Психодиагностика коммуникативного потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

анализ понятия коммуникативного потенциала личности;
изучение роли психодиагностики в формировании коммуникативного потенциала;
определение коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности;
рассмотрение факторов, влияющих на формирование коммуникативно-исполнительского мастерства личности.

Файлы: 1 файл

психодиагностика.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой  на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает, прежде всего, перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия. Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно- исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

    Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его. К ним относятся следующие умения:

  • верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению;
  • устанавливать необходимый контакт;
  • по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения.

    Они позволяют личности адекватно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

    Опыт  общения занимает особое место в  структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные  нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора и участника общения. Так коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

    Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

    Основными источниками приобретения коммуникативной  компетенции являются:

    1) соционормативный опыт народной  культуры;

    2) знание языков общения, используемых  народной культурой;

    3) опыт межличностного общения  в непраздничной сфере;

    4) опыт восприятия искусства. 

    Соционормативный  опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем  реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знание норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.  

    Существует  множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а, следовательно, и возможность изначального корректирования. Но большим достоинством группового анализа является то, что здесь могут быть  использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

    Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного  в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки»  приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности [2, c. 78].

    Важным  моментом процесса формирования коммуникативных  навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных  ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

    Человек должен овладевать внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств. 
 

3.Коммуникативно-исполнительское  мастерство личности 

    В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки, и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

    Эмоционально-психологическая  саморегуляция создает настрой  на общение в соответствующих  ситуациях (встреч, бесед, дискуссий, собраний, диспутов и т. д.).

    Эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде всего перевод обыденных  эмоций человека в тональность, соответствующую  ситуации взаимодействия.

    В современных условиях делового общения  возникает необходимость планировать "эмоциональную партитуру" как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором такой "эмоциональной партитуры" является психологический настрой самого человека на основе социально-психологической оценки ситуации общения [3].

    В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы:

  • длительное эмоциональное "заражение" проблемой, темой и материалом предстоящей ситуации общения;
  • эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения (действий) и программы предстоящего общения;
  • оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

    Эмоционально-психологическая  саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства.

    Эмоционально-психологическая  саморегуляция непосредственно  проявляется в умении остро, активно  реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

    Перцептивные  навыки личности проявляются в умении

    управлять своим восприятием и организовывать его;

    верно оценивать социально-психологический  настрой партнеров по общению;

    "считывать"  изменения в лице, голосе, жесте  партнера по общению;

    "вскрывать  подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т.д.;

    определять  тон общения;

    устанавливать необходимый контакт;

    по  первому впечатлению прогнозировать "ход" общения.

    Перцептивные  навыки позволяют личности верно  оценивать эмоционально-психологические  реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

    Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской  деятельности принято рассматривать  как систему умений, создающих  единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности.

    Связь эмоционально-психологической саморегуляции  с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Еще Л.С. Выготским отмечено стремление "всякого чувства воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству". Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.

    Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих

    • нормам устной речи;
    • жестов и пластики поз;
    • эмоционально-мимического сопровождения высказывания;
    • речевого тона и речевой громкости.

    Важная  часть коммуникативно-исполнительского мастерства - организация непосредственного общения в начальный его период. Условно это можно назвать "коммуникативной атакой", когда завоевывается инициатива в общении. Сегодня можно говорить о таких способах завоевания инициативы в общении, как

  • оперативность в организации изначального контакта,
  • оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению,
  • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия,
  • оперативное достижение социально-психологического единства с аудиторией, формирование чувства "мы",
  • придание взаимодействию личностного характера,
  • организация целостного контакта,
  • постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера и др.
 

    В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его - обучение общению через общение.

    В работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко, посвященных, в частности, анализу  культуры как своеобразного социально-психологического тренинга, выявлены принципы коммуникативного метода.

    Во-первых, это принцип целевой обусловленности.

    Во-вторых, принцип индивидуализации, который  позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения.

    В-третьих, это принцип функциональности, когда осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности в конкретных ситуациях празднования.

    В четвертых, принцип ситуативности, требующий учета коммуникативной  реальности в формах празднования.

    В-пятых, принцип актуальности, дающий возможность личности соотносить свое актуальное состояние с характером ситуации.

    Выделенные  пять принципов коммуникативного метода формирования соционормативной культуры общения личности взяты за основу при разработке социально-психологических тренингов общения.

Информация о работе Психодиагностика коммуникативного потенциала