Контрольная работа по "Информационный системы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Человечество в процессе своего развития, прежде всего, уделяло внимание созданию орудий труда, облегчающих и делающих более эффективным его труд. Существует мнение, что между появлением первых орудий труда и первыми попытками обмена информацией человечество проделало путь в миллионы лет. Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Это и наскальные рисунки, и знаки и рисунки на коре, на папирусе и т.д.

Оглавление

Введение с.3
Основная часть с.4-22
1 вопрос. Управление и информация в экономике. Понятие,
сущность и виды 4-15
2 вопрос. Связь управления и информации с кибернетикой 16-22
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Информ системы2.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение   с.3

    Основная  часть с.4-22

    1 вопрос. Управление и информация  в экономике. Понятие,

 сущность  и  виды 4-15

    2 вопрос. Связь управления и информации  с кибернетикой 16-22

    Заключение 23

    Список  литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Человечество в процессе своего развития, прежде всего, уделяло внимание созданию орудий труда, облегчающих и делающих более эффективным его труд. Существует мнение, что между появлением первых орудий труда и первыми попытками обмена информацией человечество проделало путь в миллионы лет. Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Это и наскальные рисунки, и знаки и рисунки на коре, на папирусе и т.д. Мощным толчком к развитию информационных технологий явилось книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии, занимающей и в настоящее время значительное место.

    Потребность в передаче и обмене информацией  человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф и пр., то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Изобретение радио и телевидения, а затем компьютера, цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание в 1978 г. первого персонального компьютера и совершенно невероятное и исключительно быстрое его распространение и развитие именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации и позволили новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ).

    1 вопрос. Управление  и информация в  экономике. Понятие,  сущность  и   виды

    Важным  в определении "система организационно-экономического управления" является понятие "управление". Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что управление – это целенаправленное воздействие органов управления на управляемый объект. В теории управления принято более строгое определение этого понятия: управление - функция системы, ориентированная либо на сохранение ее основного качества (т.е. совокупности свойств, утеря которых влечет разрушение системы) в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой целевой программы, призванной обеспечить устойчивость ее функционирования (свойство "гомеостаза ") при достижении определенной заданной цели.1

    Функции управления при этом формируются  с учетом трех основных признаков функциональной спецификации. Для производственной сферы деятельности выделение функций управления обычно соответствует элементам производственного процесса:

    • управлению материальными ресурсами;

    • управлению трудовыми ресурсами;

    • управлению финансовыми ресурсами  и т.д.

    Реализация  функций управления предполагает решение  ряда 
задач, под которыми обычно понимают получение (формирование) документов, содержащих сведения, необходимые специалисту управления для принятия обоснованных управленческих решений.

    Как правило, для формулирования задач  заимствуются характеристики соответствующих  функций управления, к которым  добавляются три признака, характеризующие непосредственно данную задачу:

    • принадлежность к конкретному объекту  управления;

    • технологический способ (тип или  вид) решения задачи;

    • результат управленческой деятельности.

    Например, функции материально-технического снабжения реализуются в результате решения следующих задач:

    • планирования потребности материальных ресурсов;

    • заключения договоров с поставщиками;

    • оперативного контроля за выполнением  договоров поставки;

    • учета поставок и расчетов с поставщиками и т.д.

    Управление  - функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели.2

    Как уже отмечалось выше, современные  объекты управления (предприятия, организации) представляют собой сложные большие системы, что требует адекватных по сложности систем управления этими объектами. Вместе с тем любая система управления может быть представлена в виде двух компонентов: управляющей и управляемой подсистем (иногда говорят об управляющей 
и управляемой системах). Взаимосвязь и взаимодействие этих компонентов системы управления представлена в виде схемы (рис. 1).

    Управляющая подсистема осуществляет функции управления, управляемая подсистема является объектом управления. При этом под управляющей подсистемой понимается комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения и передачи информации, формирования управленческих воздействий.

    Любая система, в которой реализуются  функции управления, обычно называется системой управления.

    Система управления функционирует благодаря  взаимодействию управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой через каналы связи (прямой и обратный). По каналам связи управляющая подсистема получает информацию и после ее обработки, исходя из целей управления и правил принятия (выработки) управленческих решений, формирует и передает в виде результатной информации управляющее воздействие.

    В итоге этого воздействия объект управления изменяет (или сохраняет) свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой, которая анализирует это изменение и либо вырабатывает новое управленческое решение, либо сохраняет "пассивное" состояние. Такое функционирование управляющей подсистемы является наиболее рациональным, так как реализует принцип "управление по отклонениям не перегружая излишней информацией систему управления.3

    Следует иметь в виду, что управление динамическими системами (к которым относится как экономика в целом, так и ее отдельные компоненты) подвергается воздействиям изменчивой внешней среды, что сопряжено с привлечением и обработкой огромных объемов информации. Ее обработка в одном центре становится практически нереализуемой задачей. Управление из одного центра всеми элементами объекта управления, даже если оно в принципе реализуемо, не может быть эффективным. Поэтому на практике структура управляющей подсистемы, как правило, строится по иерархическому многоступенчатому принципу. В правильно организованной управляющей подсистеме низший уровень управления предстает перед высшим как "черный ящик", информирующий вышестоящий уровень лишь о результатах своей деятельности, но не о внутренних процессах, связанных с ее реализацией.

    Н. Винер в своей книге "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине" подчеркнул, что связь (или передача информации) и управление являются основными процессами, характеризующими любую организацию.

    Рис.1. Принципиальная схема построения системы  экономического управления4

    Таким образом, управление - это, прежде всего информационный процесс, предполагающий выполнение функций по сбору, передаче, хранению, обработке и анализу информации, необходимых для выработки соответствующих управленческих решений.

    Подчеркивая важность информационной составляющей процессов управления, специалисты в области информатики, говоря об управляющей системе, чаще всего употребляют понятия «информационная управляющая система», «информационная система управления», «информационная система».

    В современных условиях принятие эффективных  решений в области управления требует переработки больших объемов информации. Качественная неоднородность такой информации и сложность ее обработки в условиях оперативности получения требуют разделения функций по получению, передаче, хранению и обработке информации между человеком и техническими средствами, среди которых центральное место отводится вычислительным машинам.

    Все процессы управления, протекающие в  системе управления, отражаются в виде информационных процессов. Но что такое информация? В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями «сообщение», «сведения», «данные», «знания». Такое соотношение допустимо лишь до некоторой степени, так как у всех этих понятий есть одно общее важное свойство - они обозначают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов.5

    Информация, как явление, стала объектом пристального научного внимания в первой половине XX века, когда развитие технического прогресса привело к значительному усовершенствованию печатного дела, средств телефонной и радиоволновой связи, появлению электронных машин, способных обрабатывать информацию самостоятельно, без непосредственной помощи человека. Существует множество определений понятия «информация». Ее можно рассматривать как нечто, присущее только человеку и животному в рамках возможностей их мозговых функций, а можно рассматривать как свойство неживой природы, взаимодействия любых предметов между собой. Информацию можно воспринимать как исключительно идеальный объект, мыслительный образ, а можно ставить в зависимость от материального мира, так как информация — это данные о материальном и данные, которые могут существовать только на материальных носителях.6

    Каждая  область человеческой деятельности связана со "своей" информацией. Экономическая наука, экономическая деятельность общества оперируют информацией, которая называется экономической. Как категория экономическая информация, с одной стороны, соответствует общему понятию "информация", с другой - неразрывно связана с экономикой и управлением народным хозяйством. Поэтому на экономическую информацию распространяются различные толкования и свойства: присущие информации вообще и в то же время отражающие ее характерные особенности и отличия, вытекающие из ее природы. Таким образом, экономическая информация представляет собой лишь одну из разновидностей информации, хотя и достаточно важную.

    В общем случае под термином "экономическая информация" понимается информация, отражающая и обслуживающая процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Более строго: экономическая информация - это объективизированное воплощение - с помощью знаков и сигналов - знание о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.

    Экономическая информация служит инструментом управления и одновременно принадлежит к его элементам. Ее необходимо рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации,7 которая обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством. Экономическая информация представляет собой совокупность сведений (данных), отражающих состояние и определяющих направление развития народного хозяйства и его отдельных звеньев. В информационных процессах, осуществляемых в управлении, информация играет роль предмета труда (исходная, "сырая" информация) и продукта труда (результатная, "обработанная" информация). Говоря о понятии "экономическая информация" с кибернетических позиций, информационный процесс управления можно охарактеризовать как превращение сведений (исходных данных) в экономическую информацию, необходимую для принятия решений, направленных на обеспечение заданного состояния народного хозяйства и его оптимального развития.

    Экономическая информация неотделима от информационного  процесса управления, осуществляемого в производственной и непроизводственной сферах, она используется во всех отраслях народного хозяйства и во всех органах общегосударственного управления.8

    Экономическая информация насчитывает много разновидностей (типов), которые выделяются на основе соответствующих классификационных критериев, например:

    • по принадлежности к сфере материального  производства и непроизводственной сфере, а внутри - по отраслям и подотраслям народного хозяйства в соответствии с принятой их группировкой;

    • по стадиям воспроизводства и  элементам производственного процесса. В силу этого выделяется информация, отражающая снабжение, производство, распределение и потребление, а также материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

    • по временным стадиям управления. С этих позиций выделяются: прогнозная информация, плановая, учетная, информация для анализа хозяйственной деятельности, оперативного управления, составления отчетности;

Информация о работе Контрольная работа по "Информационный системы"