Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:14, реферат
В современном мире индивид чувствует на себе все большее отчуждение. От процесса власти, политики в стране, даже выборов – инструмента демократического общества, о котором так много глаголят в СМТ, экономических и образовательных реформах. И это отнюдь не полный список.
Сегодня
многие проблемы, связанные с умонастроением
социальных групп, выдвинутые Лебоном,
по-прежнему остаются актуальными. Многие
его идеи подтверждены современными исследованиями
в области социальной психологии и заслуживают
особого внимания. Зная основные особенности
воздействия толпы на отдельного человека,
мы получаем в свои руки тот инструмент,
который в нужной ситуации поможет нам
вовремя осознать истинные причины происходящего
и избежать неприятностей, связанных с
таким влиянием.
Глава 2. Феномен флешмоба в социальной коммуникации или «Умная толпа».
Приходилось ли
Вам наблюдать ситуации в общественных
местах, когда большое количество
людей совершают что-то абсурдное
или непривычное, при этом все
участники этих действ серьезные, трезвые
и адекватные?
Раньше явление флэш-моба было равнозначно
маленькому чуду. Толпа, внезапно собравшаяся
в одно и то же время в одном и том же месте,
уже удивляла, и была чем-то непонятным,
новым, неожиданным. Сейчас люди стали
более искушенными и могут на любые странные
движения небольшого сборища людей, сказать:
«Флэш-моб, наверное!».
Флэшмоб - (flash - вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.
Негласные правила запрещают моберам все, что выходит за рамки закона и морали. Цель флэшмоба — вызвать у случайных зрителей чувство любопытства, непонимания, замешательства.
Понятие «флешмоб» появилось в 2003 году после выхода книги социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа. Новая социальная революция". В ней он писал о новых возможностях самоорганизации и возникновения новых неожиданных сообществ, основанных на развитых информационных технологиях, в частности мобильной связи, и состоящих из незнакомых друг с другом людей. «Технология сделала общество невероятно мобильным, – пишет Рейнгольд. – Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно – для этого нужны примитивные технические средства…». Акции, которые организует умная толпа, автор называл флешмобом
Вдохновившись идеями Рейнгольда, житель Сан-Франциско Роб Зазуэта создал сайт flocksmart.com для организации подобных акций.
Первый
флешмоб прошел в Нью-Йорке 17 июня 2003 года.
В мебельный отдел универмага Macy`s явились
около 200 человек и стали объяснять продавцам,
что они живут вместе на складе в "пригородной
коммуне" на окраине Нью-Йорка и пришли
купить "ковер любви".
Вскоре вирус флешмоба разлетелся по всей
планете, увлекая в хоровод абсурда все
больше и больше энтузиастов.
Так,
в Денвере толпа в 400 человек
рассредоточилась по нескольким этажам
торгового центра и принялась
играть в пинг-понг, но весьма своеобразный.
Стоявшие внизу кричали «Пинг!» - А сверху
им отвечали «Понг!». При этом участники
действа синхронно повторяли движения
шарика для настольного тенниса. \
В Манхэттене 250 человек вошли в фешенебельный
отель и в течение 15 секунд громко и аплодировали
сами себе.
В Берлине около 250 человек собралось рядом
с американским посольством и, откупорив
бутылки с шампанским, в течении трех минут,
в унисон пили «За Наташу!»
Первые российские
акции, как и их западные
аналоги, носили скорее
Например, летом случайные прохожие могли
увидеть в центре славного города Петербурга,
как группа молодых людей, набрав воду
в тазики из фонтана, разувшись и встав
с важным видом одной ногой в таз, держали
в руках таблички с приветствием розовых
фламинго. В другой раз пассажиры поезда
Санкт-Петербург-Калининград столкнулись
с просьбами довезти до Калининграда…
уток, самых разнообразных – игрушечных,
стеклянных, деревянных, нарисованных
– и передать их тем, кто будет искать
столь необычные презенты.
В других городах России, например, Нижнем
Новгороде, люди ходили возле памятника
Минину и уговаривали его не уезжать в
Москву. При этом они держали в руках плакаты
с надписью «Козьма, останься!» В Москве
на центральной улице один раз собралась
толпа народа, которая, глядя на большой
уличный экран с рекламой, пыталась судорожно
переключиться с помощью пультов от телевизоров
на «другой канал».
Еще несколько забавных ситуаций. В Киеве
продавщицу конфет покупатели замучили
вопросом «Как с помощью сладкого поправиться
на семь килограммов?» В Токио люди, одетые
в костюмы знакомого киногероя, пытались
копировать его поведение. В Риме в книжном
магазине 200 человек несколько минут спрашивали
несуществующие книги, а затем с аплодисментами
терпению продавцов разошлись в разные
стороны. Столь неординарные мероприятия
проходят во многих городах по всему миру.
А зачем
все это? Им что, больше делать нечего?»
- спросит любой мыслящий человек.
«С жиру бесятся» - добавит язвительный
скептик. Но, как известно, ничто
не возникает из пустоты, у каждого
явления есть причина и закономерность
Согласно теории
американского психолога и
"Родитель”
воспроизводит чувства,
Именно оно сильнее всего подавлено в современном человеке. Изо дня в день мы выполняем один и тот же порядок действий, вечно спешим, в роботизированных существ, лишенных способности воспринимать окружающий мир во всей его полноте.
Творческое
начало в нас спит. Где оно проявляются
ярче всего? Конечно, в игре.
Согласно Йохану Хёйзинга, игра свойственна
животным и человеку от природы и обладает
определенными свойствами: смыслом, самодостаточностью
(люди играют ради самого процесса игры),
повторяемостью (рефрены встречаются
практически в любой форме игры), игра
является свободной деятельностью, игра
является излишеством (ации часто гротескны),внутри
игры царит собственный порядок, игра
таинственна (это подтверждает выражение
лиц случайных прохожих, столкнувшихся
с мобберами:).
Флешмоббинг по сути - игра, родившаяся
в постиндустриальном обществе и наделенная
соответствующими характеристиками.
Об этом, в частности, свидетельствует
и сленг мобберов: говоря об исполнении
сценария они ипользуют глагол "играть".
Например: «Мы уже играли этот сценарий
в прошлом году». Участие во флешмобах
исключительно добровольно, у моберов
нет единого организатора Флешмоббинг
- это протест сознательных индивидов
против механизированного порядка жизни,
торжество иррациональности, дзенский
коан в действии.
Но несмотря
на спонтанность и алогичность во флешмобе,
как и в каждой игре, есть правила.
«Правила игры бесспорны и обязательны,
они не подлежат никакому сомнению. Стоит
лишь отойти от правил, и мир игры тотчас
же рушится. Никакой игры больше нет",
- пишет Хёйзинга.
1. Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).
2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
3. Точное время начала и конца проведения (каждый моббер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
4. Должно сложиться впечатление, что моберы — такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
5. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
6. Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
7. Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
8. Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
9. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
10. После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.
11. Разрешена фото-видео съёмка с целью афиширования.
"Участник
игры, который действует вопреки правилам
или обходит их, это нарушитель игры, "шпильбрехер"
С манерой игры теснейшим образом связано
понятие fair, -- играть надо честно. Отказываясь
от игры, он разоблачает относительность
и хрупкость того мира», пишет Хёйзинга.
Человек обладает социальным инстинктом,
иерархия фундаментальных ценностей Маслоу
наглядно демонстрирует, что сразу после
базовых потребностей, находящихся на
первой и второй ступени пирамиды, следует
потребность в принадлежности и поддержке.
Примитивные потребности у жителей мегаполиса
удовлетворены сполна, зато гнетущее чувство
одиночества в толпе, где - одна из самых
распространенных проблем современного
общества. Действуя по единому сценарию,
синхронно выполняя определенные движения,
мобберы впадают в своеобразный транс.
Человек издревле стремится к слиянию
с Космосом, для этого существовали ритуалы,
развившиеся в религиозные культы. В светском
обществе ритуал секуляризирован и воплощается
в реальность в форме разнообразных массовых
мероприятий, таких, как парады, карнавалы,
шествия… Ритуал может существовать и
в малой группе. Флешмоб – это стихийный
ритуал, ритуал – вспышка, кратковременное
ощущение единства. На время акции людей
объединяет идея и настрой, незнакомые
друг друг с другом, они ощущают себя частью
одного целого.
Новая реальность, на миг возникающая поверх привычной, будничной картины мира. Это явление, характерное для постиндустриального общества с его массовой информатизацией и заменой живой реальности множеством виртуальных, симулякров.
Флэш-моб — это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Для флэш-моба важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно, сговорились ли все эти окружающие тебя люди или это просто совпадение, а может, вообще — показалось? Все акции флэш-моба происходят в общественных местах (без зрителя флэш-моб не флэш-моб) и в очень непродолжительные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к моберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи пронырливые журналисты. Люди, на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?», отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни». Чтобы стать участником флэш-моба, достаточно зарегистрироваться на специальных интернет сайтах или форумах, где, кстати, чаще всего уже висят объявления о предстоящих акциях. Некоторые обмениваются информацией с помощью SMS – это удобно и оперативно. Также на вышеупомянутых сайтах можно предложить свои сценарии акций, подписаться на рассылку возможных выступлений.
Флэш-мобовцы — умная толпа, которая понимает, что малейший недочет может испортить весь эффект. Поэтому существуют неписаные правила, которые соблюдает каждый участник движения. Люди, участвующие во флэш-мобе, отличаются пунктуальностью. Опоздание, даже малейшее, недопустимо, поскольку акции и так кратковременны. Участники обязаны знать, что ни в коем случае не должны разговаривать друг с другом, даже если они очень хорошие друзья, даже если имеется важная информация. Если действительно надо поговорить – отделитесь от «мгновенной толпы» — данный флэш-моб сегодня обойдется без вас. Нельзя находиться на момент акции в состоянии алкогольного опьянения. На всякий случай все-таки лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Форма
флешмоба сама собой напрашивается в рекламные
и pr-кампании. Небольшие затраты на производство
и вирусный эффект, возникающий при просмотре
видео с мобами обеспечивают ролику большую
аудиторию по смешной, по сравнению с тв-рекламой
цене. Самые продвинутые кампании подхватили
модную тенденцию, поставив флешмобы на
службу капиталу. Так, лишившись изначально
присущей таким акциям непосредственности
онм превратились в очередной инструмет
продвижения бесконечой череды товаров
и услуг.
Информация о работе Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе