Психодиагностика коммуникативного потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

анализ понятия коммуникативного потенциала личности;
изучение роли психодиагностики в формировании коммуникативного потенциала;
определение коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности;
рассмотрение факторов, влияющих на формирование коммуникативно-исполнительского мастерства личности.

Файлы: 1 файл

психодиагностика.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Введение 

    Коммуникативная компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного  взаимодействия. Компетентность как  качество личности в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные [4, с. 3].

    Развитие  компетентного межкультурного общения  в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений  его гармонизации. При этом для психологической диагностики и практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и личностное.

    Компетентность  в межкультурном общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения. 

    Целью данной работы является рассмотрение коммуникативного процесса в рамках межкультурной коммуникации, а также психодиагностики как неотъемлемой части коммуникативного процесса.

    В соответствии с поставленной целью  в работе решаются следующие задачи:

  • анализ понятия коммуникативного потенциала личности;
  • изучение роли психодиагностики в формировании коммуникативного потенциала;
  • определение коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности;
  • рассмотрение факторов, влияющих на формирование коммуникативно-исполнительского мастерства личности.
 
 

 

     Психодиагностика  коммуникативного потенциала 

    
  1. Коммуникативный потенциал личности.
  2. Психодиагностика и развитие коммуникативной компетентности
  3. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности
 
 
  1. Коммуникативный потенциал личности.
 

    Диагностика и развитие коммуникативного потенциала являются неотъемлемыми составляющими  формирования коммуникативно-исполнительского мастерства личности как важного умения в реализации деловых и межкультурных коммуникаций.  

    Проблема  коммуникативного потенциала личности и его реализации заключается  в соотношении идеально возможного действительно имеющегося. Таким  образом, определение возможных  вариантов и направлений усовершенствования процесса общения и его коррекции в различных областях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала индивида. Принято различать психологическую и социальную основы коммуникативного потенциала. Психологическая основа предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, характерологичные свойства, индивидуальные особенности в процессе общения. Вместе с тем психологическая основа потенциала сама по себе - вне общей палитры причинно-следственных связей, вне системы общественных отношений, то есть вне социальной основой не может обеспечить эффективное коммуникативные жизни человека, оптимальную ее участие в регуляции социального процесса [5].

    Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения в единстве трех его составляющих:

    (1) коммуникативные свойства личности  характеризуют развитие потребности  в общении, отношение к способу  общения;

    (2) коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;

    (3) коммуникативная компетентность - это  знание норм и правил общения,  например праздничного, владение  его технологией и т.д.  

    Понятие «коммуникативный потенциал личности»  используется в нескольких аспектах:  

    • коммуникативный потенциал личности является не статической и динамической системой, которая развивается (или наоборот), системой свойств и способностей: она приобретается в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними; это система форм, средств, путей интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностями других; она закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности;  

    • коммуникативные свойства характеризуют  личность через ее возможности как  конкретного и реального участника  совместной с другими людьми деятельности и определяют эффективность такого участия, а соответственно, глубину  и полноту вхождения в совместную деятельность и сотрудничество, полноценность вхождения в группу, в кросс-культурное пространство;  

    • в особых видах деятельности и  в конкретных ситуациях общения, ставят к личности повышенные требования, эти свойства выступают как внутренние резервы личности, обеспечивающих эффективность ее деятельности за этих условий; именно при таких обстоятельствах оказываются особенно значимыми ситуации и условия психологической деятельности, связанные с публичностью работы индивида, многоплановостью, ее коммуникативной сущностью, а также общение в эмоционально напряженных обстоятельствах, таких как конфликты, межкультурные переговоры и т.д. [5]. 

    Итак, самыми принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности являются его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлений: от самосознания до практических действий через поведение.

    Одной из ключевых характеристик коммуникативного потенциала является коммуникативная культура личности как система следующих качеств личности:

    (1) творческое мышление (нестандартность,  гибкость мышления, в результате  чего общение предстает как  вид социального творчества);

    (2) культуру речевого действия (грамотность  построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, и, конечно, хорошая дикция);

    (3) культуру самонастройки на общение  и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

    (4) культуру жестов и пластики  движений (самоуправление психофизическим  напряжением и расслаблением,  деятельная самоактивация и т.д.);

    (5) культуру восприятия коммуникативных  действий партнера по общению;

    (6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.

    Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее формирования составляет опыт человеческого  общения. Основными источниками  приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной (форме) сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.

    При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусно-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативных возможностях личности, имеют в виду стремление индивида к самовыражению, самоутверждению, оптимизацию процессов социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспектах коммуникативного потенциала личности, которые подвергаются психодиагностике.

    Несмотря  на наличие разных подходов ученых к пониманию психодиагностики коммуникативного потенциала индивида, большинство психологов, описывая классификации потребностей личности, добавляет к ним и потребность в общении, которая трактуется и как самостоятельная специфическая установка личности на общение с себе подобными, и как межличностные притяжения, и как врожденный инстинкт общения, врожденное стремление к афилиации т.д. Следовательно, изучение коммуникативного потенциала личности непосредственно связано с анализом понятия «коммуникабельность» как выражение потребности в общении, в установлении социальных связей, как выборочное отношение к людям, выборочное использование форм и средств коммуникации [5].  

    2. Психодиагностика  и развитие коммуникативной  компетентности 

    Коммуникативная компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной [Бодалев, А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж, 1996].

    Реализация  личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей:

  • Умение давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться.
  • Умение социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации.
  • Способность осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

    Подобный прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

    Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в  процессе общения. Уровень установки  может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе  изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, этно-культурных особенностей, эмоциональных оценок форм общения.

    При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно  рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

  • Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении);
  • Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения;
  • Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.);
  • Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения) [1, c. 54].

    Реализация  коммуникативного потенциала и коммуникативной  компетентности в ситуациях, как  межличностного, так и бизнес-общения  приводит к освоению коммуникативно-исполнительского мастерства личности.

    Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В  коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как  управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-сихологического состояния.

Информация о работе Психодиагностика коммуникативного потенциала