Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
анализ понятия коммуникативного потенциала личности;
изучение роли психодиагностики в формировании коммуникативного потенциала;
определение коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности;
рассмотрение факторов, влияющих на формирование коммуникативно-исполнительского мастерства личности.
Эмоционально-
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его. К ним относятся следующие умения:
Они позволяют личности адекватно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.
Опыт
общения занимает особое место в
структуре коммуникативной
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:
1)
соционормативный опыт
2)
знание языков общения,
3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;
4) опыт восприятия искусства.
Соционормативный
опыт - это основа когнитивного компонента
коммуникативной компетентности личности
как субъекта общения. Вместе с тем
реальное бытование различных форм
общения, которые чаще всего опираются
на соционормативный конгломерат (произвольная
смесь норм общения, заимствованных из
разных национальных культур), вводит
личность в состояние когнитивного диссонанса.
А это рождает противоречие между знание
норм общения в разных формах общения
и тем способом, который предлагает ситуация
конкретного взаимодействия. Диссонанс
- источник индивидуально-психологического
торможения активности личности в общении.
Личность "выключается" из поля общения.
Возникает поле внутреннего психологического
напряжения. А это создает барьеры на пути
человеческого взаимопонимания.
Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а, следовательно, и возможность изначального корректирования. Но большим достоинством группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.
Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности [2, c. 78].
Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.
Человек
должен овладевать внутренними средствами
регуляции коммуникативных действий,
осваивая культурное наследие, наблюдая
за поведением других людей, проигрывая
в воображении возможные коммуникативные
ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного
потенциала личности, необходимо использовать
весь арсенал имеющихся средств.
3.Коммуникативно-
В
коммуникативно-
Эмоционально-
Эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.
В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать "эмоциональную партитуру" как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором такой "эмоциональной партитуры" является психологический настрой самого человека на основе социально-психологической оценки ситуации общения [3].
В
процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует
Эмоционально-
Эмоционально-
Перцептивные навыки личности проявляются в умении
управлять
своим восприятием и
верно
оценивать социально-
"считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению;
"вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т.д.;
определять тон общения;
устанавливать необходимый контакт;
по
первому впечатлению
Перцептивные
навыки позволяют личности верно
оценивать эмоционально-
Экспрессивные
навыки коммуникативно-
Связь
эмоционально-психологической
Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих
Важная
часть коммуникативно-
В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его - обучение общению через общение.
В
работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко,
посвященных, в частности, анализу
культуры как своеобразного социально-
Во-первых,
это принцип целевой
Во-вторых, принцип индивидуализации, который позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения.
В-третьих, это принцип функциональности, когда осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности в конкретных ситуациях празднования.
В
четвертых, принцип ситуативности,
требующий учета
В-пятых, принцип актуальности, дающий возможность личности соотносить свое актуальное состояние с характером ситуации.
Выделенные пять принципов коммуникативного метода формирования соционормативной культуры общения личности взяты за основу при разработке социально-психологических тренингов общения.
Информация о работе Психодиагностика коммуникативного потенциала