Теоретические аспекты исследования массового сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – это раскрыть теоритические аспекты исследования массового сознания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание массового сознания.
2. Изучить теоретические аспекты исследования массового сознания.
Объект исследования - массовое сознание.
Предметом исследования является теоретические аспекты исследования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
1.1 История изучения массового сознания…………………….……….....6
1.2 Проблема изучения массового сознания в социологической науке……………………………………………………….……………….11
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Теоретические методы исследования…………………………………...18
2.2 Формы, виды и особенности в исследовании массового сознания...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Камалова Света 4.6.docx

— 89.86 Кб (Скачать)

  Наличие в  массовом   сознании  противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же  массовое   сознание  благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

   Массовое   сознание  имеет ряд особенностей: 
1) сложность и противоречивость – в  массовом   сознании  присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции; 
2)синкретизм; 
3)размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.; 
4)эмоциональность; 
5)«упрощенное» отражение социальной действительности. 
 Сопротивление  массового   сознания  общественным преобразованиям может носить: 
1)радикальный характер бунта; 
2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».30 
 Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны).  Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет. 
Что касается форм массового поведения, то существуют различные формы.31 
 Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.32 
 Различают несколько форм организованного протеста: 
- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу); 
- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей); 
- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки); 
- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).33 
 Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования  массовым   сознанием  людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии  массового   сознания , а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать  массовым   сознанием . 
 Термин «манипулировать» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.34 
 В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять  массовым   сознанием  в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.

  Чтобы определиться с тем, кто является носителем  массового   сознания , представляется возможным обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать  массовым   сознанием . Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов. 35

  Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. 36

  Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс:   большие и малые, устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные), сгруппированные и не сгруппированные, контактные и неконтактные, спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые), состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).

   Теоретическая  и практическая значимость  исследования  состоит в возможности использования методологических,  теоретических  положений и выводов для дальнейшего  исследования  проблем  массового   сознания , прогнозирования процессов, протекающих в духовной сфере в ходе трансформации общества. 
 Лебон считал, что в толпе образуется «коллективная душа», потому что индивидуальные чувства и мысли начинают принимать одинаковое направление. Эта «коллективная душа» живет, конечно, недолго, но быстро приобретает определенные, свойственные ей ( только сейчас и здесь) черты. Человек в толпе быстро поддается гипнотическому влиянию массы, теряя свою индивидуальность.37

  Более того, массовое сознание, усиленное мыслями и идеями отдельных людей, начинающих мыслить одинаково, возращается к этим же личностям многократно усиленным.

  Массовое сознание интересует многих, особенно во властных структурах, с точки зрения поиска наиболее совершенного способа им управлять. Впрочем, сейчас с этим успешно справляются средства массовой информации. Но и они сдают свои позиции массовым опросам общественного мнения, которые вряд ли действительно отражают его. Скорее, наоборот, успешно влияют на массовое сознание людей.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Очевидно, что   массовое   сознание  представляет собой сложнейший социальный феномен. Как показывают многочисленные исследования, каждый человек является одновременно членом многих малых и больших, формальных и неформальных социальных групп. Эти общности тем или иным образом интегрируются в ходе различных социальных процессов, их носители - субъекты социального действия - осуществляют общую деятельность, демонстрируя совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют.

  Массовое   сознание  - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс, сознание общностей людей, объединенных едиными целями или использующих общие средства для удовлетворения своих потребностей - сознание, адекватное этим целям и идеологии выбора средств их достижения. 39С  массовым   сознанием  тесно связано общественное мнение, которое представляет собой его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, общностей людей и государств. Общественное мнение может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями и средствами информации.

     Любое  исследование, связанное с анализом духовно-практических разновидностей социальной деятельности, рано или поздно вынуждено обратиться к рассмотрению проблемы  массового   сознания , ибо тот слой  сознания  общества, в котором функционируют знания, превращенные в убеждения, традиции  и  т. д., то есть  сознание , непосредственно включенное в практическую деятельность,  и  называется  массовым   сознанием .40 С такой необходимостью сталкиваются  и  теоретические  исследования  в области журналистики.41

  Несмотря на солидный объем публикаций, посвященных  массовому   сознанию , удовлетворительной для всех ясности в  его  понимании пока что, как представляется, нет. Несомненно, что для внесения некоторой определенности в понимание этой проблемы, необходимо обратиться к рассмотрению феномена сознания  вообще. Социальная деятельность есть целенаправленное  и , более того, целеполагающее изменение действительности. Таковой она является в силу своего сознательного характера.  
            В самом деле, мир существует для человека только субъективно, то есть только в форме  сознания , отражающего мир. Сознательность есть имманентная характеристика социальной деятельности. Более того, сама деятельность возможна только как сознательная, ибо специфика деятельности как активности заключается, в частности, в том, что отражение реального мира в форме чувств  и  идей предвосхищает действия конкретного субъекта, чем  и придает  им  не только целенаправленный, но  и  целеполагающий характер. С другой стороны,  сознание, как момент социальной деятельности, вне  и помимо социальной деятельности не существует вообще, выступая в качестве ее внутреннего опосредования.   Деление  сознания  на  массовое  (практическое)  и  специализированное (теоретическое) есть, таким образом, деление, связанное с различением практической  и  духовной деятельности, где “с точки зрения целого материальные компоненты функционально преобладают в практической деятельности (практике), поскольку ее целью является преобразование действительности, а в духовной деятельности, наоборот, функционально преобладают духовные компоненты, поскольку ее цель - отражение действительности” .

  Подводя итог всему сказанному, можно добавить что, чем бы в конечном итоге не являлись массы, они существуют в тех или иных формах. Есть основания полагать, что  массовое   сознание  отражает наиболее значимые с исторической, политической, экономической, социальной точки зрения события, происходящие в самом обществе; ценностные ориентации, интересы и потребности в различных сферах жизни людей. Манипуляция сознанием, реклама, национализм, феминизм, политические игры, компьютеризация – далеко не весь спектр преломления  массового  сознания . Безусловно, все эти феномены требуют отдельного осмысления для решения основной задачи – обеспечения благополучной жизнедеятельности массы людей в нашей стране и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
  2. Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ  массового   сознания . Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994, 154 с.
  3. Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.
  4. Быков, С.А. Манипулирование сознанием[Текст]: учебник / С.А. Быков. – М.: МИР, 2007. – 294 с.
  5. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 382 с.
  6. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология (философская социально-психологическая характеристика)/ Отв. ред. Е.Ф. Солонов. Л.: Наука, 1979.-216 с.
  7. Гринин А.Е. Формации и цивилизации// Философия и общество. М., 1997.-№3.-С. 5-92.
  8. Грушин Б. А.  Массовое   сознание , М., 1987, 8,254 с. 
  9. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии  исследования  общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.
  10. Грушин Б.А. Логические принципы  исследования   массового   сознания // Вопросы философии. -М., 1970. -№ 8.- 91-99 с.
  11. Грушин Б.А.  Массовое   сознание : Опыт определения и проблемы  исследования . -М.: Политиздат, 1987 - 367 с.
  12. Гуров Ю.С. Философия. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 132 с.
  13. Гуров Ю.С. Социология. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 196 с.
  14. Зинченко В.П. “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991- 419 с.
  15. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: Вопросы теории и методологии. Томск, 1995- 162 с.
  16. Любивый Я В. Современное  массовое   сознание : динамика и тенденции развития. Киев, 1993. 139 с. 
  17. Мамардашвили М. К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1989. № 7 - 112-113 с.
  18. Науменко Т.В.  Массовое   сознание  и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. №1.- 325 с.
  19. Немировская А. В. Ценности в  массовом   сознании : структура и динамика. Красноярск, 2005. - 30-31 с.
  20. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001 – 368 с.
  21. Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002 – 576 с.
  22. Петровский А.В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996- 495 с.
  23. Рощин С.К. Психология  и  журналистика, М., 1989,- 18 с.
  24. Спиркин А.Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.- 154 с.
  25. Судас Л.Г.  Массовое   сознание : В поисках новой парадигмы. М., 1996.- 319 с.
  26. Тугаринов В.П. Философия  сознания . М.: 1971,- 135-136 с.
  27. Философский энциклопедический словарь, М., 1983,- 708 с. 
  28. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, 1986 – 220 с.
  29. Фофанов В. П. Социальная деятельность  и  теоретическое отражение, Новосибирск, 1986 – 70с. 
  30. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы.2005 – 208 с.
  31. Арон Р. Измерения человеческого сознания// Философия и общество. М., 1999.-№ 2.-214-218 с.
  32. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 322 с.
  33. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 – 168 с.
  34. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Вопросы философии. 1989, № 3,- 120 с.
  35. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903- 178 с.

 

 

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. - С. 352-373

2 Грушин Б. А.  Массовое   сознание , М., 1987. – С. 254

3 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. – С. 322

4 Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология (философская социально-психологическая характеристика)/ Отв. ред. Е.Ф. Солонов. Л.: Наука, 1979.- С.216

 

5 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 382 с.

6  Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.

 

7 Гуревич А.Я. «История массового сознания» 1981- 123 с.

8 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 262 с.

 

9 Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии  исследования  общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

 

10 Гуров Ю.С. Социология. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 196 с.

11 Тугаринов В.П. Философия  сознания . М.: 1971,- 135-136 с.

 

12 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 – 168 с.

13 Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903- 178 с.

14 Спиркин А.Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.- 154 с.

 

15 Грушин Б.А. Логические принципы  исследования   массового   сознания // Вопросы философии. -М., 1970. -№ 8.- 91-99 с.

 

16 Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, 1986 – 220 с.

17 Ольшанский Д. В. Психология масс /Д. В. Ольшанский. СПб., 2001. - 20-21 с.

18  Мамардашвили М. К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1989. № 7.- 112-113 с.

19 Петровский А. В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.- 495 с.

20 Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы.2005 – 208 с.

21 Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002 – 576 с.

22 Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001 – 368 с.

23 Гринин А.Е. Формации и цивилизации// Философия и общество. М., 1997.-№3.-С. 5-92.

24 Грушин Б. А.  Массовое   сознание , М., 1987, 8,254 с. 

25 Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.- 287 с.

26  Зинченко В.П. “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991 – 419с.

27 Любивый Я В. Современное  массовое   сознание : динамика и тенденции развития. Киев, 1993. 139 с.

28 Судас Л.Г.  Массовое   сознание : В поисках новой парадигмы. М., 1996. – 198 с.

29 Науменко Т.В.  Массовое   сознание  и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. №1.- 254 с.

30 Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ  массового   сознания . Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994, 154 с.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования массового сознания