Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 00:46, курсовая работа
Цель работы – это раскрыть теоритические аспекты исследования массового сознания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание массового сознания.
2. Изучить теоретические аспекты исследования массового сознания.
Объект исследования - массовое сознание.
Предметом исследования является теоретические аспекты исследования
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
1.1 История изучения массового сознания…………………….……….....6
1.2 Проблема изучения массового сознания в социологической науке……………………………………………………….……………….11
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Теоретические методы исследования…………………………………...18
2.2 Формы, виды и особенности в исследовании массового сознания...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Наличие в массовом сознании
Массовое сознание имеет
ряд особенностей:
1) сложность и противоречивость – в массовом сознании
2)синкретизм;
3)размытость, фрагментарность, аморфность,
разорванность и др.;
4)эмоциональность;
5)«упрощенное» отражение социальной действительности.
Сопротивление массового
1)радикальный характер бунта;
2) пассивный характер молчаливого сопротивления
– «психология социальной инерции».30
Массовые действия могут быть слабо организованными
(паника, погромы), либо достаточно подготовленными
и организованными (демонстрации, революции,
террористические акты, войны). Многое
зависит от того, осознается ситуация
или нет, нашлись ли организаторы и лидеры,
способные руководить остальными, или
нет.
Что касается форм массового поведения,
то существуют различные формы.31
Массовая истерия – состояние всеобщей
нервозности, повышенной возбудимости
и страха. Слухи – совокупность сведений,
которые возникают из анонимных источников
и распространяются по неформальным каналам.
Паника – такая форма массового поведения,
когда люди, столкнувшись с опасностью,
проявляют нескоординированные реакции.
Погром – коллективный акт насилия, предпринятый
неконтролируемой и эмоционально возбужденной
толпой против собственности или личности.
Бунт – собирательное понятие, обозначающее
ряд стихийных форм коллективного протеста:
мятеж, волнение, смута, восстание.32
Различают несколько форм организованного
протеста:
- открытый пассивный протест (невыполнение
приказов, неподчинение, невыход на работу);
- скрытый пассивный протест ( подстрекательство
к сопротивлению, заговор, расклеивание
листовок, работа с прохладцей);
- открытый активный протест (митинги,
демонстрации, забастовки, стачки);
- скрытый активный протест и сопротивление
(террористическая борьба, создание политической
нелегальной партии, подготовка военного
переворота).33
Средства массовой информации в современном
обществе могут контролировать основную
часть информационного поля личности.
Быстрая изменчивость информации приводит
к стиранию традиционных форм мышления.
Телевидение, как важнейший источник информации,
является мощным средством воздействия
и даже манипулирования массовым
Термин «манипулировать» первоначально
означал «управлять со знанием дела»,
а сейчас трактуется как «ловкое и коварное
воздействие на людей с целью достижения
личной выгоды неблаговидными средствами»,
как психическое воздействие, которое
осуществляется тайно, а следовательно,
во вред тем, на кого оно направлено.34
В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается
управлять массовым
Чтобы определиться с тем,
кто является носителем массового
Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. 36
Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс: большие и малые, устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные), сгруппированные и не сгруппированные, контактные и неконтактные, спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые), состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).
Теоретическая и практическая
значимость исследования
Лебон считал, что в толпе образуется
«коллективная душа», потому что индивидуальные
чувства и мысли начинают принимать одинаковое
направление. Эта «коллективная душа»
живет, конечно, недолго, но быстро приобретает
определенные, свойственные ей ( только
сейчас и здесь) черты. Человек в толпе
быстро поддается гипнотическому влиянию
массы, теряя свою индивидуальность.37
Более того, массовое сознание, усиленное мыслями и идеями отдельных людей, начинающих мыслить одинаково, возращается к этим же личностям многократно усиленным.
Массовое сознание интересует многих, особенно во властных структурах, с точки зрения поиска наиболее совершенного способа им управлять. Впрочем, сейчас с этим успешно справляются средства массовой информации. Но и они сдают свои позиции массовым опросам общественного мнения, которые вряд ли действительно отражают его. Скорее, наоборот, успешно влияют на массовое сознание людей.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что массовое сознание
Массовое сознание - это сознание
массы, сознание различных типов и видов
масс, сознание общностей людей, объединенных
едиными целями или использующих общие
средства для удовлетворения своих потребностей
- сознание, адекватное этим целям и идеологии
выбора средств их достижения. 39С массовым сознанием
Любое исследование, связанное
с анализом духовно-практических разновидностей
социальной деятельности, рано или поздно
вынуждено обратиться к рассмотрению
проблемы массового
Несмотря на солидный объем
публикаций, посвященных массовому
В самом деле, мир существует для человека
только субъективно, то есть только в форме сознания ,
отражающего мир. Сознательность есть
имманентная характеристика социальной
деятельности. Более того, сама деятельность
возможна только как сознательная, ибо
специфика деятельности как активности
заключается, в частности, в том, что отражение
реального мира в форме чувств и идей предвосхищает
действия конкретного субъекта, чем и придает им не
только целенаправленный, но и целеполагающий
характер. С другой стороны, сознание, как
момент социальной деятельности, вне и помимо
социальной деятельности не существует
вообще, выступая в качестве ее внутреннего
опосредования. Деление сознания на
Подводя итог всему сказанному,
можно добавить что, чем бы в конечном
итоге не являлись массы, они существуют
в тех или иных формах. Есть основания
полагать, что массовое сознание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. - С. 352-373
2 Грушин Б. А. Массовое сознание , М., 1987. – С. 254
3 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. – С. 322
4 Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная
психология (философская социально-
5 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 382 с.
6 Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.
7 Гуревич А.Я. «История массового сознания» 1981- 123 с.
8 Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 262 с.
9 Грушин Б.А. Мнение о мире и мир
мнений. Проблемы методологии исследования
10 Гуров Ю.С. Социология. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 196 с.
11 Тугаринов В.П. Философия сознания . М.: 1971,- 135-136 с.
12 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896 – 168 с.
13 Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903- 178 с.
14 Спиркин А.Г. “Сознание и самосознание”, Москва, 1972.- 154 с.
15 Грушин Б.А. Логические принципы исследования
16 Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, 1986 – 220 с.
17 Ольшанский Д. В. Психология масс /Д. В. Ольшанский. СПб., 2001. - 20-21 с.
18 Мамардашвили М. К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1989. № 7.- 112-113 с.
19 Петровский А. В. “Введение в общую психологию”, Москва, 1996.- 495 с.
20 Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы.2005 – 208 с.
21 Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002 – 576 с.
22 Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001 – 368 с.
23 Гринин А.Е. Формации и цивилизации// Философия и общество. М., 1997.-№3.-С. 5-92.
24 Грушин Б. А. Массовое сознание , М., 1987, 8,254 с.
25 Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.- 287 с.
26 Зинченко В.П. “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991 – 419с.
27 Любивый Я В. Современное массовое
28 Судас Л.Г. Массовое сознание : В поисках новой парадигмы. М., 1996. – 198 с.
29 Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. №1.- 254 с.
30 Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ массового сознания . Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994, 154 с.
Информация о работе Теоретические аспекты исследования массового сознания