Формирование и развитие института таможенных представителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена нарастающими темпами развития внешнеэкономической деятельности России в условиях интеграции в мировую экономику, открытия внутреннего рынка страны для доступа больших объемов иностранных товаров и услуг при одновременном соблюдении экономической безопасности страны. В этой ситуации значительно повышается роль таможенных органов и подконтрольного им института таможенных посредников - таможенных представителей.

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 3.93 Мб (Скачать)

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена нарастающими темпами развития внешнеэкономической деятельности России в условиях интеграции в мировую экономику, открытия внутреннего рынка страны для доступа больших объемов иностранных товаров и услуг при одновременном соблюдении экономической безопасности страны. В этой ситуации значительно повышается роль таможенных органов и подконтрольного им института таможенных посредников - таможенных представителей.

Таможенный представитель во внешнеэкономической деятельности объективно необходим. Он, являясь связующим звеном в классической международной схеме: продуцент - (продавец) - агент - (таможенный представитель) - таможня - агент (таможенный представитель) - контрагент (покупатель), ускоряет товарооборот через границу при соблюдении таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, повышая тем самым эффективность экспортно-импортных операций.

Любая ошибка в процессе декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть расценена как недостоверное декларирование, и повлечь за собой дополнительные убытки в связи с уплатой штрафов за нарушение таможенного законодательства или в связи с простоем транспортных средств и грузов в силу несвоевременности выпуска товаров таможенными органами.

В экономически развитых странах практически весь внешнеторговый грузопоток (до 90 процентов) оформляется именно таможенными посредниками.

Целью данной работы является исследование правового статуса таможенного представителя в условиях действия Таможенного союза.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты деятельности таможенного представителя.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между таможенными представителями, в качестве участников внешнеэкономической деятельности, и таможенными органами.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть историю  возникновения института таможенного  представителя.

2. Проанализировать развитие  института таможенного представителя.

3. Дать характеристику правовой основы деятельности таможенного представителя.

4. Показать на примере  предприятия специфику работы  таможенного представителя.

5. Выявить основные проблемы  в развитии и деятельности таможенных представителей.

6.Указать перспективы развития института таможенного представителя в условиях действия Таможенного союза.

Задачи работы сводились к исследованию принципов деятельности таможенного представителя, описанию приемов работы таможенных представителей и взаимодействию с таможенными органами, а также рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед таможенным представителем в Таможенном союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование и развитие института таможенных представителей

    1. Становление института таможенных представителей

 

Развитие внешнеэкономической деятельности России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и открытия внутреннего рынка страны для свободного доступа больших объемов иностранных товаров и услуг при одновременном соблюдении экономической безопасности обеспечивается четкой, слаженной работой вей системы таможенных органов и подконтрольного им института таможенных посредников - таможенных представителей.

Датой начала формирования в России рынка таможенных услуг по декларированию внешнеторговых грузов считают 15 ноября 1991 г., когда Президент РФ издал Указ № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»1. Этот Указ открыл дорогу за рубеж любому российскому предприятию (организации), предпринимателю, пожелавшему самостоятельно заниматься ВЭД.

В связи с этим коренным образом изменилась и система государственного таможенного контроля: грузовая таможенная декларация (ГТД) стала тем документом, на основании которого с начала 1990-х гг. обрабатываются и формируются данные государственной статистики внешней торговли и производится расчет торгового баланса России.

Формирование института таможенных брокеров было направлено исключительно на предотвращение возможных потерь федерального бюджета в результате неквалифицированных и неправомерных действий участников ВЭД, на становление и регулирование цивилизованного рынка таможенных услуг.

Для участников ВЭД таможенный брокер выступал в роли своего рода «страховой компании», защищающей их от рисков, связанных с исполнением обязательств перед таможенными органами. Появляется и такой весомый плюс - расширенный спектр дополнительных услуг адвоката, консультанта, финансового менеджера, юриста и т.п.

Несмотря на то, что этот институт был учрежден еще в 1993 г., процесс его становления и развития с принятием Таможенного кодекса РФ характеризовался рядом правовых и организационных проблем, приведших к тому, что окончательное устранение иных форм посреднической деятельности в области таможенного дела произошло лишь в 1999 г.

Таможенный кодекс РФ 1993 г. содержал отдельную главу (гл. 24), посвященную деятельности таможенного брокера. В ней были определены основные требования, предъявляемые к организации, претендующей на получение лицензии таможенного брокера, а также права и обязанности таможенного брокера, рассмотрены случаи, когда лицензия может быть аннулирована, отозвана либо приостановлена, и т.д.2

Правовой основой изменения рынка посреднических услуг стало Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 875 «Об утверждении Положения о таможенном брокере». Однако формирование нового института не одномоментное действие и связано с проблемами правового, организационного и функционального характера. В переходный период главной задачей стало обеспечение преемственности сменяющихся институтов, чтобы избежать вакуума из-за несоответствия темпов исчезновения старых форм появлению новых.

Учитывая всю важность создания института таможенных брокеров и необходимость ускорения этого процесса в условиях «переходного» этапа, ГТК России выпустил телекс от 29 декабря 1998 г. № Т-30050, в соответствии с которым организациям, получившим свидетельство на осуществление деятельности в качестве декларанта на основе договора и подавшим заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера согласно порядку, установленному Приказом ГТК России от 15 июня 1998 г. № 392 «Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенных брокеров со стороны таможенных органов», разрешалось выступать в качестве декларантов товаров и транспортных средств до принятия решения по заявлениям этих организаций.3

Пока нельзя говорить о достаточном количестве существующих таможенных брокеров (в стране их немногим более трехсот). Они могут появиться во всех регионах Российской Федерации, но в каждом регионе действует несколько таможен, а зоны далеко не всех таможен эффективны с точки зрения внешнеторгового оборота и наличия потенциальных клиентов.

Думается, подобную ситуацию можно исправили путем формирования в регионах филиалов крупных организаций таможенных брокеров, заинтересованных в расширении своих рынков (филиалов общероссийских или региональных объединений таможенных брокеров). Стоит даже предусмотреть финансовые и функциональные льготы таможенным брокерам при организации филиалов в «малоэффективных» регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие института таможенного представителя в рамках Таможенного кодекса РФ

 

Таможенный кодекс РФ 2003 г. должен был с необходимой полнотой закрепить и общие, и частные юридические признаки деятельности особого субъекта таможенного права - таможенного брокера, установить принципиальные черты статуса таможенного брокера, выделяющие его среди других многочисленных участников таможенных правоотношений.

Однако это, к сожалению, не было реализовано. В ТК РФ оказались предельно скупо представленными нормы, отражающие основное содержание статуса таможенного брокера как субъекта административного права. Следствием этого явилась сравнительно подробная регламентация ряда административных процедур с участием таможенного брокера в целях удовлетворения сиюминутных потребностей урегулирования отношений таможенных органов и лиц, заинтересованных в таможенном оформлении товаров, но без четкого следования принципам административного права в целом.

Такое положение существенно влияет на практику таможенного дела, порождая финансовые и психологические издержки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и требует внесения изменений и дополнений в действующее таможенное законодательство.

Таможенный брокер определяется таможенным законодательством как субъект, осуществляющий деятельность в области таможенного дела. С точки зрения юридической техники уже первая «дефиниция» гл. 3 ТК РФ 2003 г. «деятельность в области таможенного дела», содержащаяся в ст. 18, поражает отсутствием юридического представления о том, что же собственно является деятельностью в области таможенного дела.4

Деятельность в таможенной сфере либо отождествляется с процедурной частью таможенного дела в целом, т.е. охватывает функционирование всех субъектов таможенных правоотношений, прежде всего таможенных органов, либо сводится к деятельности околотаможенной инфраструктуры, обслуживающей непосредственных участников таможенных правоотношений. А.Н. Козырин отмечал, например, что «специфика деятельности в области таможенного дела... заключается в ее предмете, а именно в осуществлении операций и юридически значимых действий с иностранными товарами до введения их в свободный экономический оборот на таможенной территории РФ». 5

Приведенное положение, составляя основу определения указанной деятельности, требует существенной конкретизации при установлении статуса и форм деятельности субъектов таможенных правоотношений. В контексте гл. 3 ТК РФ 2003 г. деятельность в области таможенного дела должна определяться как специфическая часть таможенной деятельности, осуществляемой негосударственными субъектами, которые не являются сторонами внешнеторговых сделок с товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ.

Такая деятельность довольно метко была охарактеризована как «участие в таможенных правоотношениях третьих лиц, не имеющих прямого отношения к осуществлению перемещения товаров через таможенную границу», специальная правоспособность которых позволяет совершать операции и юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, в особом разрешительном порядке.

В отношении таможенного брокера (представителя) дополнительными идентификационными признаками выступают:

а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;

б) включение в Реестр таможенных брокеров в установленном ТК РФ 2003 г. порядке (ст. 140 - 142);

в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами (ст. 139, 143) в силу обязанности, вытекающей из закона или договора (ч. 1 ст. 144);

г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций (ст. 139);

д) наличие в штате не менее двух работников - специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (ст. 140, 146).

Законодатель не характеризует таможенного брокера как коммерческое предприятие. Коммерческий характер деятельности брокера выводится комментаторами таможенного законодательства лишь на основе косвенных нормативных признаков. Однако коммерческая основа деятельности таможенного брокера - важная отправная точка для анализа его правового статуса, для характеристики института представительства в таможенных правоотношениях, которые по своему содержанию пока еще далеки от гражданско-правовых.6

В соответствии со ст. 172 ТК РФ 1993 г. таможенный брокер и лицо, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, выступали перед таможенными органами в равном качестве декларанта. Соответственно к рассмотрению понятия «таможенный брокер» ранее обоснованно приступали через понятие «декларант», однако определения получались явно бессодержательные: таможенный брокер - тот, кто получил лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.7

Более того, статус таможенного брокера иногда принижался до статуса «субъекта вторичных таможенных правоотношений», наверное, в силу его необязательного участия в таможенных операциях. При этом публичный характер деятельности таможенного брокера все-таки проявлялся в оценках специалистов: поскольку лица, перемещающие товары через таможенную границу, не обладают достаточными знаниями и опытом для решения таможенных вопросов, им требуется квалифицированная помощь специалистов по таможенному оформлению. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие института таможенных представителей в условиях действия Таможенного Союза

 

    1. Институт таможенного представителя в рамках Таможенного Союза

Информация о работе Формирование и развитие института таможенных представителей