Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Краткое описание

В современном мире индивид чувствует на себе все большее отчуждение. От процесса власти, политики в стране, даже выборов – инструмента демократического общества, о котором так много глаголят в СМТ, экономических и образовательных реформах. И это отнюдь не полный список.

Файлы: 1 файл

эссе соц ком..docx

— 474.33 Кб (Скачать)
 

Введение

В современном  мире индивид чувствует на себе все  большее отчуждение. От процесса власти, политики в стране, даже выборов  – инструмента демократического общества, о котором так много глаголят в СМТ, экономических и образовательных реформах. И это отнюдь не полный список.

Я уверена, что каждый из нас хочет поучаствовать, и мало того, повлиять на принятие какого-либо закона, или просто стать участником истории, а которой будут говорить какое-то время. И решение уже придумано. На западе. Флэшмоб – вот то событие, в котором может принять участие любой желающий. Организованная толпа людей, объединенных общей целью, известной каждому. Порадовать себя, удивить окружающих, выразить протест одиночеству, отчуждения. «Смотри, я здесь, и можешь быть рядом. Вместе мы сможем многое. Нас заметят» -  мысли каждого участника.

Так почему же индивид стремиться стать частью толпы, принять и испробовать  новые качества и модели поведения  на себе именно когда таких же людей  много. И чем заражается толпа, какие методы она выбирает на пути к поставленной цели, какие разновидности толпы чаще всего встречаются, а самое главное, на что толпа способна и как выявляется коммуникация в толпе. Ответы на эти вопросы можно найти в теории Густава Лебона, который активно исследовал явление масс. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе.

    Коммуникация — это в высшей степени социальный процесс. Измените ее форму, ее средства, она тут же изменит природу групп и форму власти, этому нас учит история. Было бы ошибочным рассматривать коммуникацию как простой инструмент в руках людей, стремящихся овладеть толпами. На самом же деле это она навязывает им свои правила, с которыми они обязаны считаться. Я только укажу, как пример, на глубокую трансформацию политической и культурной жизни под влиянием в первую очередь радио, а затем телевидения. В масштабе одного поколения стиль и темп речей, соперничество словесного и образного времени полностью видоизменились.

Социальная  же жизнь людей отливается в великое  множество самых разнообразных  форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения  сугубо индивидуализированные, целиком  или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей. 
 
Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.  
 
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.  
 
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. 

Так почему же индивид комфортно чувствует себя в толпе и способен проявить себя там по-новому, быть свободнее и чувствовать себя «хозяином Вселенной», чего не скажешь о внеколлективном, индивидуальном поведении?

Первые  попытки подойти к этой проблеме с научной точки зрения еще  в конце XIX – начале XX века предпринял французский социолог Густав Лебон. Его первые статьи на эту тему были опубликованы в 1895 г. в журнале «Revue scientific» («Научное обозрение»). А следующие, вышедшие в том же году в книге «Психология толпы», принесли ему широкую известность.

 «При  определенных конкретных обстоятельствах... скопление людей демонстрирует  новые характеристики, совершенно  отличающиеся от характеристик  индивидов, из которых толпа  состоит. Чувства и идеи всех  собравшихся принимают единую  направленность, а их сознательные  личности растворяются в толпе, - писал Лебон в одной из своих работ. - Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Он считал, что толпа живёт самостоятельной  жизнью.  При этом количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние, в котором расовое, бессознательное общее у людей доминирует над индивидуальными способностями. Толпа обладает неким «общим разумом», создавая единое умонастроение,  способное вдохновить людей как на героические, так и на варварские поступки, в зависимости от ситуации. Личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния. 

Толпой  как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

- публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.  
 
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.  
 
Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи
 

Основные  характеристики толпы, согласно теории, заключаются в следующем:

- В толпе  происходит уравнивание всех, сведение  людей к одному уровню психических  проявлений и поведения. Это  явление Лебон объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы.

- Толпа  интеллектуально значительно ниже  составляющих ее индивидов, она  склонна к быстрому переключению  внимания с одного объекта  на другой, легко и некритично  принимает даже самые фантастичные  слухи и поддается воздействию  призывов, лозунгов. Она слепо подчиняется  лидерам, власть и престиж которых  оказывают на нее почти магическое  воздействие.

- Человек  в толпе способен совершить  любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных  условиях ему представляются  немыслимыми. «Кем бы ни были индивиды,  составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал, думал и действовал, если бы находился в одиночестве», - отмечал Лебон.

- Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди при этом не просто соседствуют друг с другом, а «заражают» окружающих своими эмоциями. При этом, участники толпы, обмениваясь эмоциональными зарядами, постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием.

Лебон выделяет три основных фактора, благодаря которым формируются указанные свойства толпы.

Первый  – анонимность:

Личность  в толпе растворяется. Здесь нет  имен и социальных статусов, есть только «гражданин в пальто», «женщина в  шляпе» и т.д. «Толпа, - как писал Лебон, - становится анонимной и в силу этого - безответственной, чувство ответственности, которое вечно сдерживает индивида, тут исчезает полностью».

С одной  стороны, участие в скоплении  значительного числа людей создает  у отдельного человека чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - безликость и «безадресность» толпы делает отдельного человека анонимным, а это приводит  к возникновению чувства личной безответственности: каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично. 

Второй  фактор, по определению Лебона, - это «заражение»:

Под заражением здесь понимается распространение  психического состояния одних людей  на других. 

Согласно  теории, общее настроение и воображение  распространяются, подобно инфекции, в результате воздействия трех механизмов:

- имитации - стремления одного человека  подражать большинству, делать  то, что делают остальные;

- внушаемости  - состояния, в котором отдельный  человек становится более восприимчивыми  к образам, целям и предположениям, исходящим от других;

- цепной  реакции - процесса, с помощью  которого эмоции других людей  вызывают у отдельного человека  такие же чувства, что в свою  очередь еще более усиливает  чувства остальных в форме  обратной связи.

Внушаемость Лебон выделяет в отдельный, влияющий на свойства толпы, фактор.

Это, по его мнению, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение  толпы. Следствием его воздействия  становится то, что люди некритически воспринимают любые побуждения и  призывы к действию и способны совершить такие поступки, которые  находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками. 

Любое внушаемое мнение, идею или убеждение  толпа принимает или отвергает  целиком и относится к ним  либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить удовольствие в подчинении и готовности жертвовать собой ради своего идола. 

Различные импульсы, которым повинуется толпа, всегда настолько сильны, что никакой  личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. 

Еще более  сила чувств толпы увеличивается  из-за отсутствия ответственности. Уверенность  в безнаказанности (чем многочисленнее толпа, тем она сильнее) и сознание значительного, хотя и временного, могущества дают возможность большому скоплению  людей проявлять такие чувства  и совершать такие действия, которые  просто немыслимы и невозможны для  отдельного человека.

Лебон делает вывод о том, что для влияния на толпу не нужны логика и аргументы, нужно просто рисовать «яркие картины», преувеличивать и повторять одно и то же, нужно увлекать, вдохновлять и поражать воображение.

Вот так  все просто и, в то же время, неоднозначно.

Одновременно  с Лебоном и примерно в таком же русле о толпе писали Г. Тард и С. Сигеле во Франции, Б. Сидис в США и другие ученые. Впоследствии взгляды Лебона подвергались жесткой критике. Тем не менее, наблюдения его стали основой для целого ряда исследований в этой области. В частности, дальнейшее развитие теория толпы получила в работах такого известного ученого как Зигмунд Фрейд. Основные методы воздействия на толпу, сформулированные Лебоном, успешно применялись многими ведущими политическими фигурами (например, использование упрощенных лозунгов). 

Особо важную роль при возникновении толпы  играет коммуникация как процесс  обмена между людьми значимыми для  них сообщениями.

Известно, что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь  непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной  коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи сообщений.  
 
Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по все длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.  
 
Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение и кино.  
 
В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи — переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи.  
 
Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается собеседником, ибо он испытывает те же чувства... Это и есть первое условие для подготовки массового поведения. 

Информация о работе Теория Густава Лебона о коммуникации в толпе