Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 00:46, курсовая работа
Цель работы – это раскрыть теоритические аспекты исследования массового сознания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание массового сознания.
2. Изучить теоретические аспекты исследования массового сознания.
Объект исследования - массовое сознание.
Предметом исследования является теоретические аспекты исследования
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
1.1 История изучения массового сознания…………………….……….....6
1.2 Проблема изучения массового сознания в социологической науке……………………………………………………….……………….11
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Теоретические методы исследования…………………………………...18
2.2 Формы, виды и особенности в исследовании массового сознания...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
По мнению ряда исследователей,
в частности, А. Гарбовски, масса, а также
ее сознание - это архаические образования,
берущие начало в первобытном человеческом
обществе, когда индивид целиком "растворен"
в общности, не обладает собственными,
отличными от нее помыслами, волей. С другой
стороны, на поздней стадии развития капитализма
во всех сферах жизни современных обществ
складываются и получают широкое распространение
определенные процессы, приводящие к повсеместному
распространению массового с
Промышленная революция
и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий,
и, соответственно, к массовому распространению
определенных характерных для них укладов
жизни. Разрастание крупных городов и
усиление миграций в них вели к смешению
национально-этнических групп, способствуя
размыванию психологических границ между
ними и утрачиванию традиционных способов
жизнедеятельности. В то же время большие
социально-профессиональные группы еще
только формировались. Это способствовало
появлению новых, слабоструктурированных
«неклассических» форм общественного сознания.10 Возрастание масштабов этих массовых форм сознания
Массовое сознание легко управляемо. Об этом существует много мнений. Почему же массовое сознание в частых случаях без проблем поддается влиянию и с чем это связано? Лебон рассуждал на эту тему. Он связывал этот факт с толпой, с массой. Он пишет, что «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе (psychologische Masse), следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путем этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». Лебон занимается исследованием перемены, происходящей с индивидом в массе, и описывает его в выражениях, вполне согласующихся с основными предпосылками нашей психологии глубин. В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном. Мы скажем: психическая надстройка, развивавшаяся столь различно у различных индивидов, рушится, и при этом обнаруживается однородный у всех бессознательный фундамент. Лебон находит, что у них проявляются и новые качества, которыми они до сих пор не обладали. Обоснование этого он ищет в трех различных моментах. «Первая из этих причин заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Бессознательное Лебона содержит прежде всего глубочайшие отличительные черты расовой души, находящейся собственно вне рассмотрения психоанализа. Правда, мы признаем, что ядро человеческого «Я», которому принадлежит «архаическое наследство» человеческой души бессознательно; но кроме того, мы обособляем «вытесненное бессознательное», явившееся результатом некоторой части этого наследства. Это понятие вытесненного отсутствует у Лебона. «Вторая причина, – заражаемость, также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы». Эта фраза послужит впоследствии основанием для одного важного предположения. «Третья причина, и притом самая важная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, это – восприимчивость к внушению; заражаемость, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. «Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе.
Интерес к изучению массового сознания
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Теоретические методы исследования
Принято выделять два основных
уровня научного познания: эмпирический
и теоретический . Это
Эмпирический уровень - это этап
сбора данных (фактов) о социальных и природных
объектах. На эмпирическом уровне изучаемый
объект отражается преимущественно со
стороны внешних связей и проявлений.
Главным для этого уровня является
фактифицирующая деятельность. Эти задачи
решаются с помощью соответствующих методов.
Теоретический уровень познания
связан с преобладанием мыслительной
деятельности, с осмыслением эмпирического
материала, его переработкой. На теоретическом уровне
раскрывается:
- внутренняя структура и закономерности
развития систем и явлений
- их взаимодействие и обусловленность.15
Для получения теоретических
К таким методам принято относить:
Абстрагирование - это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования
и абстракцию. Процесс абстрагирования
- это совокупность операций, ведущих к
получению результата, т. е. к абстракции.
Примерами абстракции могут служить бесчисленные
понятия, которыми оперирует человек не
только в науке, но и в обыденной жизни:
дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс
абстрагирования в системе логического
мышления тесно связан с другими методами
Аксиоматический метод. Впервые был применен Евклидом. Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными. Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.
Анализ и синтез. Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования .
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Наиболее глубоко проникнуть
в сущность объекта позволяют структурно-генетические
анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза
требует вычленения в сложном явлении
таких элементов, которые представляют
самое главное в них, их «клеточку», оказывающую
решающее влияние на все остальные стороны
сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся
объектов применяется исторический метод .
Он используется только там, где так или
иначе предметом исследования становится
история объекта.
Идеализация - это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются "Идеальный газ", "Идеальный раствор", "Точка". Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.
Индукция и дедукция. Индукция - вывод, рассуждение от "частного" к "общему". Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждении от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств данного класса.
Восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственного конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.16
Oдной из традиционных социологических проблем является анализ массового сознания , но традиционную проблему можно изучать нетрадиционными методами. Один из таких подходов продемонстрировал знаменитый философ М. К. Мамардашвили: «Возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивида как некое пространственно-подобное или полевое образование. И поэтому метафоры и символы древности (в том числе мифологические, религиозные) содержат в себе, если их расшифровать, больше информации о свойствах сознания, чем любая привязка наблюдаемого поведения к изменениям характеристик мозга».
Массовому сознанию
Массовое сознание
В силу своей автономности (архетипы проявляют себя через человека, его психику и сознание) и динамической направленности архетипы многозначны, характеризуются богатством своих отношений и потому не могут быть охвачены однозначными формулировками. Они исчерпывающим образом не классифицируемы, они в полной мере рационально не инкорпорируются в структуры сознания. Существует множество явлений психической жизни, которые указывают на существование архетипов. Кроме сна к ним следует отнести беспричинные настроения, которые часто охватывают людей, универсальные жесты, религиозные догмы, универсальные мифологические и сказочные сюжеты, стереотипы поведения, установки деятельности, саму способность человека к рефлексии, иллюзии, видениям и др. При изучении архетипов доступно только их описание, интерпретация и незначительная типизация.
Информация о работе Теоретические аспекты исследования массового сознания