Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
анализ понятия коммуникативного потенциала личности;
изучение роли психодиагностики в формировании коммуникативного потенциала;
определение коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности;
рассмотрение факторов, влияющих на формирование коммуникативно-исполнительского мастерства личности.
Введение
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность как качество личности в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные [4, с. 3].
Развитие компетентного межкультурного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для психологической диагностики и практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и личностное.
Компетентность
в межкультурном общении
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Психодиагностика
коммуникативного потенциала
Диагностика
и развитие коммуникативного потенциала
являются неотъемлемыми составляющими
формирования коммуникативно-
Проблема
коммуникативного потенциала личности
и его реализации заключается
в соотношении идеально возможного
действительно имеющегося. Таким
образом, определение возможных
вариантов и направлений
Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения в единстве трех его составляющих:
(1)
коммуникативные свойства
(2) коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;
(3)
коммуникативная компетентность - это
знание норм и правил общения,
например праздничного, владение
его технологией и т.д.
Понятие
«коммуникативный потенциал личности»
используется в нескольких аспектах:
•
коммуникативный потенциал личности является
не статической и динамической системой,
которая развивается (или наоборот), системой
свойств и способностей: она приобретается
в реальных условиях совместной деятельности
с другими людьми и в реальном общении
с ними; это система форм, средств, путей
интеграции своей деятельности с деятельностью
других, собственной личности с личностями
других; она закрепляется в виде личностных
качеств и особенностей и является своеобразной
индивидуальной «историей участия личности»
в совместной деятельности;
•
коммуникативные свойства характеризуют
личность через ее возможности как
конкретного и реального
•
в особых видах деятельности и
в конкретных ситуациях общения,
ставят к личности повышенные требования,
эти свойства выступают как внутренние
резервы личности, обеспечивающих эффективность
ее деятельности за этих условий; именно
при таких обстоятельствах оказываются
особенно значимыми ситуации и условия
психологической деятельности, связанные
с публичностью работы индивида, многоплановостью,
ее коммуникативной сущностью, а также
общение в эмоционально напряженных обстоятельствах,
таких как конфликты, межкультурные переговоры
и т.д. [5].
Итак, самыми принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности являются его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.
Одной из ключевых характеристик коммуникативного потенциала является коммуникативная культура личности как система следующих качеств личности:
(1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);
(2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, и, конечно, хорошая дикция);
(3)
культуру самонастройки на
(4)
культуру жестов и пластики
движений (самоуправление
(5)
культуру восприятия
(6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.
Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.
При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусно-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативных возможностях личности, имеют в виду стремление индивида к самовыражению, самоутверждению, оптимизацию процессов социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспектах коммуникативного потенциала личности, которые подвергаются психодиагностике.
Несмотря
на наличие разных подходов ученых
к пониманию психодиагностики коммуникативного
потенциала индивида, большинство психологов,
описывая классификации потребностей
личности, добавляет к ним и потребность
в общении, которая трактуется и как самостоятельная
специфическая установка личности на
общение с себе подобными, и как межличностные
притяжения, и как врожденный инстинкт
общения, врожденное стремление к афилиации
т.д. Следовательно, изучение коммуникативного
потенциала личности непосредственно
связано с анализом понятия «коммуникабельность»
как выражение потребности в общении,
в установлении социальных связей, как
выборочное отношение к людям, выборочное
использование форм и средств коммуникации
[5].
2.
Психодиагностика
и развитие коммуникативной
компетентности
Коммуникативная компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной [Бодалев, А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж, 1996].
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей:
Подобный прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, этно-культурных особенностей, эмоциональных оценок форм общения.
При
таком подходе к характеристике
коммуникативной компетентности целесообразно
рассмотреть общение как
Реализация
коммуникативного потенциала и коммуникативной
компетентности в ситуациях, как
межличностного, так и бизнес-общения
приводит к освоению коммуникативно-
Коммуникативно-
Информация о работе Психодиагностика коммуникативного потенциала