Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Краткое описание

В современном мире индивид чувствует на себе все большее отчуждение. От процесса власти, политики в стране, даже выборов – инструмента демократического общества, о котором так много глаголят в СМТ, экономических и образовательных реформах. И это отнюдь не полный список.

Файлы: 1 файл

эссе соц ком..docx

— 474.33 Кб (Скачать)

Сегодня многие проблемы, связанные с умонастроением социальных групп, выдвинутые Лебоном, по-прежнему остаются актуальными. Многие его идеи подтверждены современными исследованиями в области социальной психологии и заслуживают особого внимания. Зная основные особенности воздействия толпы на отдельного человека, мы получаем в свои руки тот инструмент, который в нужной ситуации поможет нам вовремя осознать истинные причины происходящего и избежать неприятностей, связанных с таким влиянием.  

Глава 2. Феномен флешмоба в социальной коммуникации или «Умная толпа».

Приходилось ли Вам наблюдать ситуации в общественных местах, когда большое количество людей совершают что-то абсурдное  или непривычное, при этом все  участники этих действ серьезные, трезвые  и адекватные? 
 
Раньше явление флэш-моба было равнозначно маленькому чуду. Толпа, внезапно собравшаяся в одно и то же время в одном и том же месте, уже удивляла, и была чем-то непонятным, новым, неожиданным. Сейчас люди стали более искушенными и могут на любые странные движения небольшого сборища людей, сказать: «Флэш-моб, наверное!».

Флэшмоб - (flash - вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.

Негласные правила  запрещают моберам все, что выходит за рамки закона и морали. Цель флэшмоба — вызвать у случайных зрителей чувство любопытства, непонимания, замешательства.

Понятие «флешмоб» появилось в 2003 году после выхода книги социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа. Новая социальная революция". В ней он писал о  новых возможностях самоорганизации и возникновения новых неожиданных сообществ, основанных на развитых информационных технологиях, в частности мобильной связи, и состоящих из незнакомых друг с другом людей. «Технология сделала общество невероятно мобильным, – пишет Рейнгольд. – Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно – для этого нужны примитивные технические средства…». Акции, которые организует умная толпа, автор называл флешмобом

Вдохновившись идеями Рейнгольда, житель Сан-Франциско Роб Зазуэта создал сайт flocksmart.com для организации подобных акций.

Первый  флешмоб прошел в Нью-Йорке 17 июня 2003 года. В мебельный отдел универмага Macy`s явились около 200 человек и стали объяснять продавцам, что они живут вместе на складе в "пригородной коммуне" на окраине Нью-Йорка и пришли купить "ковер любви". 
 
Вскоре вирус флешмоба разлетелся по всей планете, увлекая в хоровод абсурда все больше и больше энтузиастов.

Так, в Денвере толпа в 400 человек  рассредоточилась по нескольким этажам торгового центра и принялась  играть в пинг-понг, но весьма своеобразный. Стоявшие внизу кричали «Пинг!» - А сверху им отвечали «Понг!». При этом участники действа синхронно повторяли движения шарика для настольного тенниса. \ 
В Манхэттене 250 человек вошли в фешенебельный отель и в течение 15 секунд громко и аплодировали сами себе.  
В Берлине около 250 человек собралось рядом с американским посольством и, откупорив бутылки с шампанским, в течении трех минут, в унисон пили «За Наташу!»

 Первые российские  акции, как и их западные  аналоги, носили скорее развлекательный  характер: толпа молилась памятнику Ленина, подпевая: "Ленин вечно живой" (Пермь, 20 сентября 2003 года), пускала мыльные пузыри на московском Арбате (1 апреля 2007 года). В gрошлом году в честь юбилея движения 12 июля моберы раскрыли на Патриаршем мосту в солнечную погоду красочные зонтики, изображая тем самым "коврик любви". Идеология классического флэшмоба предполагает отделение от политики, экономики, религиозных проблем. 
 
Например, летом случайные прохожие могли увидеть в центре славного города Петербурга, как группа молодых людей, набрав воду в тазики из фонтана, разувшись и встав с важным видом одной ногой в таз, держали в руках таблички с приветствием розовых фламинго. В другой раз пассажиры поезда Санкт-Петербург-Калининград столкнулись с просьбами довезти до Калининграда… уток, самых разнообразных – игрушечных, стеклянных, деревянных, нарисованных – и передать их тем, кто будет искать столь необычные презенты. 
 
В других городах России, например, Нижнем Новгороде, люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью «Козьма, останься!» В Москве на центральной улице один раз собралась толпа народа, которая, глядя на большой уличный экран с рекламой, пыталась судорожно переключиться с помощью пультов от телевизоров на «другой канал». 
 
Еще несколько забавных ситуаций. В Киеве продавщицу конфет покупатели замучили вопросом «Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?» В Токио люди, одетые в костюмы знакомого киногероя, пытались копировать его поведение. В Риме в книжном магазине 200 человек несколько минут спрашивали несуществующие книги, а затем с аплодисментами терпению продавцов разошлись в разные стороны. Столь неординарные мероприятия проходят во многих городах по всему миру.
 
 

А зачем  все это? Им что, больше делать нечего?» - спросит любой мыслящий человек. «С жиру бесятся» - добавит язвительный  скептик. Но, как известно, ничто  не возникает из пустоты, у каждого  явления есть причина и закономерность возникновения и развития. Флешмобы рождаются в больших городах. По статистике, участники акций  – люди возрасте от 16 до 25 лет.

Согласно теории американского психолога и психотерапевта Эрика Берна, человеческая личность может существовать в трех ролях  или эго-состояниях, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации: родитель, взрослый, ребенок.

"Родитель”  воспроизводит чувства, установки,  поведение и реакции, усвоенные  индивидом от родителей, "взрослый"  существует "здесь и сейчас", он рационален, отвечает за сбор и анализ информации, "ребенок" - эмоциональное, творческое, интуитивное начало. Именно оно сильнее всего подавлено в современном человеке. Изо дня в день мы выполняем один и тот же порядок действий, вечно спешим,  в роботизированных существ, лишенных способности воспринимать окружающий мир во всей его полноте.

Именно  оно сильнее всего подавлено  в современном человеке. Изо дня  в день мы выполняем один и тот  же порядок действий, вечно спешим,  в роботизированных существ, лишенных способности воспринимать окружающий мир во всей его полноте.

Творческое  начало в нас спит. Где оно проявляются  ярче всего? Конечно, в игре.  
Согласно Йохану Хёйзинга, игра свойственна животным и человеку от природы и обладает определенными свойствами: смыслом, самодостаточностью (люди играют ради самого процесса игры), повторяемостью (рефрены встречаются практически в любой форме игры), игра является свободной деятельностью, игра является излишеством (ации часто гротескны),внутри игры царит собственный порядок, игра таинственна (это подтверждает выражение лиц случайных прохожих, столкнувшихся с мобберами:). 
Флешмоббинг по сути  - игра, родившаяся в постиндустриальном обществе и наделенная соответствующими характеристиками.  
Об этом, в частности, свидетельствует и сленг мобберов: говоря об исполнении сценария они ипользуют глагол "играть". Например: «Мы уже играли этот сценарий в прошлом году». Участие во флешмобах исключительно добровольно, у моберов нет единого организатора Флешмоббинг - это протест сознательных индивидов против механизированного порядка жизни, торжество иррациональности,  дзенский коан в действии.

Но несмотря на спонтанность и алогичность во флешмобе, как и в каждой игре, есть правила. 
«Правила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никакому сомнению. Стоит лишь отойти от правил, и мир игры тотчас же рушится. Никакой игры больше нет", - пишет Хёйзинга.  

1.       Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).

2.       Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).

3.       Точное время начала и конца проведения (каждый моббер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).

4.       Должно сложиться впечатление, что моберы — такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).

5.       Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).

6.       Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).

7.       Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.

8.       Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.

9.       Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).

10.    После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.

11.    Разрешена фото-видео съёмка с целью афиширования.

"Участник игры, который действует вопреки правилам или обходит их, это нарушитель игры, "шпильбрехер" С манерой игры теснейшим образом связано понятие fair, -- играть надо честно. Отказываясь от игры, он разоблачает относительность и хрупкость того мира», пишет Хёйзинга. 
 
 Человек обладает социальным инстинктом, иерархия фундаментальных ценностей Маслоу наглядно демонстрирует, что сразу после базовых потребностей, находящихся на первой и второй ступени пирамиды, следует потребность в принадлежности и поддержке. Примитивные потребности у жителей мегаполиса удовлетворены сполна, зато гнетущее чувство одиночества в толпе, где - одна из самых распространенных проблем современного общества. Действуя по единому сценарию, синхронно выполняя определенные движения, мобберы впадают в своеобразный транс. Человек издревле стремится к слиянию с Космосом, для этого существовали ритуалы, развившиеся в религиозные культы. В светском обществе ритуал секуляризирован и воплощается в реальность в форме разнообразных массовых мероприятий, таких, как парады, карнавалы, шествия… Ритуал может существовать и в малой группе. Флешмоб – это стихийный ритуал, ритуал – вспышка, кратковременное ощущение единства. На время акции людей объединяет идея и настрой, незнакомые друг друг с другом, они ощущают себя частью одного целого.

Новая реальность, на миг возникающая поверх привычной, будничной картины мира. Это явление, характерное для  постиндустриального общества с  его массовой информатизацией и  заменой живой реальности множеством виртуальных, симулякров.

Флэш-моб — это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Для флэш-моба важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно, сговорились ли все эти окружающие тебя люди или это просто совпадение, а может, вообще — показалось? Все акции флэш-моба происходят в общественных местах (без зрителя флэш-моб не флэш-моб) и в очень непродолжительные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к моберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи пронырливые журналисты. Люди, на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?», отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни». Чтобы стать участником флэш-моба, достаточно зарегистрироваться на специальных интернет сайтах или форумах, где, кстати, чаще всего уже висят объявления о предстоящих акциях. Некоторые обмениваются информацией с помощью SMS – это удобно и оперативно. Также на вышеупомянутых сайтах можно предложить свои сценарии акций, подписаться на рассылку возможных выступлений.

Флэш-мобовцы — умная толпа, которая понимает, что малейший недочет может испортить весь эффект. Поэтому существуют неписаные правила, которые соблюдает каждый участник движения. Люди, участвующие во флэш-мобе, отличаются пунктуальностью. Опоздание, даже малейшее, недопустимо, поскольку акции и так кратковременны. Участники обязаны знать, что ни в коем случае не должны разговаривать друг с другом, даже если они очень хорошие друзья, даже если имеется важная информация. Если действительно надо поговорить – отделитесь от «мгновенной толпы» — данный флэш-моб сегодня обойдется без вас. Нельзя находиться на момент акции в состоянии алкогольного опьянения. На всякий случай все-таки лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

 
 
Форма флешмоба сама собой напрашивается в рекламные и pr-кампании. Небольшие затраты на производство и  вирусный эффект, возникающий при просмотре видео с мобами обеспечивают ролику большую аудиторию по смешной, по сравнению с тв-рекламой цене. Самые продвинутые кампании подхватили модную тенденцию, поставив флешмобы на службу капиталу. Так, лишившись изначально присущей таким акциям непосредственности онм превратились в очередной инструмет продвижения бесконечой череды товаров и услуг. 

Информация о работе Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе