Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:14, реферат
В современном мире индивид чувствует на себе все большее отчуждение. От процесса власти, политики в стране, даже выборов – инструмента демократического общества, о котором так много глаголят в СМТ, экономических и образовательных реформах. И это отнюдь не полный список.
Сегодня 
многие проблемы, связанные с умонастроением 
социальных групп, выдвинутые Лебоном, 
по-прежнему остаются актуальными. Многие 
его идеи подтверждены современными исследованиями 
в области социальной психологии и заслуживают 
особого внимания. Зная основные особенности 
воздействия толпы на отдельного человека, 
мы получаем в свои руки тот инструмент, 
который в нужной ситуации поможет нам 
вовремя осознать истинные причины происходящего 
и избежать неприятностей, связанных с 
таким влиянием.  
Глава 2. Феномен флешмоба в социальной коммуникации или «Умная толпа».
Приходилось ли 
Вам наблюдать ситуации в общественных 
местах, когда большое количество 
людей совершают что-то абсурдное 
или непривычное, при этом все 
участники этих действ серьезные, трезвые 
и адекватные? 
 
Раньше явление флэш-моба было равнозначно 
маленькому чуду. Толпа, внезапно собравшаяся 
в одно и то же время в одном и том же месте, 
уже удивляла, и была чем-то непонятным, 
новым, неожиданным. Сейчас люди стали 
более искушенными и могут на любые странные 
движения небольшого сборища людей, сказать: 
«Флэш-моб, наверное!».
Флэшмоб - (flash - вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.
Негласные правила запрещают моберам все, что выходит за рамки закона и морали. Цель флэшмоба — вызвать у случайных зрителей чувство любопытства, непонимания, замешательства.
Понятие «флешмоб» появилось в 2003 году после выхода книги социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа. Новая социальная революция". В ней он писал о новых возможностях самоорганизации и возникновения новых неожиданных сообществ, основанных на развитых информационных технологиях, в частности мобильной связи, и состоящих из незнакомых друг с другом людей. «Технология сделала общество невероятно мобильным, – пишет Рейнгольд. – Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно – для этого нужны примитивные технические средства…». Акции, которые организует умная толпа, автор называл флешмобом
Вдохновившись идеями Рейнгольда, житель Сан-Франциско Роб Зазуэта создал сайт flocksmart.com для организации подобных акций.
Первый 
флешмоб прошел в Нью-Йорке 17 июня 2003 года. 
В мебельный отдел универмага Macy`s явились 
около 200 человек и стали объяснять продавцам, 
что они живут вместе на складе в "пригородной 
коммуне" на окраине Нью-Йорка и пришли 
купить "ковер любви". 
 
Вскоре вирус флешмоба разлетелся по всей 
планете, увлекая в хоровод абсурда все 
больше и больше энтузиастов.
Так, 
в Денвере толпа в 400 человек 
рассредоточилась по нескольким этажам 
торгового центра и принялась 
играть в пинг-понг, но весьма своеобразный. 
Стоявшие внизу кричали «Пинг!» - А сверху 
им отвечали «Понг!». При этом участники 
действа синхронно повторяли движения 
шарика для настольного тенниса. \ 
В Манхэттене 250 человек вошли в фешенебельный 
отель и в течение 15 секунд громко и аплодировали 
сами себе.  
В Берлине около 250 человек собралось рядом 
с американским посольством и, откупорив 
бутылки с шампанским, в течении трех минут, 
в унисон пили «За Наташу!»
 Первые российские 
акции, как и их западные 
аналоги, носили скорее 
 
Например, летом случайные прохожие могли 
увидеть в центре славного города Петербурга, 
как группа молодых людей, набрав воду 
в тазики из фонтана, разувшись и встав 
с важным видом одной ногой в таз, держали 
в руках таблички с приветствием розовых 
фламинго. В другой раз пассажиры поезда 
Санкт-Петербург-Калининград столкнулись 
с просьбами довезти до Калининграда… 
уток, самых разнообразных – игрушечных, 
стеклянных, деревянных, нарисованных 
– и передать их тем, кто будет искать 
столь необычные презенты. 
 
В других городах России, например, Нижнем 
Новгороде, люди ходили возле памятника 
Минину и уговаривали его не уезжать в 
Москву. При этом они держали в руках плакаты 
с надписью «Козьма, останься!» В Москве 
на центральной улице один раз собралась 
толпа народа, которая, глядя на большой 
уличный экран с рекламой, пыталась судорожно 
переключиться с помощью пультов от телевизоров 
на «другой канал». 
 
Еще несколько забавных ситуаций. В Киеве 
продавщицу конфет покупатели замучили 
вопросом «Как с помощью сладкого поправиться 
на семь килограммов?» В Токио люди, одетые 
в костюмы знакомого киногероя, пытались 
копировать его поведение. В Риме в книжном 
магазине 200 человек несколько минут спрашивали 
несуществующие книги, а затем с аплодисментами 
терпению продавцов разошлись в разные 
стороны. Столь неординарные мероприятия 
проходят во многих городах по всему миру.
 
А зачем 
все это? Им что, больше делать нечего?» 
- спросит любой мыслящий человек. 
«С жиру бесятся» - добавит язвительный 
скептик. Но, как известно, ничто 
не возникает из пустоты, у каждого 
явления есть причина и закономерность 
Согласно теории 
американского психолога и 
"Родитель” 
воспроизводит чувства, 
Именно оно сильнее всего подавлено в современном человеке. Изо дня в день мы выполняем один и тот же порядок действий, вечно спешим, в роботизированных существ, лишенных способности воспринимать окружающий мир во всей его полноте.
Творческое 
начало в нас спит. Где оно проявляются 
ярче всего? Конечно, в игре.  
Согласно Йохану Хёйзинга, игра свойственна 
животным и человеку от природы и обладает 
определенными свойствами: смыслом, самодостаточностью 
(люди играют ради самого процесса игры), 
повторяемостью (рефрены встречаются 
практически в любой форме игры), игра 
является свободной деятельностью, игра 
является излишеством (ации часто гротескны),внутри 
игры царит собственный порядок, игра 
таинственна (это подтверждает выражение 
лиц случайных прохожих, столкнувшихся 
с мобберами:). 
Флешмоббинг по сути  - игра, родившаяся 
в постиндустриальном обществе и наделенная 
соответствующими характеристиками.  
Об этом, в частности, свидетельствует 
и сленг мобберов: говоря об исполнении 
сценария они ипользуют глагол "играть". 
Например: «Мы уже играли этот сценарий 
в прошлом году». Участие во флешмобах 
исключительно добровольно, у моберов 
нет единого организатора Флешмоббинг 
- это протест сознательных индивидов 
против механизированного порядка жизни, 
торжество иррациональности,  дзенский 
коан в действии.
Но несмотря 
на спонтанность и алогичность во флешмобе, 
как и в каждой игре, есть правила. 
«Правила игры бесспорны и обязательны, 
они не подлежат никакому сомнению. Стоит 
лишь отойти от правил, и мир игры тотчас 
же рушится. Никакой игры больше нет", 
- пишет Хёйзинга.  
1. Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).
2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
3. Точное время начала и конца проведения (каждый моббер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
4. Должно сложиться впечатление, что моберы — такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
5. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
6. Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
7. Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
8. Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
9. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
10. После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.
11. Разрешена фото-видео съёмка с целью афиширования.
"Участник 
игры, который действует вопреки правилам 
или обходит их, это нарушитель игры, "шпильбрехер" 
С манерой игры теснейшим образом связано 
понятие fair, -- играть надо честно. Отказываясь 
от игры, он разоблачает относительность 
и хрупкость того мира», пишет Хёйзинга. 
 
 Человек обладает социальным инстинктом, 
иерархия фундаментальных ценностей Маслоу 
наглядно демонстрирует, что сразу после 
базовых потребностей, находящихся на 
первой и второй ступени пирамиды, следует 
потребность в принадлежности и поддержке. 
Примитивные потребности у жителей мегаполиса 
удовлетворены сполна, зато гнетущее чувство 
одиночества в толпе, где - одна из самых 
распространенных проблем современного 
общества. Действуя по единому сценарию, 
синхронно выполняя определенные движения, 
мобберы впадают в своеобразный транс. 
Человек издревле стремится к слиянию 
с Космосом, для этого существовали ритуалы, 
развившиеся в религиозные культы. В светском 
обществе ритуал секуляризирован и воплощается 
в реальность в форме разнообразных массовых 
мероприятий, таких, как парады, карнавалы, 
шествия… Ритуал может существовать и 
в малой группе. Флешмоб – это стихийный 
ритуал, ритуал – вспышка, кратковременное 
ощущение единства. На время акции людей 
объединяет идея и настрой, незнакомые 
друг друг с другом, они ощущают себя частью 
одного целого.
Новая реальность, на миг возникающая поверх привычной, будничной картины мира. Это явление, характерное для постиндустриального общества с его массовой информатизацией и заменой живой реальности множеством виртуальных, симулякров.
Флэш-моб — это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Для флэш-моба важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно, сговорились ли все эти окружающие тебя люди или это просто совпадение, а может, вообще — показалось? Все акции флэш-моба происходят в общественных местах (без зрителя флэш-моб не флэш-моб) и в очень непродолжительные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к моберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи пронырливые журналисты. Люди, на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?», отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни». Чтобы стать участником флэш-моба, достаточно зарегистрироваться на специальных интернет сайтах или форумах, где, кстати, чаще всего уже висят объявления о предстоящих акциях. Некоторые обмениваются информацией с помощью SMS – это удобно и оперативно. Также на вышеупомянутых сайтах можно предложить свои сценарии акций, подписаться на рассылку возможных выступлений.
Флэш-мобовцы — умная толпа, которая понимает, что малейший недочет может испортить весь эффект. Поэтому существуют неписаные правила, которые соблюдает каждый участник движения. Люди, участвующие во флэш-мобе, отличаются пунктуальностью. Опоздание, даже малейшее, недопустимо, поскольку акции и так кратковременны. Участники обязаны знать, что ни в коем случае не должны разговаривать друг с другом, даже если они очень хорошие друзья, даже если имеется важная информация. Если действительно надо поговорить – отделитесь от «мгновенной толпы» — данный флэш-моб сегодня обойдется без вас. Нельзя находиться на момент акции в состоянии алкогольного опьянения. На всякий случай все-таки лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
 
 
Форма 
флешмоба сама собой напрашивается в рекламные 
и pr-кампании. Небольшие затраты на производство 
и  вирусный эффект, возникающий при просмотре 
видео с мобами обеспечивают ролику большую 
аудиторию по смешной, по сравнению с тв-рекламой 
цене. Самые продвинутые кампании подхватили 
модную тенденцию, поставив флешмобы на 
службу капиталу. Так, лишившись изначально 
присущей таким акциям непосредственности 
онм превратились в очередной инструмет 
продвижения бесконечой череды товаров 
и услуг. 
Информация о работе Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе