля – это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

 

Среди экономистов существуют две  полярные точки зрения на то, как  влияет режим внешней торговли на развитие промышленности страны. Сторонники либеральной экономической школы, господствующей ныне на Западе, утверждают, что режим свободной торговли способствует развитию промышленности, увеличению богатства и экономическому росту страны, а сторонники протекционизма утверждают обратное.

 

Свободная торговля (или фритредерство – с англ. Free trade – свободная торговля) – это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.

 

Это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

 

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также  немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных  производителей определённых товаров.

 

Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

 

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они  избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные  условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются  торговые сделки, содержащие пункты о  взаимных обязательствах в области  внешнеторговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  
ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Различные стадии исторического развития общества характеризуются разными  системами внешнеторговой политики.

 

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными  темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл  прогрессивную роль, способствуя  быстрому росту промышленности и  развитию экономики в целом.

 

Движение сторонников фритредерства зародилось в Великобритании в последней трети 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. Однако требование введения системы свободной торговли высказывалось ещё раньше французким экономистом экономистом Э. Крюсе, английским экономистом Н. Барбоном, французкими физиократами Ф. Кенэ, П. Мерсье де ла Ривьером и др. Всестороннее теоретическое обоснование фритредерству дали А. Смит и Д. Рикардо, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам. Необходимо, однако, сделать оговорку. В действительности, взгляды Адама Смита, основателя либеральной школы, по данному вопросу были не совсем такими, какими их сегодня пытаются представить. На самом деле он признавал, что протекционизм способствует развитию, по крайней мере, тех отраслей промышленности, которые защищены импортными пошлинами. Главный его аргумент против протекционизма заключался в том, что такая промышленность, созданная под таможенной защитой, не способствует увеличению богатства (накоплению капитала) и потому нет никакого смысла в том, чтобы создавать такую промышленность.

 

Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших в интересах крупных землевладельцев высокие цены на сельскохозяйственные продукты. Английская промышленная буржуазия была заинтересована в низких ценах на сельскохозяйственные продукты, т. к. это обеспечивало удешевление сырья и рабочей силы. Кроме того, снижение таможенных пошлин во взаимной торговле способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу. Фритредеры выступали также против пережитков средневековой регламентации промышленного производства.

 

Под давлением фритредеров в 20-х  гг. 19 в. в Великобритании была проведена  реформа таможенной системы: отменены или значительно снижены пошлины  на многие товары, высокая протекционистская  пошлина на импортное зерно была заменена скользящей шкалой пошлин, в  соответствии с которой пошлина  на ввозимое из-за границы зерно  повышалась с падением цен на зерно, выращенное внутри страны, и понижалась с их повышением.

 

В 30-х гг. 19 в. движение фритредеров  в Великобритании усилилось. Его  возглавили текстильные фабриканты Р. Кобден и Дж. Брайт, организовавшие в 1838 “Лигу борьбы против хлебных  законов”. Центром сторонников фритредерства стал г. Манчестер (отсюда второе название фритредеров – манчестерцы). Позднее они образовали левое крыло либеральной партии Великобритании.

 

К середине 19 в. политика свободной торговли полностью победила в Великобритании; вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и др. протекционистские ограничения. Были сохранены только фискальные пошлины. Тенденции фритредерства проявились и в торговой политике Франции в период Второй империи (1852 – 70), Германии, России (в 50 – 60-е гг. 19 в.) и других стран. Однако в большинстве капиталистических стран по-прежнему преобладал протекционизм. Последний особенно усилился в эпоху империализма.

 

 

В XX в. внешнеторговая политика существенно  изменилась: типичной ее формой снова  стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны  в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит  не «защитительный», а агрессивный  характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а  с целью воспрепятствовать доступу  иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку  своей промышленности и монопольно высокие цены.

 

Попытки возродить фритредерство путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений, предпринимавшиеся в 20 – 30-х гг. 20 в. под эгидой Лиги Наций, в силу острых межимпериалистических противоречий не увенчались успехом, а его неприемлемость в условиях государственно-монополистического капитализма пытался теоретически доказать Дж. М. Кейнс.

 

После Второй Мировой войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил. Устранение многих препятствий на пути свободного обмена способствовало беспрецедентному экономическому и социальному развитию большинства стран мира, и прежде всего тех, которые дальше других пошли по пути либерализации внешней торговли (создание зон свободной торговли, таможенных союзов, региональных рынков). Таким образом, в 60 – 70-х гг. в капиталистическом мире наблюдается усиление пропаганды политики свободной торговли в отдельных странах (США, ФРГ и др.), однако под прикрытием лозунга “либерализации условий торговли” правительства этих стран стремятся создать благоприятные условия для расширения экономической экспансии своих монополий.

 

С другой стороны страны, вставшие на путь автаркии, защиты своей экономики от влияния иностранной конкуренции, вынуждены были со временем изменить свой курс и провести более или менее глубокие реформы внешнеэкономических связей, направленные на освобождение внешней торговли от чрезмерного государственного вмешательства.

 

Примечательна та роль, которую сыграли  в последние десятилетия в  навязывании развивающимся странам  принципов свободной торговли Международный  валютный фонд и Всемирный банк. Так, среди принципов «Вашингтонского  консенсуса», выполнение которых МВФ  требовал при предоставлении своих  кредитов, фигурировали следующие:

 

- снятие любых торговых барьеров,

- приватизация государственной  собственности,

- отмена субсидий в целях  поддержки национального производства,

- запрет стимулирования национального  производства посредством снижения  курса национальной валюты и  посредством снижения процентных  ставок,

- отмена ограничений на движение  капиталов.

 

Иными словами, «правилами» МВФ  были запрещены любые виды протекционизма как в области защиты национального  производства, так и в области  защиты национальной финансовой системы, а также было запрещено непосредственное участие государства и государственных  предприятий в экономической  жизни.

 

В современной политике регулирования  внешнеторгового обмена проявляется  объективная потребность в облегчении международного общения при повышении  степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в  области международных экономических  отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового  обмена, стремлении к устранению препятствий  на его пути. Такому курсу соответствует  политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий  по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров.

 

Современная либерализация обладает рядом существенных отличий.

 

Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они давно  уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически  все отрасли хозяйственной жизни. Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.

 

Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных  стран по многосторонней либерализации  внешнеторгового оборота.

 

В третьих, и это, пожалуй, главное, если раньше либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения «уровня помех» развитию внешней торговли.

 

Проблемы либерализации в настоящее  время рассматриваются главным  образом в связи с задачами облегчения взаимного обмена развитых государств и расширения их доступа  на рынки товаров развивающихся  стран. Именно так трактуется, понятие  «либерализации» сегодня в результате торгово-политической практики различных  стран и деятельности международных  организаций.

 

Особенно заинтересованы в беспрепятственном  передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для  которых либерализация внешней  торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных  промышленных комплексов.

 

Таким образом, тенденция к либерализации  обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической  кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ  
ПОЛИТИКИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

2.1. ГАТТ И ВТО

 

Характер таможенных тарифов обусловливает  их либерализацию на широкой международной  основе. С этим связано создание соответствующего международного института  – Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении. На долю всех этих стран приходится 90% мирового объема торговли.

Информация о работе Международно-правовая регламентация политики свободной торговли