Современная социальная психология
выделяет в массовом сознании два уровня:
первичный (эмоционально-действенный)
и вторичный (рациональный). Массовое сознание обычно
основывается на ярком эмоциональном
переживании некоторой социальной проблемы,
вызывающей всеобщую озабоченность, считает
Д. В. Ольшанский. Это может быть война,
революция, масштабный экономический
кризис. Системообразующим фактором массового сознания становится
крайняя степень переживания проблемы.
Проявляясь в сильных эмоциях или чувствах,
такое переживание заслоняет все другие
привычные правила жизни — групповые
нормы, ценности и образцы поведения, порождая
потребность в немедленных действиях.17
На основе базисного эмоционально-действенного
уровня образуется более рациональный
уровень, включающий различные когнитивные
компоненты: общедоступные знания, массово
обсуждаемую и разделяемую информацию.
Рациональный уровень массового сознания имеет
более статичные (оценки и ожидания, ценности
и «общие ориентации») и более динамичные
(общественное мнение и настроения) компоненты.
Этот уровень рассматривается в основном
как отражение сведений, распространяемых
через посредство слухов и СМИ, при этом
особое значение придается социально-политическим
проблемам и ситуациям, вокруг переживания
и осмысления которых и формируется массовое сознание.18
2.2 Формы, виды
и особенности в исследовании массового сознания
В современном социогуманитарном знании тема масс и массового
сознания осознается как особо важный
системообразующий обьект комплексных
исследований, требующих интеграции методологического
и методического арсенала всех наук, так
или иначе изучающих общество и человека.
Формирование научных представлений о
механизмах функционирования масс в социальном
значимых процессах, особенностях массового
сознания, массовых настроений и массового
поведения как основополагающих факторов
эффективного и стабильного функционирования
всей социальной макросистемы является
одной из наиболее востребованных жизнью
задач. Ведь именно массами в решающей
степени определяется практическая судьба
всевозможных преобразований в истории.
Любой «исторический выбор пути» становится
действительно историческим, когда он
признается массами, получает поддержку
в массовом сознании. Исследователи продолжают
испытывать серьезные теоретические и
практические трудности, обусловленные
концептуальной сложностью и неоднозначностью
интерпретации самого термина «масса»
как в различных научных дисциплинах,
так и в различных контекстах внутри дисциплин. 19
Сложилась традиция противопоставления
различных исследовательских подходов.
Например, Г.Ю. Чернов предполагает
особо различать как минимум 5 базовых
подходов – «с точки зрения дисциплинарной
ориентации исследования» - и еще 4 подхода
– «наиболее типичных или наиболее важных
в научно-эвристическом отношении».20
Так, выделяются подходы:
- социологический (выявляющий
место социально-массовых явлений в структуре
общества и системе социальных взаимодействий
и анализирующий массу как социальную
общность) ;
- политологический ( выявляющий роль массы и массового сознания как компонентов политической жизни общества, сопоставляющий массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой);
- социально-психологический ( концентрирующийся на исследовании
общности массовых психических процессов
и возникающего на этой основе специфического
массового поведения);
- культурологический ( выявляющий
место и роль социально- массовых явлений в процессах культурного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры»);
- социально-философский ( интегрирующий, синтетический,
системно осмысливающий место и роль массовых
реалий и встраивающий полученные выводы
в философскую картину мира).21
Термин «массовое сознание»
также используется в различных значениях.
Обобщая, выделим важнейшие его трактовки:
1) антипод элитарного
сознания;
2) антипод специализированного
сознания;
3) форма дотеоретического
миропонимания, основанная на сходном
жизненном опыте людей, включенных в однотипные
структуры практической деятельности
и занимающих одинаковое место в социальной
иерархии;
4) шаблонное, деперсонализированное
сознание рядовых граждан развитого индустриального
общества, формирующееся под массированным
воздействием СМИ и стереотипов массовой
культуры;
5) своеобразное «подсознание»
общества, аккумулирующее обширный
пласт неявных мировоззренческих
моделей и сценариев поведения
различного происхождения и направленности;
6) сознание, ситуативно (стихийно)
производное от общественного
сознания (наиболее реальная и
конкретная форма его практического
существования), психически объединяющее
представителей различных классических
групп в неклассическую общность, особый
субъект социального действия – массу.22
Последняя трактовка понятия
«массовое сознание» в определенном смысле
объединяет все остальные и придает им
практическое значение в контекст соответствующих
конкретно – исторических исследований.
Синтез исследовательских потенций различных
подходов делает возможным формирование
целостного и многоаспектного представления
о роли масс в истории.
Массовое сознание не существует
само по себе, а связано с реальными процессами,
сопровождающими жизнь людей в обществе.
Специфическими особенностями массового сознания являются
нормы, обычаи, оценочные представления
и потребности, которые выражают реально
существующие в обществе ценности и нормы.23
В массовом сознании людей
всегда присутствуют, по крайней мере,
два основных слоя: сознание обыденное
в узком смысле этого слова и сознание
практическое. 24К обыденному сознанию относится
все то, что связано с повседневными потребностями.
А практическое мышление включает в себя
весь жизненный опыт человека.
Массовое сознание определяется
как совпадение в какой-то момент (совмещение
или пересечение) основных и наиболее
значимых компонентов сознания большого
числа весьма разнообразных «классических»
групп общества (больших и малых), однако
оно несводимо к ним. Это новое качество,
возникающее из совпадения отдельных
фрагментов психологии деструктурированных
по каким-то причинам «классических» групп.
В силу недостаточной специфичности источников
своего появления и неопределенности
самого своего носителя массовое сознание в
основном носит обыденный характер.
С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены
знания, представления, нормы, ценности
и образцы поведения, разделяемые какой-либо
возникающей по тем или иным обстоятельствам
совокупностью индивидов — массой. Они
вырабатываются в процессе общения людей
между собой и совместного восприятия
ими социально-политической информации
(скажем, в ходе политического митинга).
Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает,
во-первых, общесоциальная, а не только
групповая типичность всех образующих
его компонентов. Во-вторых, его отличает
их общесоциальное признание, санкционированность
той или иной достаточно массовой общностью.
В этом смысле массовое сознание представляет
собой надындивидуальное и надгрупповое
по содержанию, но индивидуальное по форме
функционирования сознание. Хотя массовое сознание и
реализуется в массе индивидуальных сознаний,
но оно не совпадает, с точки зрения содержания,
с каждым из них в отдельности, с индивидуальным
сознанием как таковым. Для зарождения
и функционирования массового сознания совершенно
не обязательна совместная деятельность
членов общности («массы»), что традиционно
принято считать обязательным для появления
группового сознания.
Содержание массового сознания может
быть определено практически как бесконечное,
если попытаться предвосхитить все возможные
варианты возникновения тех или иных значительных
масс людей в рамках, как отдельного общества,
так и человеческой истории в целом.
По структуре, массовое сознание включает
основной (первичный), эмоционально-действенный,
и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно
лежит яркое эмоциональное переживание
некой социальной проблемы, вызывающей
всеобщую озабоченность. Это может быть
война революция, масштабный экономический
кризис и т. д. Крайняя степень переживания
проблемы выступает как системообразующий
фактор массового сознания.
Такое переживание, проявляясь в сильных
эмоциях или чувствах, заслоняет собой
все другие, привычные правила жизни —
групповые нормы, ценности и образцы поведения.25 Оно порождает потребность
в немедленных действиях — потому и определяется
как эмоционально-чувственная основа
(иногда — как «ядро») массового сознания.
Когда объявляется война, например, у части
людей (как раз и формирующей данную массу)
возникает состояние своеобразной аномии,
разрушения в сознании привычных норм
поведения.
На основе «ядерного», базисного
эмоционально-действенного уровня постепенно
образуется более рациональный уровень.
Он включает различные когнитивные компоненты
— прежде всего, общедоступные знания,
массово обсуждаемую и разделяемую информацию.26
По своему психологическому
составу рациональный уровень массового сознания включает
в себя более статичные (типа оценок и
ожиданий, ценностей и «общих ориентации»)
и более динамичные (типа массовых мнений
и настроений) компоненты.
Внутри рационального уровня
различаются три основных блока. Во-первых,
это блок социальных ожиданий людей и
оценок ими своих возможностей влиять
на общественную систему в целях реализации
имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается
блок быстро меняющихся мнений и, особенно,
настроений людей — прежде всего, связанных
с оценками ими текущего положения, правительства,
лидеров, конкретных социально-политических
акций и т. д. В-третьих, выделяется блок
социально-политических ценностей, лежащих
уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического
выбора (например, ценности справедливости,
демократии, равенства, стабильности,
порядка и т. д., или противоположные им).
Эти ценности определяют итоговое отношение
массового сознания к происходящему.
Рациональный уровень массового сознания ,
как правило, представляет собой отражение
распространяемых через слухи или официальные
средства массовой информации «массово
необходимых» сведений.27
Действенным проявлением массового сознания является
массовое поведение, однако не всякое,
а в основном стихийное — неорганизованное,
но одинаковое и относительно необычное
внегрупповое поведение больших масс
людей, ситуативное и временное, связанное
с особыми обстоятельствами. Примерами
стихийного массового поведения являются,
например, стихийная массовая агрессия
в периоды войн и политических потрясений
или, напротив, стихийная массовая паника,
связанная с поражениями в войнах и восстаниях.
В первую очередь массовое поведение
зависит от того, какой из двух основных
уровней (эмоционально-действенный или
рациональный) возобладает в массовом сознании .
В зависимости от этого оно будет более
или менее стихийным или управляемым.
Во вторую очередь оно зависит от эффективности
(объема и качества) самого внешнего воздействия,
оказываемого на массовое сознание . В принципе,
до определенных моментов массовое сознание (и,
соответственно, поведение массы) обычно
податливо по отношению к внешним воздействиям. 28
Основные характеристики (свойства) массового сознания уже
описаны в литературе. Оно эмоционально,
заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво.
Оно всегда конкретно. Как правило, оно
неоднородно, аморфно, противоречиво,
лабильно и размыто. Когда единичный субъект,
как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится
частью массы, он неизменно подпадает
под власть определенных, а именно инстинктивных,
иррациональных страстей, темных импульсных
реакций. Интеллекту, разуму, логической
аргументации вовсе нет места в массовой
психологии. 3. Фрейд утверждал: «Масса
импульсивна, изменчива и возбудима. Ею
почти исключительно руководит бессознательное».
Эти свойства связаны со свойствами самого
субъекта массового сознания. Реальная
диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания
такова, что возникающие обычно основы массового сознания сами
формируют свою массу, которая, в свою
очередь, в дальнейшем формирует свое
сознание. Как верно писал Б. А. Грушин,
«нет недостатка в эмпирических доказательствах
того ежедневно и повсеместно наблюдаемого
факта, что массовое сознание обнаруживает
безусловную способность к «самопорождению»,
к спонтанному возникновению и изменению
в процессе и результате непосредственно-практического
освоения массами их «ближайшего» общественного
бытия».
Так, американские исследователи убеждены:
«вслед за изменениями объективных условий
социальной жизни происходит смещение
очагов наибольшего беспокойства в сознании
людей, в общественной психологии». И,
соответственно, наоборот: сознание реконструирует
бытие.
Проблема формирования и функционирования массового сознания до
недавнего времени рассматривалась в
рамках жесткой дихотомии «или-или»». Массовое сознание либо
трактовалось как подчиняющееся собственным
законам возникновения и развития, либо
представлялось как управляемое извне,
прежде всего идеологическими средствами.
Подобная абсолютизация была явно непродуктивной
в отличие от более диалектического подхода.
Последний предполагает, что массовое сознание возникает
не просто в силу сходства условий, в которых
живут и действуют многочисленные «массовые
индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости»
их индивидуального опыта. Согласно этому
подходу, оно возникает в силу того, что
люди всегда, тем или иным образом, непосредственно
или опосредованно, даже в отсутствие
непосредственно совместной деятельности,
все-таки взаимодействуют друг с другом
в пространстве и времени. В ходе такого
взаимодействия они совместно вырабатывают
общие представления, чувства, мнения,
фантазии и т. д. — компоненты общего для
них массового сознания .
С этой точки зрения, процесс образования,
возникновения массового сознания точнее
всего передается терминами «порождение»,
«производство», «продуцирование», охватывающими
обе стороны взаимосвязи — и внешние условия,
и закономерности саморазвития массового сознания .
В данной трактовке массовое сознание рассматривается
как результат попытки масс осмыслить
реалии собственной жизни и тех условий,
в которых эта жизнь протекает.29