Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:32, реферат
Вербальная коммуникация:
Совершенствование навыков вербального общения. Совершенствование навыков письменной речи. Денотаты и коннотации. Ассертивность. Структура речевой коммуникации. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.
Невербальная коммуникация:
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов. Обмен невербальной информацией. Общее представление об языке телодвижений. Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия.
Групповое предметно-
Личностно-ориентированное
общение, представляющее
Говоря о видах общения,
многие исследователи выделяют
деловое и личностное общение.
Эти термины довольно часто
встречаются как в
Деловое общение (его
также называют ролевым или
функционально-ролевым
В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.
В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик задания учителя, какими способами он получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроется физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.
Личность как субъект общения
Свойства личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
Личность есть относительно
поздний продукт общественно-
Формирование личности есть
процесс, прямо не совпадающий с
процессом прижизненного
Личность есть специальное
человеческое образование, которое
так же не может быть выведено из
его приспособительной
Другими словами: особенности,
характеризующие одно единство (индивида),
не просто переходят в особенности
другого единства, другого образования
(личности), так что первые уничтожаются;
они сохраняются, но именно как особенности
индивида. Так, особенности высшей нервной
деятельности индивида не становятся
особенностями его личности и
не определяют ее. Хотя функционирование
нервной системы составляет, конечно,
необходимую предпосылку
Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Следовательно, основное
назначение этого процесса
Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.
Коммуникативная сторона общения.
Коммуникация – процесс обмена информации.
В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
Мы видим, что
для успешного процесса
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.
Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.
Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.
По моему мнению, для
восприятия и понимания человека
человеком очень важно умение
читать невербальные сигналы, так как
это позволяет увидеть
К свойствам создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона
общения представляет собой
Интерактивная сторона
общения проявляется не только
через обмен информацией, но
и через усилия людей по
организации совместных
К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.
К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.
Формирование и свойства личности
Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как личность.
В качестве собственно личностных
свойств из всего многообразия свойств
человека обычно выделяются те, которые
обусловливают общественно
Из представления о
личности, заключенного в первоначальном
значении этого слова и указывающего
на роль, которую актер играет в
пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную
роль, которую человек играет в
жизни), должна быть все же удержана
одна существенная черта. Она заключается
в том, что личность определяется
своими отношениями к окружающему
миру, к общественному окружению,
к другим людям. Эти отношения
реализуются в деятельности людей,
в той реальной деятельности, посредством
которой люди познают мир (природу
и общество) и изменяют его. Никак
нельзя вовсе обособить личность
от той реальной роли, которую она
играет в жизни. Значительность личности
определяется не только самими по себе
свойствами, но и значительностью
тех общественно-исторических сил,
носителем которых она
Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, — это реальный индивид, живой, действующий человек.